…Ну почему так долго? Сайт открывается целую вечность. Наконец-то! Длинный список чьих-то фамилий, номеров школ… Ищем 924-ю. Да! Мы стали лауреатами окружного дистанционного конкурса уроков, интегрированных с ИКТ в номинации «Лучший урок с использованием SmartBoard». А чего вы ждали, ведь по-другому и быть не могло!
Семейная команда
Три года назад в школе №924 появилась первая интерактивная доска. Никто из учителей тогда не представлял, что с ней делать. Решено было отдать чудо техники в кабинет истории, ведь к тому времени Ирина Владимировна Невская уже зарекомендовала себя как учитель, с готовностью принимающий инновации. А потом уже вместе мы самостоятельно начали изучать возможности, создавая интерактивные уроки по истории и обществознанию.
Методический центр Южного округа всегда был щедр на разные конкурсы для педагогов и учащихся. В этом году особое внимание тут уделили информационным технологиям в образовании. Мы решили, что это наш шанс, ведь участие и возможная победа, несомненно, повысят престиж школы.
Составили семейную команду из двух человек, в которую вошли: мама – почетный работник общего образования РФ Ирина Владимировна Невская, и я, ее сын, – заместитель директора школы №924 по информационным технологиям и еще студент МПГУ Алексей Владимирович Невский.
Конкурсный урок решено было сделать с многоуровневой интеграцией. Так родилась тема для 11-го класса «Правовая культура. Уголовная ответственность несовершеннолетних». В ней можно было совместить элементы обществознания, правоведения и ОБЖ, не забывая, конечно, о ИКТ. Работали мы долго, но результат понравился – в процессе урока ученики будут рисовать на доске, научатся клонировать объекты, составят из «конструктора» определение правовой культуры, прослушают объяснение наставника, сделанное во Flash, посмотрят отрывок из рыцарского поединка, за три минуты решат тест… А на десерт игровое задание: найти злостные правонарушения, совершенные разными животными и сказочными персонажами.
Конечно, вас, наверное, удивляет, что я работал вместе с мамой Только вот какое дело – оказывается, с мамой можно работать и как с коллегой по профессии, как с единомышленником.
Быть на шаг впереди
Когда я начал работать в педагогическом коллективе, то очень скоро понял: далеко не каждый школьный учитель будет охотно использовать компьютер. Однажды задумался: «А почему же мама делает это? Ведь и времени на подготовку уроков уходит больше, и труднее это…» Спросил и неожиданно узнал, что…
– Когда ты был еще маленький, я прочитала в газете интересную статью. Писала мать о том, как важно, чтобы родители обязательно интересовались тем, что занимает их чадо. И не просто интересовались, но и шли на шаг впереди, чтобы быть всегда небезразличными своему ребенку. Этим принципом я и старалась руководствоваться. Зная, что ты, мой сын, интересуешься компьютером, я решила и сама непременно научиться им пользоваться. При первой же возможности пошла на компьютерные курсы.
– И что же это дало?
– Я впервые попробовала применить цифровые технологии на уроке и поняла, что детям это интересно. Повышается мотивация к учебной, познавательной деятельности, возрастает эффективность урока.
– Значит, ученики откликаются, и потраченное время не проходит впустую?
– Учитель, применяющий информационные технологии, не может работать только сам – ему необходимо включить в работу детей. За последние 2-3 года я заметила, что многие дети не стремятся овладеть такими технологиями. Игры, развлечения, общение в интернете – вот все, чем ограничена информационная компетентность среднего ученика. Получается странная вещь: я, человек старшего поколения, иду впереди детей в понимании того, для чего нужны информационные технологии, по мере сил стараюсь «подтянуть» их до своего уровня, раскрывая многогранность нового явления. Ведь это так важно для успешной адаптации ребенка в современном обществе.
«Я не играла в учителя…»
Ирина Владимировна, моя мама и моя коллега, – педагог в третьем поколении. Ее бабушка (а моя прабабушка) была учителем словесности, а ее мама (моя бабушка) работала преподавателем в вузе.
– Не скажу, что в детстве я играла в учителя. Но такая вот жизненная колея, и как я ни пыталась с нее сойти – не вышло. Именно в педагогической деятельности я добиваюсь каких-то успехов, именно как у учителя у меня многое получается. Наверное, педагогика – это судьба.
– И как началась встреча с судьбой?
– Свою трудовую деятельность я начала как педагог. Первое мое образование – музыкально-педагогическое. Работала в музыкальной школе, затем – в общеобразовательной школе как учитель истории, окончила факультет дошкольной педагогики и психологии Московского государственного заочного педагогического института, много лет отдала самым маленьким – работала и воспитателем, и музыкальным руководителем, заведующей детским садом, затем методистом, инспектором по дошкольному воспитанию. В годы перестройки пришлось вспомнить увлечение историей. Пошла снова работать в школу и последние 8 лет работаю учителем истории и обществознания.
– А чем привлекла история?
– Историей я интересовалась с раннего детства. Моими учителями истории были по-настоящему талантливые люди. Кстати, убеждена, что учитель должен постоянно учиться, наверное, поэтому недавно получила второе высшее образование, окончив Московский институт открытого образования по специальности «История и юриспруденция».
