search
main
0

Секрет лампы Теслы

Физика - пространство больших возможностей

Бытует мнение, что многие из нас живут в неведомой разлуке с тем единственным местом и с теми людьми, среди которых должна протекать их жизнь. Мечтая часто о переменах в жизни, так и не делают решительного шага. Этого не скажешь об учителе физики, астрономии и английского языка Средней общеобразовательной школы села Мизино-Лапшиновка Дарье СИМОНЕНКО.

 

Новое место жительства Дарья Степановна, можно сказать, представляла себе во всех подробностях, когда в семье родился первенец Михаил, а потом на свет должен был появиться второй ребенок. На семейном совете решила молодая семья поменять город Саратов на тихую деревеньку. Таким местом оказалось село Корсаковка в Татищевском районе. Когда семья Симоненко переехала сюда девять лет назад, здесь родилась дочь, через два года – вторая, и родители окончательно утвердились в мысли, что село в глубинке, среди лесов, без больших дорог к нему – самое лучшее место для проживания.

Дарья Степановна считает, что человек приходит в этот мир, чтобы стать непременно счастливым. А для этого нужно просто хорошо знать себя и четко представлять, чего ты хочешь в жизни добиться. Человек действия непременно находит свою единственную и верную дорогу, и тогда все складывается в жизни, как и мечталось.

Дарья Симоненко искренне верит в безграничность возможностей каждого человека. Может, потому она и выбрала профессию учителя, что та требует полной самоотдачи. Каждый ребенок – это космос, целая вселенная чувств, непознанная и прекрасная. Кому, как не учителю астрономии, знать это. А как физик она считает, что можно провести аналогию явлений в неживой природе с поведением человека. Так в механике, изу­чая взаимодействие тел, дети наблюдают, как скорость движения тела по наклонной поверхности зависит от угла. Чем выше крутизна, тем стремительнее и больнее падение. А не так ли в жизни?

Дарья Степановна убеждена: центр любой системы образования – это человек с целым комплексом чувств, эмоций. Для нее как учителя важен психоэмоциональный фон в классе.

– Вот представьте, – улыбаясь говорит она, – что перед вами в классе тридцать детей. Шум до начала урока напоминает звук хаотично работающих метрономов. Как метрономы привели в движение чьи-то руки, так и ребята до урока бывают заведены. Этому способствуют различные жизненные ситуации, сложившиеся дома с родителями, в школе со сверстниками. А моя задача состоит в том, чтобы перевести хаотичное движение в состояние равновесия, синхронизировать учебный процесс для каждого ученика в классе с действиями всего коллектива. Важно при этом сохранить индивидуальность ребят. Это позволяет раскрыть потенциал каждого ученика, повысить продуктивность коллективной работы, заинтересовать предметом «Физика», создать для каждого свое направленное движение.

Непростая задача. Но наша учительница – крепкий орешек. Ведь кроме астрономии, что вполне объяснимо, она еще преподает иностранный язык. Почему? Да потому что в сельской школе не было учителя английского языка. А этот предмет Дарье хорошо давался в школе. Тут стоит заметить, что детство она провела на Сахалине, в городе Холмске, где глава семьи работал моряком торгового флота. В портовом городе иностранный язык в школе преподавали на высоком уровне. Дарья за время учебы успела проявить свои способности и в классе гуманитарной направленности, и в физико-математическом. Широта натуры закладывается в детстве. Девочке интересно было познавать окружающий мир. Заглядываясь на звезды, поражалась, как бесконечно мал человек по сравнению с размерами Вселенной. Читая книги, задумывалась, что нужно человеку для счастья. И почему в мире существуют боль, страдания, вражда. Считает, что профессия учителя позволяет вносить вклад в приумножение любви и мира в обществе. Помогая своим ученикам познать себя и поверить в безграничность своих возможностей, Дарья Степановна полагает, что быть творцом своего счастья каждому по плечу.

Одиннадцатый класс Дарья оканчивала в Саратове, куда семья переехала. Здесь выпускница и поступила в университет. А первый свой урок она провела в сельской школе, куда устроилась после переезда.

Село Корсаковка понравилось молодым своей уединенностью, кругом были леса и никаких магистральных дорог. Ребятня бегала по заросшим травой тропинкам, не опасаясь машин, не боясь встретить чужака.

– Представьте, с какой гордостью наш четырехлетний сын Миша в первый раз отправился в магазин. Вернулся с покупкой важный, с сияющими глазами, – говорит Дарья Степановна.

Здесь, в Корсаковке, появились на свет дочери Наташа и Валя. Имена получили в честь бабушек. Те души не чают во внучках. И за будущее многодетной семьи спокойны, трудолюбия и родителям, и детям не занимать.

