Скоро любимый многими Яблочный Спас, праздник Преображения. «Яблочная» тема для нашей газеты тоже весьма актуальна. Именно яблоко стало логотипом нового, недавно открывшегося в Иванове центра детского технического творчества «Новация», аналогов которому не найти, пожалуй, во всей стране.
Свою работу «Новация» начала в декабре прошлого года, но сегодня нет ни одного ивановского школьника, который бы о ней не слышал. И дело не в рекламе. Просто центр с первых же дней своего существования стал активным участником многих общественно важных мероприятий города, а в некоторых начинаниях даже выступил инициатором. День числа пи, День предпринимателя, День отказа от курения, празднование 140-летия Иванова – вот далеко не полный список событий, в которых молодая, но полная энергии «Новация» проявила себя с самой лучшей стороны и явила городу и миру свои первые достижения. Такой пиар оказался наиболее действенным из всех возможных, поэтому старшеклассники наперегонки побежали записываться на курсы центра по самым разным направлениям, а родители младших школьников и дошколят повели в центр детского технического творчества своих детей. Ведь то, что он предлагает, да еще и бесплатно, не найдешь ни в одной школе, ни в одном клубе.
Особенностью «Новации» можно считать комплексную программу развития – так называемый проектный подход. Суть его в том, чтобы каждый ребенок смог под руководством своих молодых наставников пройти все этапы от задумки до конкретного результата, то есть самостоятельно, пройдя через все этапы теоретической и практической подготовки, создать собственный готовый продукт и увидеть плоды своего труда. Этот подход предусматривает несколько краткосрочных курсов, и этим отличается от кружков или студий, работающих во дворцах творчества. Там ребенок, записавшийся в авиамодельный кружок, будет несколько лет заниматься только этим, осваивая технологию изготовления моделей и постепенно их усложняя. В «Новации» другая система – ребенок приходит со своим проектом. Например, он хочет научиться делать компьютерные игры. Для этого ему нужно освоить графический дизайн, но без основы рисунка ему не обойтись. В центре его не станут учить рисовать, как в изостудии, но дадут понятия о цвете, форме, перспективе и композиции, чтобы он смог говорить с дизайнером на одном языке. После графического дизайна ребенок перейдет на курсы программирования. Тому, кто хочет научиться создавать сайты, нужно будет после основ графического дизайна пройти курсы сайтомоделирования. Разумеется, все они здесь же – в «Новации», никуда ходить не нужно.
В центре с самого начала предусмотрена разработка и реализация индивидуальной программы для каждого ребенка. Кроме того, «Новация» учитывает возрастную психологию. Дети часто хотят попробовать свои силы в разных направлениях, освоить самые разнообразные навыки. Подростку хочется сначала заниматься чем-то одним, потом возникает другой интерес. И это тоже нормально. Первоначальная идея тоже может поменяться в процессе приобретения навыков. В гибкости и мобильности построения модулей заключена изюминка «Новации», которая существенно отличается и от центров одаренных детей. Задача центров для одаренных – взять талантливого ребенка, развить его способности и получить результат – вырастить победителя олимпиады или какого-то конкурса. «Новация» же ставит себе другую задачу – взять любого ребенка, заинтересовать его, показать возможные направления приложения сил и создать условия, чтобы он попробовал и нашел себя.
Идея центра, как говорится, витала в воздухе, Елена Александровна Юферова, руководитель Ивановского городского управления образования, давно ее обдумывала, но понимала, что реализовать ее сможет только молодой и перспективный менеджер, съевший собаку в реализации бизнес-идей. Такой нашелся среди давних социальных партнеров управления образования – Алексей Кирьянов, бизнесмен, кандидат экономических наук, руководитель дизайнерской фирмы. Молодой, энергичный, креативный человек, умеющий говорить с молодежью на ее языке, принял предложение, потому что сам загорелся идеей развития творческих способностей у подростков. Он не только сам пришел в дополнительное образование, но и привел с собой свою команду, не только молодых и столь же энергичных педагогов, но и инженеров и программистов, готовых работать за идею. Гордостью «Новации» является преподаватель, приезжающий на занятия из Москвы два раза в неделю. Поскольку он совместитель, его месячная зарплата в центре сравнима с оплатой часа работы в московской фирме, но он тем не менее ездит в Иваново, потому что понимает, насколько важна его общественная нагрузка. Таких энтузиастов Алексею Кирьянову удалось привлечь во многом благодаря тому, что и сам он энтузиаст. Не романтик – настоящий бизнесмен и лидер, но созидательный потенциал его настолько высок, что диктует ему свои правила игры. В ней результат значит гораздо больше личной выгоды.
Всего в коллективе 12 человек, половина из них – совместители, и что самое приятное – у каждого сотрудника горят глаза. Давние связи с бизнесменами помогли Алексею Евгеньевичу сделать отличный ремонт в старом, столетнем здании бывшей общеобразовательной школы. Сегодня, если бы кто вошел внутрь, не узнал бы старой школы. Все вокруг новое, оригинальное и ультрасовременное.