Считаю, что это правильный выбор, потому что сейчас есть возможность говорить детям правду. Многое в истории теперь пересматривается, проблемы можно рассматривать с разных точек зрения – это дает возможность научить детей мыслить. Но и загадок остается много, есть чем увлечь, «зацепить» учеников. В.Ключевский говорил, что «история – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Вот и хочется, чтобы этот фонарь не погас.
По всей стране
Наверное, интерес моей мамы к истории оправдан не только этим. Дело в том, что все трагические события XX века наша семья в той или иной мере испытала на себе. Порой мы с мамой разбираем семейный архив, и тогда она много рассказывает мне о тех, кого уже нет в живых.
– Моя бабушка, Евгения Павловна, работала еще в царской гимназии учителем. Профессия эта была тогда очень уважаемой. Даже самые богатые люди с почтением относились к учителям. Ее младшая сестра, Варвара Павловна, пошла по той же стезе, став учителем словесности, затем работала директором школы. Я уже помню это время, помню и школу, где работала бабушка – в городке Струнино, недалеко от Москвы. Вечерами бабушка проверяла тетради, мне было интересно за ней наблюдать. Затем моя мама (твоя бабушка), Зинаида Евдокимовна, окончив Московский библиотечный институт, тоже занялась педагогической деятельностью. По распределению она уехала в Улан-Удэ, где тогда только создавался Восточносибирский библиотечный институт, в котором она и начала преподавательскую деятельность. Практически всю жизнь моя мама была преподавателем высшей школы.
Ее отец, мой дедушка (а твой прадедушка) Евдоким Васильевич, не был учителем в буквальном смысле слова. Он был партийным работником и как лектор-международник выступал с лекциями в самых различных аудиториях. В конце жизни дед работал в Анадыре, где пользовался большим уважением. В архивах дальневосточной прессы можно найти заметку о Евдокиме Васильевиче Маямсине, который «нес знания малым народам Сибири».
«Самая несокрушимая сила – это сила знания!»
Из рассказов мамы я узнал, что Первая мировая война оставила маминых бабушку и дедушку, их братьев и сестер сиротами, но несмотря на это, они все выучились, стали грамотными. Мой прадедушка, оказавшись беспризорником, исключительно благодаря своему трудолюбию смог получить высшее образование.
Мама признается: «В годы перестройки, когда было очень тяжело выживать, мне помогло то, что я была образованным человеком, старалась повышать свой культурный уровень, овладевать новыми знаниями. Умные люди ведь всегда были и будут востребованы. Мой дед всегда говорил: «Самая несокрушимая сила – это сила знаний!» Если человек образован, если процесс приобретения знаний становится для него жизненным кредо, то ему не страшны никакие трудности».
Продолжатель фамильной традиции
Действительно, всегда случалось так, что нашу семью выручало образование. Образование, которое получали и передавали. С преподаванием непостижимым образом связана наша жизнь.
Здесь, пожалуй, надо сказать несколько слов и о себе. Вместе с мамой я пришел в московскую школу №924 в 2000 году. Она – как учитель истории, а я как ученик 8-го класса. Прошло совсем немного времени, и вот я уже выпускник. Окончил физико-математический класс, но точные науки не стали призванием, я хотел стать журналистом. Тут возникла нешуточная коллизия: как стать одновременно и учителем (чтобы продлить семейные традиции), и журналистом (чтобы реализовать себя в интересном деле). В конце концов я нашел подходящую специализацию, поступив на филологический факультет в Московский педагогический государственный университет. Во-первых, тут получаешь полноценное и качественное филологическое образование, специализируешься в журналистике, а еще – в главных! – становишься еще и педагогом.
Конечно, в тайных и смелых мечтах я видел себя по меньшей мере спецкором общероссийской газеты. Но, как очень скоро оказалось, расстаться со школой совсем не легко. Моя жизненная карьера началась вовсе не в центральной газете, а именно в школе. Я «рос» от должности лаборанта до педагога дополнительного образования и координатора по информатизации. Работы много, работать мне нравится, и я стал замечать, что школьным делам уделяю даже больше времени, нежели журналистике.
– Почему нет? – говорит моя мама, когда хотят узнать ее отношение к тому, что сын работает в школе, – Не думала я, конечно, о продолжении педагогической династии. Но важно не то, где работаешь, – важна та среда, в которой работаешь. Я считаю, что в нашей школе очень хороший, доброжелательный коллектив. Молодой, современный директор. Общение с такими людьми позволяет творчески раскрыться и дает возможность постоянно совершенствоваться.
Да, наверное, в этом обе профессии – журналистика и преподавание – очень схожи. Сейчас за моей спиной – семейная традиция. Впереди – своя семья и рождение нового человека. Вдруг и мой ребенок решит стать учителем? Что же мне ему сказать? Наверное, показать эту статью и спросить судьбу: «А почему нет?»
Алексей Невский, заместитель директора школы №924, студент филологического факультета Московского педагогического государственного университета
Комментарии