Если жестко ответить на все эти вопросы, то станет очевидно: следующий шаг или, лучше сказать, принцип организации следующего этапа программы “Столичное образование” – в создании ряда инвестиционных проектов. Именно эту идею Московская академия развития образования совместно с Департаментом образования и положила в основу “Ст.О-2”. Поясню, что под инвестиционными проектами в образовании мы понимаем такие программы, которые могут дать принципиально новый результат, но не с точки зрения узкопедагогических целей, а с точки зрения глобальных социокультурных перспектив для Москвы. (И в этом смысле идея “Ст.О-1” – образование является средством развития региональных общественных систем, как и идея межотраслевого подхода, – сохраняется и для “Ст.О-2”).
Естественно, что предполагаемые инвестиционные проекты будут самым тщательным образом проанализированы и просчитаны в смысле конечных итогов их реализации. В связи с этим, собственно, и возникает вопрос о возможных инвестициях.
На сегодняшний день программа “Ст.О-2” проработана лишь эскизно. Но уже сейчас можно говорить о четырех-пяти наиболее приоритетных инвестиционных образовательных проектах. Во-первых, это проект, связанный с развитием структуры начального и среднего профессионального образования в Москве. На нем, кстати, отчетливо просматриваются сами подходы “Ст.О-2”. Проект как бы переводит профобразование из плоской системы подготовки профкадров в пространство многомерных связей столичной жизни, подвигая его на решение задач соответствующего уровня. Потому что, с одной стороны, профобразование может и должно быть каналом социализации гигантских контингентов молодежи, а с другой – фактором модернизации, скажем, столичного муниципального хозяйства.
Второй проект – “Здоровье, благосостояние и безопасность детей в Москве”, который предполагает обьединение усилий образовательных учреждений, правоохранительных структур, здравоохранения с тем, чтобы, начертив своеобразную карту опасностей и определив совместную политику в этой проблематике, развернуть соответствующую деятельность.
Третий проект – “Московский учебник”. Он предполагает обновление парка всех научно-методических средств с включением в них нового содержания. Сложность здесь, в частности, в том, чтобы не нарушить складывающееся условие вариативности учебников и формирующийся их рынок, а с другой стороны, все же представить некоторый технологический стандарт и саму структуру модернизированного учебника. То есть проект нацелен на решение сложнейшей проблемы по перевооружению учительства Москвы, в которую для меня включен и вопрос кадров. Ибо новый учебник невозможен без нового педагога.
Еще один важный аспект программы – миростоличность московского образования. Эта идея в “Ст.О-1” оказалась наименее проработанной, но полагаю, что она может быть основой одного из ИОП новой программы.
Следующий проект я бы условно назвал “Образование и общество”. Методологический университет недавно провел оргдеятельностную игру с американскими специалистами в области образования и социальной деятельности. Опыт США поражает в смысле того, насколько в этой стране развита сама структура общества. Здесь, например, создано огромное количество неправительственных и не приносящих прибыли организаций, выполняющих различную социальную работу. И задача в том, чтобы, проанализировав этот опыт, исходя из уже известных его богатейших взаимосвязей образования и общества, создать тем не менее свою, в наших конкретных условиях действующую практику социальной работы.
Сегодня – это одна из основных, если вообще не самая важная задача. Поэтому мы будем стремиться к тому, чтобы существенно продвинуться в этом направлении, работая именно с Центральным окружным управлением образования: именно здесь, на наш взгляд, возможны наиболее эффективные результаты. И такая работа по сути уже начата. Сформировано несколько групп, одна из которых будет создавать своеобразную межшкольную академию, усиливая тем самым институциональные связи между разными типами учебных заведений; вторая попытается организовать в Центральном округе фонды, устанавливающие связи между бизнесом и образованием; третья намерена проработать вообще саму структуру устройства муниципалитетов вокруг тех или иных институтов образования… То есть Центральный округ продолжает разворачивать свою чрезвычайно содержательную практику, фактически ориентируясь уже на программные идеи “Ст.О-2”.
Что же касается собственно программы, то полагаю, что она будет окончательно подготовлена в течение сентября и соответственно представлена правительству Москвы.
Комментарии