Пока управленцы от образования продолжают множить информацию о том, как проходит Год педагога и наставника в России, учительство продолжает решать вопрос выживания.
– На днях получила зарплату. После оплаты аренды квартиры и коммунальных платежей хотелось плакать. Отдыхать этим летом не получится. Несколько дней проведу у мамы в деревне, – делится своими планами молодая учительница из Петрозаводска.
Пока уходить из профессии она не планирует, есть ответственность перед детьми и родителями, поскольку работает с учениками начальных классов.
– В школу не вернусь! После пяти лет почти ночевок в школе поняла, что больше так не хочу. Почти не вижу близкого человека, на тетради смотреть не могу. Зарплата едва достигает 30 тысяч рублей. Решила стать страховым агентом. Может, и не заработаю больше, но появится свободное время, – вторит ей другая молодая учительница из Карелии.
Впрочем, учителя всей России ждут изменений в части оплаты труда и… боятся. По Сети гуляют шуточки о том, что, когда государство берется решать проблему, то лучше не становится. Не уменьшается отчетность, не прибавляется денег на зарплатной карточке.
Лет пять-десять назад было ощущение: там, наверху, просто не понимают, что исполнение майских указов о повышении зарплат происходит за счет работы на полторы и даже две ставки. Однако сейчас уже всем понятно: наверху все знают и прекрасно понимают… Не удивительно, что на обещания разработать новую систему оплаты труда учителя отзываются вполне обоснованным сомнением.
Как нам сообщили, Минпросвещения Российской Федерации в июле выработало единые подходы, согласно которым во всех регионах страны будет формироваться заработная плата педагогических работников. Об этом министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил на Всероссийском совещании руководителей региональных органов исполнительной власти по актуальным вопросам развития системы образования, которое проходило в Чеченской Республике. «Вопрос оплаты труда педагогических работников находится на особом контроле, – уточнил он. – По поручению Президента Российской Федерации мы разработали предложения по совершенствованию системы оплаты их труда и определили единые подходы к формированию заработной платы педагогов».
Обещают, что при формировании зарплаты будут учитываться размеры коэффициентов с учетом сложности труда и экономической дифференциации регионов. Будет создана понятная структура заработной платы педагогических работников, а также составлен обязательный перечень компенсационных и стимулирующих выплат. Завершить эту работу планируется в следующем учебном году.
Как рассказал Сергей Кравцов, в процессе разработки единых подходов были предложены выплаты за новые квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник».
Что же об этом заявлении думают учителя? Большинство откликов на эти новшества сомнительные. Не верит учительство, что с помощью новой методики материальная жизнь вдруг наладится.
«Хватит вести пустые разговоры и давать обещания про зарплату, нужно установить четкие и реальные цифры. Оклад учителя (ставка в 18 часов) – 30 тысяч, за стаж – за каждые 10 лет плюс 25% от оклада, заведование кабинетом – 25% от оклада, за категорию – 30% за первую и 50% за высшую, проверка тетрадей – от 30 до 50% от оклада в зависимости от предмета, за классное руководство – 300‑500 рублей за ученика в классе. Вот тогда у учителей будет смысл пахать и свои нервы трепать как с детьми, так и с их родителями. Иначе совсем скоро некому будет работать в школе, нужно спасать всю систему образования, завтра уже будет поздно!» – предлагает собственную методику расчета Юрий К.
Другие педагоги также просят чиновников прекратить игры с цифрами и к общим словам добавить конкретики.
Еще один участник сетевого обсуждения задается вполне резонным вопросом: «Где вы видели слова о повышении? Сформировать новую систему обещали. Формируют. Никто не говорил, что она повысит зарплату!»
Между тем в плотное информационное поле прорываются интересные мнения, связанные с благосостоянием педагогов.
Так, глава Совета при Президенте РФ по правам человека Валерий Фадеев заявил, что зарплата учителя должна быть больше дохода от условного ларька.
«Нам нужно вместе добиваться того, чтобы образование было в государственной повестке на первом месте», – приводят в Telegram-канале СПЧ слова Фадеева, который в ходе визита в Ульяновскую область встретился с педагогическими работниками.
Директор школы №48 в Борзе Людмила Дутова рассказала губернатору Забайкалья, как однажды младшеклассник прислал ей письмо с просьбой увеличить зарплату его учителю. «Ученик действительно просил поднять зарплату своему любимому учителю, чтобы ему не приходилось подрабатывать и он больше времени уделял детям», – подтвердили в пресс-службе правительства региона. Александр Осипов в ответ на историю отметил, что ученику можем твердо пообещать, что уже с 1 июля все учителя будут получать зарплату больше. «Для этого мы предусмотрели поэтапное увеличение оклада почти на 18 процентов», – констатировал он.
Собственные предложения о разработке законопроекта «О статусе учителя» внесла первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Она считает, что статус госслужащего позволит повысить авторитетность профессии, поднять уровень оплаты труда до 120 тысяч рублей (средняя заработная плата госслужащего по стране), получить льготы на медицинское обслуживание, усилить меры по защите учителя (защита от видеосъемки на уроке, административная ответственность за оскорбление педагога родителями и т. д.), защитить честь и достоинство педагогического работника. На данный момент судьба законопроекта неизвестна.
Но о том, что о проблеме учительских зарплат в Госдуме точно знают, свидетельствует резонансное заявление председателя Госдумы Вячеслава Володина. В июне он напомнил: средняя заработная плата работников школ и больниц должна быть привязана к средней по экономике региона. «Но на деле это не так: главный врач или директор школы получает в разы больше, чем обычный специалист. Такая же разница есть у завотделением в больнице и у завуча школы. И все это за счет общего фонда оплаты», – сказал чиновник.
По словам председателя ГД, получается несправедливая ситуация, когда начинающий врач или учитель получают порядка 20‑30 тысяч рублей. «Врачу надо работать по совместительству на две-три ставки, чтобы его заработная плата соответствовала тому нормативу, который должен быть», – отметил Вячеслав Володин, добавив, что зачастую она недотягивает и до этого норматива. Как напомнил председатель Госдумы, норма по зарплате установлена указом Президента РФ.
«Надо вывести из расчета заработную плату руководителей бюджетных учреждений. Тогда мы увидим картину, которая есть в действительности. И ее надо будет привести в соответствие с указом президента», – заявил Володин, призвав министра труда и социальной защиты найти решение данного вопроса, поскольку в нынешней ситуации у молодых специалистов нет мотивации идти работать в школы или больницы. «Это приводит к дефициту кадров, – отметил он. – Районные, сельские, центральные районные больницы – до 80% вакансии. Если брать небольшие города с численностью населения 40‑60 тысяч, вакансии 50%. Такая же ситуация в школах. В итоге работают пенсионеры».
Кроме того, по словам Вячеслава Володина, в таких школах преподавателям разрешают совмещать ведение различных предметов, например, один учитель преподает одновременно географию и историю, химию и физику и т. д. А это в свою очередь снижает качество образования, так же как снижает качество оказанной медицинской помощи, если нет узких специалистов.
Понимание, что от уровня зарплаты зависит то, как будут учиться дети, конечно, обнадеживает.
Помогут ли громкие заявления качественно изменить ситуацию с зарплатами педагогов?
Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск, Республика Карелия
Комментарии