– Только такой и может быть «Новация», – считает Алексей Евгеньевич. И тут же поясняет: – Дети должны видеть, что мы на пике современности, а не прошлый век. У нас основа команды – дизайнеры, поэтому к дизайну мы подходим очень серьезно. Обыгрываем, смотрим, что у нас есть и как это можно красиво подать. Например, идея третьего этажа – полностью хай-тек, вершина современной мысли, а второй этаж у нас мягкий, декоративно-прикладной, мы сделали арт-холл, в нем будут проводиться выставки, есть стена, на которой дети сами рисуют, предусмотрена установка плазменной панели, на которой будут идти презентации. Есть галерея зеркал с чертами лиц и атрибутами выдающихся деятелей науки и техники, которые изменили мир, каждый может примерить на себя облик Нобеля, Гагарина, Эйнштейна. В конце галереи – просто зеркало с надписью «Следующим можешь быть ты». Все это мотивирует. Вообще же задумок много, и ничего раз и навсегда застывшего у нас нет и не будет. «Новация» всегда должна быть новацией, мы просто обязаны все время меняться и развиваться, чтобы детям было интересно. Проблемы вузов и ссузов состоят в том, что там учат тому, что уже давно внедрено, старым методам, технологиям, часто на старом оборудовании, на котором уже никто сегодня не работает. Выпускники приходят в фирмы и на предприятия и там процесс обучения начинают заново. Мы будем сразу же обучать детей на новом, современном оборудовании, имеющемся на рынке. Чтобы этот замысел осуществить, нужны социальные партнеры – бизнесмены. Поисками их мы сейчас занимаемся. Вот, например, у нас есть столярная мастерская, но со временем мы ее модернизируем, приобретем станок с программным управлением. Мы уже нашли партнеров, которые нам поставляют оборудование с очень большой скидкой. Например, купили современный сверлильный станок в два с лишним раза дешевле. Найдем со временем фирмы, готовые нам поставить станок с ЧПУ.
– Это здорово. А какие еще планы на перспективу?
– В планах у нас оборудовать актовый зал, новый, интерактивный, с мониторами. До октября мы должны оборудовать все кабинеты, одной из первых – лабораторию естественно-научных опытов, ее станут посещать дети начиная с седьмого класса. Будут проводить опыты по химии, физике и биологии. В школах у детей мало возможностей попробовать что-то своими руками, у нас они смогут все это делать. Кроме того, есть идея создать что-то вроде музея развития технической мысли. По одной стене мы планируем выставить компьютеры – от самого старого до современного. Причем современный будет висеть на ниточках, собранный полностью и работающий. Ребята смогут видеть, как там, что и зачем, где мигает, для чего. Автор идеи – Дмитрий Станиславович Силин. Это будет не совсем радиокружок, который известен людям моего поколения и старше. Ребенку сегодня интересно открыть компьютер и его починить. Компания «Формоза» согласилась нам поставлять компьютеры, которые можно разбирать. В сентябре планируем запустить детский бизнес-инкубатор, там желающие смогут получить основы предпринимательства, первый этап в этом направлении нами уже сделан. Весной прошел конкурс на лучшие бизнес-идеи, в мае состоялась защита проектов. На Дне предпринимателя 27 мая победители получили призы – подарки от «Мегафона», модемы. Кроме того, недавно мы выиграли грант на создание инновационной школы раннего развития для дошкольников, где они будут получать первые технические навыки и постигать основы логики. Когда ребята пойдут в школу, смогут посещать у нас легороботостроение, столярные мастерские, девочки – бисероплетение и курсы машинного вязания. Ведь понятно, что помимо новых технологий каждому человеку нужны элементарные умения, такие, например, как умение держать рубанок, иголку, работать с материалом, пилить, строгать, – для жизни все это нужно.
– Как вы говорите с родителями? Что им предлагаете?
– У нас было только одно такое собрание. Родители пришли с детьми. Пока мы общались, детей протестировали наши психологи и дали каждому родителю рекомендации, над чем работать, на что обратить внимание. У кого-то отстает воображение, у кого-то хромает соображение. Мы рассказали родителям, что комплексная программа рассчитана на несколько направлений с определенным количеством часов. Например, робототехника рассчитана на 12 занятий. Сначала дети собирают фигуры, а потом уже руководитель видит, кого можно перевести на следующий уровень – уровень программирования, а кому еще рано. Вообще у нас это направление будет одним из центральных. Поедем уже в следующем году на Робофест.
– Вы не пожалели еще, что ввязались в это дело?
– Нет, мне очень интересно. Этот проект хорош тем, что он автономный, то есть дает возможность распоряжаться денежными средствами гораздо свободнее. В рамках муниципального задания мы обязаны обучить 300 человек, но реально обучать 800, лицензию мы будем получать на 900. Потому что даже за первую неделю пассивной рекламы мы набрали 72 человека, до конца мая у нас уже было более трехсот, к началу учебного года придут еще дети.
– Алексей Евгеньевич, как вас сюда заманили?
– Мы давно сотрудничаем с управлением образования, верстали по их заказу городскую газету для школьников «Просто класс» и ее приложения, работали над совместными социальными проектами. Теперь мы решили, что правильнее, если школьную газету будут делать сами школьники под руководством взрослых. Конечно, я сам сверстаю газету за 4 часа, а дети – за четыре дня, но это более разумно. У нас открыты курсы верстальщиков, предусматривающие восемь занятий. Получив навыки, дети смогут верстать газету в графической программе самостоятельно. Главное, чтобы была заинтересованность. Над мотивацией детей мы тоже активно работаем. У нас появится своя атрибутика – нас начнут узнавать, главное же – мы будем развивать принципы Макаренко, кстати, их взяли себе и скаутские организации – старшие дети станут учить младших. Мы планируем на следующий год организовать летний лагерь, где старшеклассники будут вожатыми и смогут передавать опыт наставничества младшим.
Наверное, не стоит говорить, насколько важно сегодня для России это направление. Председатель экспертной комиссии по технико-внедренческим зонам при Минэкономразвития России Иван Бортник на встрече с работниками высшей школы с сожалением говорил о том, что последовательно проходить все этапы от идеи до внедрения у нас не учит никто – ни школа, ни университеты, но без подобных навыков мы и шагу не сможем сделать к новым технологиям. Центры, подобные «Новации», смогут заполнить эту нишу.
Комментарии