Подготовка учащихся к итоговым испытаниям – дело непростое. Большую помощь в подготовке ребят к экзамену оказывают различные сборники с типовыми вариантами. Я в своей практике использую задания из самых разнообразных источников и даже подчас сочиняю задания самостоятельно. Но учащемуся необходимо регулярно проверять свои знания при помощи именно типовых вариантов. И одним из пособий, которым я буду пользоваться в этом году и которое рекомендую моим коллегам для подготовки учащихся 9‑го класса к ОГЭ по физике, является сборник Елены Евгеньевны Камзеевой, вышедший в издательстве «Экзамен», в котором представлены 14 типовых вариантов.
Конечно, 14 вариантов недостаточно для полноценной подготовки учащихся к ОГЭ, но этого количества вполне достаточно для промежуточного контроля степени их подготовленности к экзамену. Дважды в месяц с ноября по май можно организовывать для ребят, сдающих ОГЭ по физике, проверочные работы на базе этого пособия. Все задания в сборнике полностью соответствуют представленным в демоверсии ОГЭ по физике, подготовленной ФИПИ, которую все мои коллеги наверняка уже давно скачали и не раз просмотрели.
Особо хочется отметить, что в сборнике представлены примеры оформления и проведения лабораторных работ, что вызывает у учащихся наибольшие трудности. Важность этой информации сложно переоценить с учетом того, что структура и содержание ОГЭ по физике в 2020 году претерпели некоторые изменения, в том числе именно в правилах оформления лабораторных работ. Теперь результаты измерений учащиеся должны записывать с учетом погрешности измерений. Мне, как школьному преподавателю физики, кажется это несколько избыточным, ведь результат вычисленной величины в лабораторной работе записывается безо всякой погрешности. Но, как бы там ни было, автор сборника четко следует правилам, заданным в демоверсии. И это позволяет достаточно хорошо закрепить у учащихся как само понятие погрешности измерений, так и правила записи результатов измерений.
Особой благодарности заслуживает приведенный в сборнике подробный разбор одного варианта с пояснениями и объяснениями, что может служить учителю образцом для тренировки выполнения подобных заданий, включенных в ОГЭ.
В пособии вы найдете большое количество заданий, сопровождающихся рисунками, схемами и графиками. Отмечу: все рисунки отличного качества, на них достаточно хорошо видно все, что необходимо для понимания сути задания.
На задания с графиками стоит обратить особенное внимание. Думаю, что не только в моей практике, но и у моих коллег тоже большой проблемой является научить детей читать графики и правильно извлекать из них необходимую информацию. Задания, представленные в сборнике, позволят проверить, решена ли эта проблема или есть еще в этом вопросе сложности для учащихся.
Думаю, коллеги согласятся, что еще одна трудность в ОГЭ по физике – это научные тексты, предлагаемые учащимся для анализа. Некоторые тексты из разных методических материалов, которые мне доводилось разбирать с ребятами, слишком сложны для их уровня знаний, даже если это успешные и высокомотивированные учащиеся: в них содержатся понятия, совершенно не знакомые ученикам 9‑го класса. В сборнике Елены Евгеньевны Камзеевой большинство представленных научных текстов вполне соответствуют содержанию самого предмета физики в основной школе и моим внутренним пожеланиям. В них содержится полезная и доступная для учащихся информация о различных физических явлениях. К примеру, смысл текстов, которые относятся к таким явлениям, как рентгеновское излучение, электромагнитная индукция (текст про токи Фуко), сейсмические волны (принцип действия сейсмографа), детям абсолютно понятны, так как эти темы изучаются в курсе физики основной школы. Очень полезными даже для общего развития учащегося являются такие тексты, как «Открытие звукозаписи», «Приливы и отливы на Земле», «Тепловое излучение тел». А текст «Космический мусор и способы его утилизации», на мой взгляд, вообще может быть отправной точкой для создания учеником проекта или написания исследовательской работы. Небольшим минусом сборника можно считать, что в него вошли несколько фрагментов из сборников прошлых лет, а к некоторым из текстов заданы вопросы, не совсем имеющие отношение к физике, но это нисколько не умаляет достоинств пособия в целом.
Сам я обязательно буду использовать типовые варианты из этого сборника для текущего контроля, да и для отработки отдельных навыков со своими учениками. Убедительным аргументом этого выбора, безусловно, является и тот факт, что сборник «ОГЭ 2020. Физика. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий / Е.Е.Камзеева. – М.: Издательство «Экзамен», 2020» на сегодня единственное пособие, которое прошло научно-методическую оценку ФИПИ и которое создано по новой демоверсии ОГЭ 2020 года, а значит, на 100% отражает содержание ОГЭ по физике-2020.
Комментарии