В двухэтажном коттедже есть где рукастым мужчинам приложить силы. Впрочем, всем нашлись дела. В первый же год в семье задумались о хозяйстве. Завели коз, стадо разрослось до двадцати голов. Стали варить сыр, делать сметану, творог, продукцию охотно раскупали на рынке. Завели кур, перепелок. С каким восторгом дети наблюдали, как из пушистых комочков вырастают несушки!

За девять лет жизни в селе ни разу не пожалели в семье Симоненко, что выбрали Корсаковку местом постоянного проживания. Счастливым оказалось это место. Хотя даже в детский сад малышку Валю приходилось возить в одно из ближайших сел, Вязовку, поскольку нет в таком райском уголке, как Корсаковка, ни школы, ни детского сада. И сама Дарья Степановна на работу в село Мизино-Лапшиновка едет каждое утро в школьном автобусе вместе с сельскими учениками. И не перестает радоваться, как ей повезло со школой.

– Я не боюсь экспериментировать, с удовольствием стала проводить занятия по физике с малышами в детском саду и с учениками младших классов, – говорит педагог. – Получаю удовольствие, когда вижу их неподдельную радость при проведении опытов. Через законы физики мы постигаем и многогранный мир человеческих чувств. К примеру, дети, даже маленькие, на примере опытов с шарами Ньютона видят, как один человек может вывести всех из равновесия, расшатать казалось бы такую устойчивую систему. Хочется верить, что подобные наглядные примеры помогают ребятам осознать, как важно ценить и беречь друг друга. А со старшими детьми через физические опыты выходили на разговор о восприятии каждым из нас окружающего мира. Бывает, порой жизнь представляется в темных тонах, кажется безрадостной и беспросветной. А на уроке физики я говорю ребятам о том, что в природе белого цвета не существует. Белый спектр – это совокупность различных цветов. Показываю им цветовой круг Ньютона. Круг плотной бумаги поделен на сектора, раскрашенные цветами радуги. Приводим этот круг в движение, все цвета сливаются, мы видим один цвет – белый. Какой делаем вывод? Такова и наша жизнь – она не черная и не белая, а многогранная и многоликая, – делится Дарья Степановна.

При изучении темы электромагнетизма учитель демонстрирует лампу Теслы. Плазменный шар Теслы – это стеклянная сфера, внутри которой находится электрод, подающий высокое переменное напряжение. У Дарьи Степановны в руках две газоразрядные лампы. Чтобы они начали светиться, им требуется источник питания. Заметьте, что обе лампы не подключены к электричеству, причем одна из них вообще нерабочая. Но когда они оказываются рядом со светильником Теслы, то обе загораются светом. А разве не так бывает и в жизни? Есть такие люди, рядом с которыми ты начинаешь светиться. И излучать такую энергию может каждый. «Подумайте над этим, ребята», – завершает урок педагог.

Очень нравится Дарье Степановне внутренний мир именно сельской школы – домашний, уютный. Здесь обрела верных друзей среди коллег, ведь только благодаря поддержке и заботе коллектива она решилась на участие в конкурсе. Рассказывая о директоре Наталье Юрьевне Панченко, говорит:

– Она у нас герой дня, пристройку к школе первого сентября открываем. Скольких это стоило трудов! А какие у нас появились кабинеты и оборудование благодаря «Точке роста»!

Кстати, директор – учитель музыки и изо, что редко встречается в жизни.

– Когда мне надо было готовиться к открытым урокам, то помогали мне и учителя, и ребята. По вечерам в кабинете собирали, упаковывали нужные приборы, наглядные пособия. Подготовка к конкурсу и само состязание принесли мне столько радости! – замечает счастливая учительница.

После общения с Дарьей Степановной я целый день улыбалась, вспоминая наш разговор, – будто по неведомым мне физическим законам жизнеутверждающая энергия собеседницы передалась на расстоянии.

Дарья Степановна призналась, что любит походы. С детьми удалось побывать в турпоходе на Кавказе, совершить с дочками путешествие на Байкал. Но пока не получается отправляться в путешествие всей семьей. Конечно, все еще впереди. Жизнь многоцветна. Хозяйство больше решили не держать – хлопотно, отнимает много времени.

Весь прошлый год для семьи прошел под знаком конкурса. Дарья Степановна радуется, что побывала в Тюмени. Как учитель физики получила сертификат на курсы в столице, в МФТИ. Они добавили в палитру счастья новые краски. Удивлена, что физиков оказалось на конкурсе всего пять человек. Но верит, что ситуация изменится, поскольку физика – это пространство больших возможностей.

Надежда ТУМОВА, Саратовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте