Урок в 8-м «В», пятый по счету, скоро звонок, конец второй смены. Для 8-го «В» это еще и окончание пары по математике. На улице холодно и темно, вечер. А в кабинете на третьем этаже воронежской гимназии имени академика Басова – самой известной школы города – тепло, уютно и тихо-тихо, только ручки шуршат, да периодически кто-то выходит к доске, тоже негромко, чтобы решить очередное задание.
Сижу за последней партой и под впечатлением от этой тишины сама стараюсь быть как можно незаметнее: никогда не думала, что пятый урок, да еще в восьмом классе, да еще во вторую смену (!), может быть таким спокойным и рабочим, прекрасно видно, что работают все. Да, кто-то может отвлечься, опоздать мыслями, что-то не поняв сначала, но вот он уже наверстывает, уже снова думает и решает. А как иначе, ведь учитель сразу подошла к нему, наклонилась над его тетрадью, показала, что не так, и вот уже снова осматривает класс: все ли внимательны или есть еще отвлекающиеся?.. Первый раз за все время урока Ирина Каминская присела в свое учительское кресло уже после звонка. Класс вышел – 18 ребят и 5 девочек, нормальное сочетание для физико-математического класса. Вспоминаю, как тихо сидели они на второй вечерней математике, и снова удивляюсь и делюсь своим удивлением с Ириной Анатольевной. А та говорит, что ничего необычного в этом нет, что это был обыкновенный урок в ее обычном классе. Просто в басовскую гимназию дети приходят именно для того, чтобы учиться, то есть здесь собираются самые мотивированные на учебу дети со всего города. А в 8-й «В» ребята попали после конкурса, после вступительных экзаменов, поэтому желание учиться у них огромное. – И мне самой, – говорит Ирина Анатольевна, – очень нравится работать в таких классах. Можно сказать, судьба ко мне благосклонна, мне с работой повезло. А я про себя мысленно добавляю, что, наверное, и во всем остальном тоже. У победителя воронежского регионального этапа конкурса «Учитель года-2014», вышедшего в лидерскую «пятнашку» на всероссийском финале, прекрасная семья – муж и две дочери. Старшая окончила Высшую школу экономики, работает в Москве. Младшая учится в 8-м классе воронежского лицея №7. Почему не с мамой в одной школе? Потому что мама против этого. По словам Ирины, она из тех родительниц, которые к своему ребенку могут быть более требовательны, чем к остальным. А чтобы таких ситуаций не возникало, лучше маме и дочке ходить в разные школы. Вечером дома мама, конечно, может помочь приготовить уроки, но тут другая история. Во-первых, ей некогда, а во-вторых, дочери и сами хорошо справляются. Наверное, это у них семейное: папа – математик, работает программистом, бабушка Зоя Петровна Каминская – учитель математики с 40-летним педагогическим стажем! Разве можно в такой семье плохо знать математику? Сама Ирина Анатольевна эту точную науку полюбила с детства. Главным наставником, образцом для подражания она считает свою первую учительницу Ирину Васильевну Паничкину. У нее Ирина Каминская училась с первого по шестой класс в школе города Душанбе, где они тогда жили с родителями. Паничкина по специальности учитель математики, но так получилось, что именно в этом классе она сначала была учителем начальной школы, а потом преподавала своим ребятам математику до выпускного. Самое удивительное, что сейчас Ирина Васильевна живет в Воронеже! Вот так сложилась жизнь. – Думаю, – говорит Ирина Каминская, – что именно она сыграла большую роль в моем выборе – и своим обаянием, и тем, как она возилась с нами, как любила математику и старалась привить эту любовь нам. Мы с родителями переехали из Душанбе в Подмосковье, когда я училась в шестом классе. Конечно, тогда я ничего серьезного для себя еще не планировала на будущее. После окончания школы Ирина поступила на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Программистом не стала, зато познакомилась там со своим будущим мужем, поженились, родилась первая дочка, и все вместе после окончания университета приехали в Воронеж, к мужу и папе. Годы были трудные, с зарплатой плохо, с работой тоже. Ирина устроилась учителем математики в Воронежский технико-экономический колледж. Проработала там недолго, поняла, что еще чуть-чуть, и не выдержит, уйдет из профессии. Но решила попробовать себя в школе, и вот тут повезло, ее взяли учителем математики в учебно-воспитательный комплекс имени Киселева. В течение долгих лет это, можно сказать, главный соперник гимназии имени Басова, в УВК традиционно много победителей олимпиад и сильные математические традиции, недаром школа носит имя известного русского математика и автора учебников. Работая здесь, Ирина Анатольевна в 2004 году впервые участвовала в конкурсе «Учитель года» и вошла в число лауреатов областного этапа. Потом по семейным обстоятельствам и в связи с переездом перевелась в гимназию имени Басова и ровно через 10 лет, что называется со второй попытки, выиграла региональный конкурс. Говорит, во второй раз долго колебалась, участвовать или нет. Понимала, что, выступая за город, вполне может пройти на областной этап и даже, возможно, победит на нем. Это не было переоценкой сил. Просто когда 10 лет назад участвовала в конкурсе впервые, произвела хорошее впечатление на жюри, и