search
main
0

Секрет семейного благополучия. Организация клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Социологические исследования показали, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Но сегодня все больше семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных в категорию семей группы риска. А ведь от социального климата в современной семье в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных возможностей семьи. Благополучие многих семей пошатнулось, супружеские и родительские узы ослабли.

Цель программы: системная работа с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обеспечивающая комплексную социально-психолого-педагогическую реабилитацию и профилактику детского и семейного неблагополучия.  Задачи:- организация работы семейного клуба, направленной на восстановление и сохранение семейных связей, оздоровление межличностных внутрисемейных отношений;- создание системы для социально-психолого-педагогической реабилитации  детей с ОВЗ;   – снижение негативных поведенческих реакций у ребенка через гармонизацию детско-родительских взаимоотношений.Механизм реализации1. Подготовительный. Формирование групп родителей и групп детей на основе социально-психолого-педагогической диагностики особенностей семейных взаимоотношений.2. Основной. Поэтапная реализация задач программы в зависимости от социального запроса и данных диагностики. 1)    Организация клуба для родителей «Университет педагогических знаний».Для эффективной деятельности «Университета педагогических знаний» предлагаем такие формы организации занятий, как круглые столы, спортивно-развлекательные программы (походы, игры), концертно-игровые программы, праздники,  постановки спектакля, открытые занятия для родителей, творческие мастерские по изготовлению методических пособий, игровых атрибутов, создание страницы «Пойми меня!» на школьном сайте, лекции, встреча со специалистами, беседы, практикумы,  конференции, дискуссии, игры.2)    Организация клуба для детей «Веселые звоночки».Для эффективной деятельности детского клуба «Веселые звоночки» предлагаем проектную деятельность, игры и занятия, направленные на:- снижение агрессивности и эмоциональной напряженности;- сплочение детского коллектива;- коррекцию эмоционально-волевой сферы;- развитие качеств, важных для межличностного общения;- создание страницы «Веселые звоночки» на школьном сайте;- формирование мотивации учебной деятельности.3. Завершающий. Фиксирование результатов, подведение итогов, мониторинг эффективности программы, оценка деятельности клубов:- «Парад достижений» (совместный творческий отчет родителей и детей), просмотр фильма, созданного в ходе работы клуба;- опрос родителей и детей о работе клубов (анкеты, интервью, рисунки, круглый стол);- сопоставление результатов: рефлексия рабочей группы (сравнение запланированного с достигнутым – в какой степени достигнута цель, какие есть отклонения).В ходе реализации нашего проекта мы предполагаем следующие результаты. Для семьи: – создание положительного психологического климата и формирование доверительных отношений в семье.- оптимизация детско-родительских отношений; – формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком; – повышение уровня  семейной культуры. Для родителей:- формирование навыков конструктивного поведения; – осознание родительской роли и обязанностей; – совершенствование родительской эффективности; – безусловное принятие ребенка; – освоение роли поддерживающего родителя. Для ребенка:- социально-психолого-педагогическая реабилитация ребенка; – готовность к позитивным контактам с взрослыми; – овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия; – формирование позитивного образа семьи; – получение опыта принятия, поддержки; – решение актуальных проблем развития. Срок реализации проекта: три года.Итоговый продукт:- диск-копилка с методическими разработками для педагогов;- программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию обучающихся с ОВЗ;- к программе прилагается серия тематических буклетов «Секреты семейного благополучия», направленных на психолого-педагогическое просвещение родителей.Пример структуры группового занятия с родителями1. Приветствие.2. Краткий обзор предыдущей встречи.Психолог спрашивает родителей, не хотят ли они что-нибудь сказать по поводу последнего занятия. Далее происходит обсуждение того, что родители пробовали делать сами между занятиями (реализация плана изменения поведения ребенка на практике), каких результатов они достигли. Знакомство с задачами занятия.3. Психогимнастическое упражнение.Участникам предлагается встать и поменяться местами по какому-либо признаку.4. Информационный блок  «Шаги к избавлению от проблемы».5. Упражнение «Самоанализ».Родителям предлагается подумать, какой пример они сами подают ребенку. Вопросы читаются с большими паузами, чтобы родители могли ответить на них себе (ответ можно записать). – Насколько хорошо вы демонстрируете ребенку «спокойствие под обстрелом»?- Как вы реагируете на стрессы и сложные жизненные обстоятельства, не проявляя агрессии?- Как вы обычно реагируете на поведение ребенка? Сохраняете вы спокойствие или кричите, критикуете, бранитесь, читаете нотации, шлепаете его?- Может быть, именно ваша реакция порождает такое поведение ребенка?- Если это так, что вы предпримете, чтобы изменить свое поведение и подать ребенку пример? 6. Упражнение «Беседа».Работа  в парах для тренировки беседы с ребенком о том, что родителя беспокоит и какие последствия ждут ребенка. Затем участники меняются ролями. В ходе обсуждения участники делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы: – Легко ли было сказать о том, что беспокоит?- Убедительно ли звучали слова родителя?7. Упражнение «Приемлемая альтернатива».8. Упражнение «Эффективное взаимодействие».9. Упражнение «Поощрение».10. Упражнение «Штрафные санкции».11. Упражнение «Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка».12. Упражнение «Проживание состояния «yes».13. Результаты поэтапного изменения   проблемного поведения ребенка.Исправление поведения – это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении поведения через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть очень медленным, но обязательно необходимо отмечать и поощрять каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не нужно спешить сдаваться. Необходимо помнить, что если не сработает один подход, то сработает другой. 14. Домашнее задание.Еженедельно фиксировать прогресс в поведении ребенка, ежедневно отмечать успехи в «Дневнике».15. Обратная связь.Для подведения итогов и формулирования запросов на следующее занятие проводится процедура «Обратная связь». Участники отвечают письменно либо устно в свободной форме на вопросы:- Чем полезна именно для вас данная встреча?- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?- Какие конкретные приемы вы будете использовать?- Ваши пожелания на следующее занятие.16. Ритуал прощания.P.S. Дополнительные материалы для организации работы клуба опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/669​Татьяна БАРАНОВА, Кристина СМОРКАЛОВА, Алена ИСКАКОВА, учителя начальных классов средней школы №4 города Черногорска Республики Хакасия, победители VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте