– В соответствии с решением V съезда профсоюза мы использовали разные возможности проведения переговорного процесса с властью. В частности, мы провели предупредительную акцию в виде сбора подписей под обращениями в адрес Президента РФ, принятыми делегатами съезда, чтобы обратить его внимание на острейшие проблемы в сфере образования. В сборе подписей приняли участие студенты, педагоги, родители обучающихся. Подписные листы были направлены в Администрацию Президента РФ 3 июня 2005 года, в период формирования общественной палаты, призванной обеспечить реальный диалог власти с обществом.
К сожалению, официальных конкретных ответов до настоящего времени профсоюз так и не получил. Однако неправильным было бы считать, что реакции на своеобразный социальный референдум, проведенный работниками образования, не последовало. Полагаем, что прозвучавшие в Послании Президента РФ Федеральному Собранию озабоченность по поводу уровня материального обеспечения бюджетников и конкретное поручение Правительству РФ принять меры по повышению зарплаты не менее чем в 1,5 раза в реальном исчислении к 2008 году стали ответом на многочисленные обращения работников образования. Но дальше события развивались по уже известному нам сценарию.
К выполнению поставленной задачи правительство подошло, мягко говоря, формально. В связи с отсутствием утвержденной методики составления социально-экономического прогноза правительство вольно трактует поручение президента по повышению зарплаты бюджетников в течение трех лет, включая в эти параметры уже предусмотренное увеличение на 33% в 2005 году. Тем самым оно значительно облегчает себе задачу, поскольку при таком подходе зарплата к 2008 году с учетом динамики цен повысится не более чем на 25%.
18 августа на заседании Правительства РФ при рассмотрении федерального бюджета на 2006 год были одобрены предложения по увеличению зарплаты работников бюджетной сферы на 20% в три этапа. Что это значит? За весь 2006 год тарифная ставка начинающего педагога с высшим образованием увеличится только на 369 рублей, педагога самого массового, 12-го разряда, – на 482 рубля, а учителя высшей категории – на 557 рублей. Прибавка к зарплате за весь 2006 год для доцента составит около 850 рублей, а для профессора – 1080 рублей. Подобные предложения носят уравнительный («пенсионный»!) подход к проведению индексации и одновременно включают дальнейшее сокращение дифференциации в оплате труда путем уменьшения межразрядных коэффициентов. Очевидно, что их реализация не сможет обеспечить ни роста мотивации работников к более качественному труду, ни притока в сферу образования молодых специалистов, и тем более не приведет к росту благосостояния педагогов.
Приходится констатировать, что провозглашенные цели модернизации образования (повышение его доступности и качества) не реализуются, поскольку не принимаются конкретные меры, направленные на значительное повышение уровня ресурсного обеспечения отрасли и статуса учителя, преподавателя. Связанные с этим намерения, облеченные в словесную форму, лишь плавно перетекают на протяжении пятнадцати лет из одного документа в другой. Между тем, давно известно, что дешевых и одновременно эффективных реформ не бывает – реформы требуют серьезных инвестиций в ту отрасль, которая нуждается в модернизации.
Нам нередко приходится слышать упреки в том, что мы – против реформ в сфере образования. Думаю, сегодня важно еще раз пояснить позицию профсоюза, тем более что политические партии от нашего имени часто пытаются довольно вольно ее трактовать. Профсоюз – за принятие мер, которые направлены на повышение доступности качественного образования для каждого гражданина страны. Не важно, будут ли эти меры названы реформой или модернизацией. Но мы – за реальные реформы, а не за их профанацию, мы – за увеличение бюджетных инвестиций в ресурсное обеспечение отрасли, в укрепление учебно-лабораторной базы образовательных учреждений, в создание условий для регулярного и эффективного повышения заработной платы для привлечения молодых и закрепления высококвалифицированных специалистов в сфере образования, от которых зависит результат реализации любых реформ. Мы – за введение новой отраслевой системы оплаты труда, но при увеличении бюджетного финансирования этой меры не менее чем в 2 раза.
Мы считаем необходимым принять федеральный закон об отраслевой системе оплаты труда, предусматривающий систему минимальных федеральных гарантий по каждой профессионально-квалификационной группе работников, а также учитывающий особенности труда в отрасли. Это нужно для того, чтобы избежать разнобоя в оплате труда учителей в разных регионах, обусловленного разным уровнем бюджетной обеспеченности субъектов РФ. К российским учителям независимо от места их проживания предъявляются единые требования в части выполнения федерального компонента стандарта общего образования. В связи с этим мы настаиваем на единообразии в оплате труда на основе общей методологии расчетов.
В адрес профсоюза высказываются критические замечания со стороны представителей органов власти и управленцев разного уровня: мол, нужно не только требовать повышения заработной платы, но и непосредственно участвовать в разработке предложений по определению цены учительского труда, по формированию эффективной системы оплаты труда. Хочу напомнить нашим оппонентам: профсоюз никогда не ограничивался выдвижением требований. Примером этому может служить разработка методики расчета воспроизводственного потребительского бюджета и определение на его основе размера минимального отраслевого норматива оплаты труда работника профильной профессии – учителя общеобразовательной школы, проведенные совместно с Всероссийским центром уровня жизни (ВЦУЖ) при Минтруда РФ еще в 2002 году. Опираясь на эту методику, ученые рассчитали, что заработная плата учителя, преподавателя объективно должна быть не менее чем в 3-4 раза выше фактически выплачиваемой сегодня. По вполне понятным причинам власти не торопятся соглашаться с таким подходом к определению цены учительского труда. Два года назад специалисты профсоюза вместе с представителями Министерства образования РФ, учеными и практиками уже разработали предложения по новой отраслевой системе оплаты труда. Однако эти предложения положены под сукно, и в настоящее время уже другой коллектив получил задание разрабатывать новые предложения.
Почти 15 лет мы обсуждаем подходы к методике формирования нормативов финансирования образовательных учреждений. Мы – за внедрение реального нормативного финансирования, необходимость которого была признана отраслевым законом еще в 1992 году и неоднократно подтверждена в документах, принятых позднее, – Национальной доктрине, концепциях и Приоритетных направлениях развития образования. Однако и здесь нет никаких реальных шагов со стороны власти.
Мы не можем обманывать себя и других, поддерживая призыв к «опоре на собственные силы» в решении проблем, накопившихся в образовании, – опоры преимущественно на внутренние ресурсы отрасли, которые могут быть высвобождены в связи с предполагаемым сокращением сети учреждений, штатов, численности работников, переводом учреждений в другие организационно-правовые формы без сохранения субсидиарной ответственности государства.
А разве не проявлением постоянного поиска совершенствования форм социального партнерства было активное участие профсоюза, его территориальных организаций в формировании нормативной правовой базы в субъектах РФ в связи с принятием Федерального закона № 122?
Нас не могут не беспокоить кадровые проблемы в сфере образования, которые нарастают с каждым годом. От 20 до 30% работающих педагогов – пенсионеры. Во многих регионах большое количество вакансий, в некоторых – по 500-600 и более. В 2005 году около 1000 бюджетных мест в педагогических вузах остались незаполненными, не более трети выпускников педвузов идут работать в школы. Все это – настораживающая тенденция, которая подтверждает непрестижность учительской профессии. Дальнейшее развитие этой тенденции не позволит рассчитывать на воспроизводство молодых профессиональных кадров. Если отношение Правительства РФ к педагогам не изменится, если их заработная плата не будет гарантировать достойный уровень жизни, в ближайшем будущем наших детей станет просто некому учить.
Говоря о необходимости активной подготовки коллективов образовательных учреждений к проведению Всероссийской акции, мы не отказываемся от переговоров с Правительством РФ. Мы готовы идти на определенные компромиссы, допустимые и разумные. Но это не значит, что мы позволим власти создавать в обществе иллюзорное представление, якобы предложения правительства, связанные с индексацией зарплаты бюджетников в 2006 году, направлены исключительно на исполнение поручения Президента РФ, и тем более не можем согласиться с ними по сути.
Поскольку проект федерального бюджета на 2006 год уже передан для рассмотрения в Государственную Думу РФ, как и предложения Правительства РФ по индексации заработной платы, трудно ожидать изменения позиции правительственной стороны по этому вопросу. Поэтому мы продолжим интенсивные консультации с руководителями комитетов социального блока в парламенте, будем настаивать на проведении встреч с председателем Думы Борисом Грызловым и председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым. Мы понимаем, что Правительство будет активно влиять на позицию депутатов и сенаторов, и надеемся на их гражданскую позицию.
В нынешних условиях проведение Всероссийской акции и, прежде всего, забастовки – объективная необходимость. Сегодняшняя ситуация еще раз демонстрирует, что, как правило, сама власть становится катализатором протестных действий. Мы уверены, что работники образовательных учреждений во всех регионах России это хорошо понимают и примут активное участие в забастовке и других коллективных действиях 12 октября, объединив свои усилия с профсоюзами.
Комментарии