search
main
0

Секрет настоящего учителя. Счастливый человек не боится действовать и творить

Совсем недавно я поняла, что, когда мы произносим слова «педагог», «учитель», в нашей памяти всплывает не абстрактная картина, а конкретный человек данной профессии.

Мой идеал не призрачный, не зыбкий,Я педагог – и этим я живу,Я все отдам за детскую улыбкуИ детям свою душу отдаю.Ведь дети – наше будущее, знайтеИ верьте в их желания, мечты,Когда у них проблемы, помогайтеИ поделитесь капелькой любви.Учитель – не профессия, призванье,И пусть порой не ценится их труд,В ответе мы за главное – за воспитанье,И этим я «болею» и живу!Прошло всего 7 лет, как я окончила школу, я помню всех своих учителей, их характеры, манеру преподавания и общения. Все они были разные: одни добрые и всепрощающие, как мама; другие строгие и холодные, как домомучительница Фрекен Бок; третьи равнодушные, они отбывают время на работе, чтобы получить зарплату, и им нет никакого дела до детей. Мы уходим из школы и про первых помним всю жизнь, про вторых вспоминаем неприязненно, а про третьих просто забываем, как будто их никогда и не было. Но всем нам очень хочется сохранить в памяти школьные годы, вспоминать их с любовью, теплом и трепетом, поэтому так хочется, чтобы педагогов-«мам» было больше!Когда я произношу слово «учитель», перед глазами всплывает любимый образ – образ учителя русского языка и литературы Ирины Михайловны Павловой. Почему же именно он сохранился в моей памяти? На первый взгляд, Ирина Михайловна ничем не отличалась от других учителей. Так же, как и другие преподаватели, давала хорошие знания по своему предмету, так же, как и другие, любила свою работу и детей. Но было в ней что-то еще, едва уловимое. И мне кажется, что сейчас я начинаю понимать, в чем был ее секрет. В особой харизме, умении себя подать. Мы никогда не видели ее мрачной. Озорная улыбка, любопытный взгляд, остроумная речь, умение увлечь за собой в мир чего-то нового. Не помню, чтобы Ирина Михайловна повышала голос, было достаточно ироничного меткого слова, иногда – огорченного взгляда… Она была с нами на одной волне. И эти отношения не были наигранными и фальшивыми. Таких учителей не боятся, им доверяют, к ним тянутся, их боятся огорчить, потому что очень любят.А может ли учитель работать в школе, не любя детей? Казалось бы, ответ очевиден и лежит на поверхности – конечно нет! Нет и еще тысячу раз нет! Но если мы заглянем в наши школы, окажется, все не совсем так, как должно бы быть.На практике в школе я не раз сталкивалась с учителями, иногда с заслуженными, почетными званиями, которые, мягко говоря, не очень лестно отзывались о своих учениках. Ни о какой любви, как было ясно из их слов, и речи быть не могло. Наверное, так проявлялся синдром эмоционального выгорания. Попробуй лет тридцать проработать учителем… Тогда, на практике, с юношеским максимализмом я думала: «Если у учителя появляются такие мысли в голове, это значит, что необходимо уйти на заслуженный отдых, ведь дети не виноваты. Зачем сознательно оставаться на нелюбимой работе, изводить этим и себя, и окружающих?» Сегодня я вижу такое отношение к педагогической деятельности и у некоторых своих коллег и понимаю, что не все так просто и однозначно. Согласна, не надо сваливать свои проблемы и усталость на детей. Но почему учитель уставший? Почему, когда говорят о заработной плате учителей, забывают сказать, что это заработная плата на полторы или на две ставки? У учителя длинный отпуск, но далеко не каждый, особенно провинциальный, учитель может позволить себе полноценно отдохнуть.Уверена, что государство должно позаботиться о том, чтобы учитель был окружен заботой, чтобы он имел материальный достаток, для того чтобы не стать «урокодателем», а быть творцом, создавать сценарии занятий, каждое из которых должно стать праздником знаний. Он должен быть интересен детям, полон эмоций, впечатлений от новой книги, интересной выставки, потрясающей поездки. У такого учителя не заскучаешь на уроке.Иногда я слышу нелестные отзывы о коллегах. Смотрю на этих людей с сочувствием и думаю: «Как же им не повезло…» Значит, в их жизни не было настоящего учителя. Такого, которого любят ученики. Такого, с которым эта любовь взаимна.Сменяются годы. А этот вопрос,Наверное, вечным будет.Опять перед кем-то ромашки вразброс:Любит – не любит – любит…Ответ на этот вопрос должен быть обязательно утвердительным! Я согласна с высказыванием известного немецкого поэта И.В.Гете: «Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя».И вот сейчас я уже сама педагог и мучительно пытаюсь ответить на вопрос: «Почему так происходит? За что одних учителей любят, а других – нет! Могу ли я, психолог, помочь учителям и ученикам, чтобы эта любовь была взаимной?»Конечно, главные качества педагога – любовь к профессии и детям, но иногда этого недостаточно, чтобы стать любимым учителем и оставить след в детских сердцах. К сожалению, на вопрос о том, каким должен быть учитель, нет определенного ответа. Нет схемы, образца, рекомендаций, как сделать так, чтобы тебя полюбили дети. Нужно посмотреть правде в глаза, задать себе самые главные вопросы и честно на них ответить: «Если бы в вашей школе был такой учитель, как вы, он бы стал вашим любимым педагогом? Нет?! Почему? Какие качества сделали бы вас таковым?»На мой взгляд, одним из важнейших качеств является умение находиться в гармонии с собой и окружающим миром, умение соединить в себе высокий профессионализм и способность к эмпатии, умение создавать условия для развития личности ребенка, умение не только учить, но и учиться у своих учеников. Учителей, которые обладают этими качествами, ценят не только дети, но и родители, коллеги, руководство. Именно такие учителя нужны современной школе. Педагоги, которые не будут возвышаться над ребенком, а будут рядом – не выше, не впереди, а именно рядом, с установками «я помогу», «я поддержу», «я направлю». Когда учитель стоит наравне и лишь направляет, это дарит ребенку определенные возможности для того, чтобы проявить себя, и благодаря такой позиции учителя он сам будет к нему тянуться.Учитель, сумевший уловить этот баланс между ролями «наставник», «воспитатель», «друг», овладевает мастерством восприятия мира не только через призму своего сознания, но и через сознание своих учеников, что позволяет ему быть мобильным, идущим в ногу со временем, восприимчивым ко всему новому, способным к научному поиску и творческому мышлению.Быть современным учителем, которого любят и ценят ученики, родители и коллеги, трудно, но возможно. Главное, надо учиться открывать свое сердце детям и быть счастливым. Человек, который погряз в житейских неурядицах и проблемах, сможет воспитать лишь такого же человека. Напротив, открытый, добродушный человек, живущий в гармонии с собой и окружающими, сможет зарядить своей внутренней энергией весь мир. У такого педагога ученики в школе испытывают состояние свободы и счастья: они не боятся действовать и творить, они чувствуют особую атмосферу, царящую в классе, – атмосферу любви, тепла и добра. Если каждый ученик сможет ощутить теплоту и любовь учителя, прожить день в коллективе, в котором ему помогают и в котором его поддерживают, где радуются его успехам и новым стремлениям, он всегда будет с любовью вспоминать о школе и о своих учителях.Ксения ДМИТРИЕВА,педагог-психолог школы №853, призер конкурса «Педагогический старт»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте