Оснащение: компьютер; мультимедийная установка, презентация по теме урока; видеоматериалы – анимированная «История государства Российского», раздаточный материал с историческими текстами; контурная карта.
Цель: ознакомить учащихся с ходом татаро-монгольского нашествия, подвести их к пониманию того, каковы причины поражения русских княжеств от войск Батыя и установления татаро-монгольского ига.Задачи:- образовательные: ознакомить с ходом татаро-монгольского нашествия, датами основных походов Батыя и ключевых сражений, терминами – «нашествие», «злой город», «иго», «знать», «персоналии»;- развивающие: совершенствование навыков работы с исторической картой, умений анализировать исторические документы, выявлять причинно-следственные связи;- воспитательные: формирование чувства сопереживания, гордости и уважения к подвигам предков.План изучения нового материала:1. Монгольская империя Чингисхана.2. Первые столкновения монголов и Руси.3. Нашествие Батыя.4. Причины побед Батыя.Ход урока1. Организационный моментПриветствие, проверка готовности учащихся к уроку.2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Тема, цель урокаУчитель: В истории нашего государства много трагических и поворотных моментов, которые отражены и в исторических источниках. Вот один из них. Вашему вниманию представлен отрывок из трудов Николая Михайловича Карамзина (работа с раздаточным материалом): «Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их, от берегов Оки до Сана. Летописцы наши, сетуя над развалинами отечества о гибели городов и большой части народа, прибавляют: «…как лютый зверь, пожирал целые области, терзая когтями остатки. Храбрейшие Князья Российские пали в битвах; другие скитались в землях чуждых; искали заступников между иноверными и не находили; славились прежде богатством и всего лишились. Матери плакали о детях, пред их глазами растоптанных конями Татарскими… Жены Боярские, не знавшие трудов, всегда украшенные златыми монистами и одеждою шелковою, всегда окруженные толпою слуг, сделались рабами варваров, носили воду для их жен, мололи жерновом и белые руки свои опаляли над очагом, готовя пищу неверным… Живые завидовали спокойствию мертвых». Одним словом, Россия испытала тогда все бедствия, претерпенные Римскою Империею от времен Феодосия Великого до седьмого века, когда северные дикие народы громили ее цветущие области. Варвары действуют по одним правилам и разнствуют между собою только в силе».Прочтите его внимательно и ответьте на вопросы: 1. О каком историческом периоде идет речь?2. О каком событии повествует Карамзин?Предположительный ответ учащихся: «Речь идет о нашествии татаро-монгол, период феодальной раздробленности».Учитель: Вы совершенно правы. Речь действительно идет о татаро-монгольском нашествии, именно о нем мы и будем говорить сегодня на уроке (формулируют и записывают тему урока). Но прежде чем приступить к изучению темы, давайте посмотрим на эту таблицу (см. табл. 1) и ответим на ряд вопросов.3. Монгольская империя Чингисхана. Изучение нового материалаМетоды: эвристическая беседа, рассказ, самостоятельная работа с картой (графическая работа) и текстами источников (анализ).Учитель: Итак, как мы знаем, в XIII веке Русь подверглась нападению татаро-монгол.Как вы думаете, почему именно в этот период стало возможно подобное нашествие?Предположительный ответ учащихся: «Потому что в результате феодальной раздробленности произошло ослабление обороноспособности государства, князья больше внимания уделяли борьбе за власть, чем борьбе с внешним врагом».Учитель: Все верно. Именно княжеские распри и ослабление центральной власти послужили предпосылкой известных нам событий.Кто же такие татаро-монголы, откуда они пришли?История становления монгольской империи начинается с XII века, когда среди разрозненных племен Монголии появляется достаточно сильный лидер, попытавшийся объединить все племена в единое государственное образование. Его звали Есугей. Но эта попытка провалилась, Есугей был отравлен, имущество разграблено, и его семье пришлось влачить нищенское существование. Дело Есугея продолжит старший сын Темучжин.Весной 1206 года на курултае Темучжин был провозглашен великим ханом над всеми племенами и получил титул «Чингисхан». Монголия преобразилась: разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена объединились в единое государство. Начиналась эпоха монгольских завоеваний.Работа с картой: посмотрите на карту и проследите основные направления завоевательных походов Чингисхана, назовите их (работа с раздаточным материалом). См. приложение.4. Первые столкновения монголов и РусиУчитель: К 1223 году татаро-монголы вышли к половецким степям, которые непосредственно граничили с русскими землями. Половцы, напуганные известиями, обратились за помощью к русским князьям со словами: «Ныне они взяли нашу землю, завтра возьмут вашу». Русские князья согласились выступить против новых захватчиков. В мае 1223 года состоялась битва.Самостоятельная работа: просмотр анимационного фильма «История государства Российского», серия №67 «Битва на Калке».Беседа с классом по вопросам: 1. Каковы итоги первого столкновения между русскими князьями и татаро-монголами?2. Укажите причины поражения русских князей.5. Нашествие БатыяУчитель: Итак, Чингисхан ушел в степи, в 1227 году он умер, разделив империю между сыновьями. Половецкие земли вошли в состав улуса младшего сына Джучи, который умер одновременно с отцом, и перешли к внуку Чингисхана Батыю. Именно с его именем и связано установление татаро-монгольского ига на Руси. Работа с картой: посмотрите на карту и проследите основные направления завоевательных походов Батыя, назовите количество походов, их хронологические рамки и территории (работа с раздаточным материалом). Итоги походов (работа с текстом учебника).Работа по группам: 1-й ряд – первый поход Батыя, 2-й ряд – второй поход Батыя, 3-й ряд – итоги походов.Результаты работы озвучиваются каждой группой, рассказ о походах идет с помощью карты.6. Причины побед БатыяУчитель: Как пишет Карамзин: «Батый, завоевав многие области Польские, Венгрию, Кроацию, Сервию, Дунайскую Болгарию, Молдавию, Валахию и приведши в ужас Европу, вдруг, к общему удивлению, остановил бурное стремление Моголов и возвратился к берегам Волги. Там, именуясь Ханом, утвердил он свое владычество над Россиею, землею Половецкою, Тавридою, странами Кавказскими и всеми от устья Дона до реки Дуная. Никто не дерзал ему противиться. Государи старались смягчить его смиренными Посольствами и дарами». То есть речь идет о том, что Россия попала в зависимость от татаро-монгол. Почему же это случилось? В чем секрет успеха Батыя? Для того чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, что говорят по этому поводу историки.Самостоятельная работа: просмотр анимационного фильма «История государства Российского», серия №75 «Состояние России». Беседа по вопросам с классом о причинах успехов Батыя.7. Закрепление материалаУчитель: Итак, подводя итог нашей теме, давайте вернемся к уже знакомой нам таблице. (См. табл. 2.)Домашнее задание: прочитать параграф, вопросы устно.Татьяна КОЛУПАЕВА, учитель истории и обществознания средней школы №30 города Абакана Республики Хакасия
Комментарии