По одной из философских теорий жизнь есть набор закономерных случайностей. Психолог лицея №1 имени Н.К.Крупской Магадана Ирина НИКОЛАЕВА вряд ли может объяснить, когда и в какой момент она решила выбрать эту профессию. Но считает, что, похоже, все шло именно к тому…
В нашей жизни все взаимосвязано и взаимозависимо. Случайно ли, скажем, то, что когда-то давно (впрочем, не так уж и давно, учитывая возраст Ирины Вадимовны), еще в школе, когда они всем классом ставили спектакль «Вагончик», ей досталась роль… психиатра? Или другая интересная закономерность – в дни ученического самоуправления школьнице Ире Николаевой каждый раз нравилось идти именно в младшие классы, вести уроки для самых маленьких. Так или иначе, но решение стать педагогом было для нее вполне естественным, а для других – объяснимым.
Говорят, человек формирует события своим собственным отношением к жизни. Вредные, завистливые и недовольные постоянно сталкиваются с негативом и злом, а светлым и добрым везет на хорошее. Наталья Гришенко, директор лицея №1, считает, что когда, еще будучи студенткой-практиканткой, Ирина пришла в это учебное заведение, везение было здесь обоюдным. И закономерным. Молодая симпатичная девушка, словно окруженная каким-то светлым ореолом, вряд ли могла попасть куда-либо еще, кроме как в самую лучшую школу города и области.
– Мы сразу же отметили ее необычайные способности, трудолюбие и ответственность, – говорит Наталья Михайловна. – И почему-то подумалось: у этой девочки большое будущее. Поэтому и постарались сделать все, чтобы она осталась у нас. Принимая на работу молодого специалиста, любой руководитель обычно всегда рискует – надолго ли хватит энергии и энтузиазма, не переманит ли кто более выгодным предложением. Однако здесь я была уверена: все будет хорошо! Поэтому сразу предложила ей не только должность учителя начальных классов, но и ставку психолога.
Как утверждают коллеги, несмотря на свои годы Николаева обладает недюжинным исследовательским умом и аналитическим мышлением. Но это сейчас она пишет диссертацию на мудреную тему «Осуществление классным руководителем индивидуальной поддержки учащихся» и штудирует монографии академиков. А ведь ее самое первое открытие заключалось в том, что на первом году работы она поняла: в жизни все не так, как в учебниках психологии! Ничего нельзя предугадать, и каждый раз приходится выстраивать новую, индивидуальную линию поведения с каждым школьником. Хотя ей это, похоже, нравится. Каждый день – сплошные неожиданности, непредсказуемые ситуации! Да, для неспециалиста это все равно что переходить улицу на красный свет задом наперед с закрытыми глазами. А профессионал никогда не рискует напрасно, видит, куда он идет, и знает, что двигаться можно только на зеленый.
Но что греха таить, к работе школьного психолога многие относятся весьма скептически. Прийти на урок, посмотреть со стороны, протестировать, а потом давать советы, что хорошо, а что плохо, причем не давая никакой гарантии, – этак каждый может. А вот если бы навалить на него две ставки плюс куча всего остального, а потом взгреть за плохие результаты, тогда бы он знал, что жизнь – это не мед.
Да, к сожалению, от них порой ждут сиюминутного и блистательного эффекта, как в сказке – «И тут вошел психолог…». Но мало кто понимает, насколько это тяжелая и кропотливая работа. А вот своих коллег-предметников Ирина Вадимовна понимает, поскольку не только преподавала в младших классах и замещала в старших, но и несколько лет была классным руководителем. Потому, основываясь на своем опыте, она уверена: на самом деле одного психолога на школу мало – уж слишком сильно отличаются между собой младшие и старшие школьники, не говоря уже о взрослых.
Вот именно для того чтобы помочь взрослым найти общий язык не только с детьми, но и друг с другом, она решила организовать в школе психологическую службу для учителей, детей и родителей.