ее саму стали приглашать «пожюрить» в следующих конкурсах. Потом вместе с Натальей Сергеевной Тихоновой, главным методистом организационно-методического отдела ВОИПКРО, а еще точнее, главной душой и вдохновителем воронежского регионального «Учителя года», они выпускали газету для областного конкурса, из года в год общаясь с его участниками. Одним словом, Ирина очень хорошо знала, каким требованиям должен соответствовать победитель, и правильно оценивала свои силы… Говорит, мужа сразу предупредила, что конкурс может затянуться вплоть до Москвы. Он согласился, поддержал и, как всегда, помогал во всем. После успешного выступления на всероссийском финале ощущение осталось двойственное. С одной стороны, очень радостно и приятно, и гордость, что не зря все это делала. Еще благодарность всем – школе, ученикам, своим родным за поддержку. А с другой стороны, добавилось чувство большой ответственности, понимание, что и дети, и родители воспринимают ее теперь на уровень выше. А раз так, значит, должна соответствовать и все делать правильно, наилучшим образом. Например, у нее есть свои выработанные с годами правила общения с родителями учеников. Прежде всего должно быть доброжелательное, корректное общение в любой ситуации. Она всегда помнит, что представляет не только себя, но и школу. Это особенно важно, когда случаются спорные ситуации, когда учитель, по словам Ирины Анатольевны, не может удовлетворить требования родителей. – И как вы поступаете? – Уговариваю. Даже на родительских собраниях пытаюсь уговаривать родителей: давайте все-таки воспитывать взрослых людей. То есть давайте дадим нашим детям возможность самим совершить свои ошибки и самим их исправить… К сожалению, современные дети в массе своей стали более инфантильны. И я даже понимаю примерно, почему так. Большинство их родителей оканчивали школу в 90-е годы, было нелегко. Теперь они хотят дать своим детям то, что недополучили сами, окружить их любовью и заботой. Но часто получается так, что любовь и забота превращаются в гиперопеку. Поэтому я стараюсь убедить родителей, но зачастую проще убедить самого ребенка, старшеклассника, чтобы он объяснил маме, что у него в этом полугодии выходит тройка, но он постарается в следующем, начнет вместе с учителем активно работать, и обязательно будет «4»! Самое интересно, что действительно так и получается. Этот подход дает лучшие результаты. Нельзя, чтобы ребенок всегда был идеален, особенно в трудном возрасте 8-9-го класса. Главное, чтобы дети были мотивированы на учебу, на хорошие поступки, на доброе отношение друг к другу. Я спрашиваю ее, а насколько важно для элитной гимназии душевное тепло в отношениях между ребятами, между учителем и учениками, даже в самом педколлективе? Есть ли на это, говоря рыночным языком экономики, спрос? Со стороны кажется, что в ведущей городской гимназии главное – знания, высокий уровень результатов. Ирина Анатольевна говорит, что многое зависит от самого учителя. Некоторые учителя заставляют детей учиться принуждением, усилием воли. Это тоже может дать хороший результат. Но у нее самой так не получается. Главный принцип работы Ирины Каминской в следующем: для достижения высоких результатов в обучении надо, чтобы и ребенку, и учителю было хорошо и комфортно общаться и учиться. Вообще слово «комфортно» одно из ее любимых. Говорит, что может поспорить, разозлиться на что-то, например, по поводу решения какой-нибудь задачи. Даже может накричать, но потом самой же первой становится смешно из-за такого поведения. В целом Ирина считает себя уравновешенным человеком, которого трудно вывести, но с другой стороны, она и эмоциональна. Главное, что положительных эмоций у нее всегда больше. Быть спокойной, сдержанной – это не самоцель, не установка на уроке, а свойство характера. Спрашиваю, какие требования она предъявляет к себе в профессии. – Во-первых, безусловно, компетентность в предмете. Это не значит, что я не могу ошибиться и сказать ребенку: «Я этого не знаю». Но завтра я уже должна разобраться, узнать, прийти и рассказать ему. Есть еще одно, чего не хватает любому учителю. Надо стараться увидеть каждого ребенка. Но когда в классе сидят 30 человек, можно не заметить каждого – то голова болит, то не услышишь, то внимания не обратишь. А надо, чтобы возникла эмпатия, надо уметь чувствовать состояние ребенка и реагировать на него. В Москве на всероссийском финале Каминскую назвали одной из самых красивых конкурсанток. Поэтому, конечно, я не могла не попросить Ирину Анатольевну поделиться секретами красоты, например, личной диетой. В ответ она смеется и говорит, что рецепт у нее один. Приходишь к 12 часам на работу (вторая смена начинается в два, а надо еще подготовиться), при этом дома успеваешь только позавтракать. А возвращаешься домой после восьми вечера, когда заканчивается шестой урок. Вот и вся диета. А главный рецепт красоты и хорошего настроения – быть к детям поближе, от них всегда получаешь заряд бодрости и хорошего настроения, а еще – комфорт и спокойствие, только важно, чтобы отношения были искренние. Методический материал Ирины Каминской читайте на сайте «Учительской газеты» http//www.ug.ru/method_category/119Воронежская область, фото автора
Комментарии