Результат же не заставил себя долго ждать. Заметно сократилось количество конфликтных ситуаций между учителями и учениками, родители стали гораздо чаще обращаться в школу со своими проблемами и вопросами. И, что очень важно, педагоги стали стремиться повысить уровень своего профессионализма – каждый хочет выглядеть более подкованным, развитым и современным, чтобы не отставать от жизни. Ирина Вадимовна регулярно проводит семинары, тренинги, деловые игры, вместе с коллегами проигрывает как типичные, так и нестандартные ситуации, в которых может оказаться каждый.
Кстати, психологическая служба обеспечивает сопровождение экспериментов, проходящих в лицее, – по ЕГЭ, по совершенствованию структуры содержания образования, по предпрофильному и профильному обучению и так далее. Впрочем, Николаева с самого начала вела в 8-м классе факультатив «Основы профориентации», а теперь в старших классах еще и элективный курс «Слагаемые выбора профильного обучения». Кстати, она считает, что многие неудачи единого госэкзамена происходят именно потому, что к нему пытаются готовить с позиции знаний, а не с психологической точки зрения. Это упущение здесь ликвидировано, и в результате – никакого ажиотажа, нервотрепки ни до, ни во время экзамена, а по итогам ребята получают стабильно высокие баллы и поступают в престижные вузы на бюджетные места.
…А вообще-то ей не сильно нравится, когда к ней обращаются только как к профессионалу – «вот скажи как психолог…». Ведь если она старается видеть в каждом прежде всего человека, а в ней видят прежде всего специалиста, разве это не обидно? Но что людям до тонкостей, если им нужен конкретный совет. А Ирина Вадимовна, впрочем, как и любой уважающий себя психолог, советов не дает. Потому что мастерство заключается вовсе не в том, чтобы дать человеку готовый рецепт и тем позволить ему спихнуть на тебя всю ответственность. Важно помочь ему самому что-то понять, взвесить, увидеть ситуацию с другой стороны, представить какие-то варианты, не тыкать пальцем и не указывать правильный путь, а дать возможность выбора. Это очень сложно. Но иначе нельзя. При всей своей любви к анализу и логике она признает: с кем бы ты ни разговаривала, с ребенком или взрослым, никогда нельзя предугадывать что-либо наперед, выстраивать жесткую линию беседы и подгонять разговор под нее. Потому что человек сможет быть до конца откровенным и с тобой, и с собой, только если он почувствует себя свободным.
Вникая в чужие проблемы, принимая их близко к сердцу, переживая чьи-то трагедии, человек рискует очень быстро сгореть. Ведь к тебе обращаются за помощью каждый день, а кто выслушает тебя саму? Поэтому профессиональное общение психологов между собой – это не просто встреча заинтересованных людей или обмен мнениями. Это своего рода терапия, очищение, получение необходимого заряда энергии. К сожалению, в Магадане тренинги и семинары для самих психологов проводятся нечасто. Поэтому Ирина Вадимовна приняла активное участие в организации здесь регионального отделения Федерации психологов образования и вплотную занялась вопросами непрерывного образования. Планируют также создать центр помощи психологам образования и активнее общаться с коллегами «с материка».
Ей интересно работать с детьми. С маленькими – потому что изначально она все-таки учитель начальных классов. С большими – потому что, как она утверждает, не так уж и далеко от них ушла. Ну а общаться со взрослыми сам Бог велел, коль скоро в большинстве своем это родители тех самых школьников. Правда, вот в чем проблема. После победы в областном конкурсе «Учитель года», а также после российского конкурса ее решили поощрить, сделав заместителем директора по научно-методической работе. Все вроде бы закономерно и логично – исследователь должен быть руководителем и наоборот. Вот только заниматься теперь приходится не столько с детьми, сколько с бумагами, планами и отчетами. И свободного времени практически не остается.
Впрочем, побыть не только учителем и школьным психологом, но и завучем – это тоже весьма полезный опыт. Ведь на вопрос, кем она себя представляет лет этак через 10, Ирина Вадимовна, несколько смутившись, призналась, что ее заветная мечта – стать директором своей, частной школы. Хочется начать все с нуля, подобрать коллектив единомышленников, понимающих тебя без слов, молодых педагогов, не приемлющих авторитарные методы, создать условия, которые помогли бы раскрыться всем – и учителям, и детям.
Почему-то я на все 100% уверен, что у нее все получится. Не случайно, а закономерно.
Магаданская область
Комментарии