search
main
0

Сегодня промолчать нельзя!

Сегодня профсоюзы по всей стране бьют в набат: стартовал первый этап Всероссийской акции, направленной против намерений правительства сократить социальные гарантии и льготы работникам бюджетной сферы. В преддверии этого события, 28 мая, ФНПР провела селекторное совещание, на котором выступила председатель Профсоюза работников народного образования и науки Галина Меркулова.

– Все предыдущие годы Правительство РФ, в очередной раз готовясь к формированию бюджета, предпринимало шаги по сокращению льгот, отмене так называемых нефинансируемых мандатов.

Но поскольку действовал социальный диалог, системно работала Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, профсоюзам удавалось противостоять этим попыткам и не допускать принятия правительством широкомасштабных непопулярных решений.

За последнее полугодие положение сильно изменилось. РТК все это время бездействует. Ситуация беспрецедентна.

Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ неоднократно обращалась к председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову и высказывала настоятельное требование о возобновлении работы РТК.

Но правительство, прикрываясь, на наш взгляд, абсолютно неубедительной причиной – незавершенностью формирования своего состава – пытается «протащить» без обсуждения самые непопулярные радикальные решения.

29 апреля правительство рассмотрело и в основном одобрило пакет законопроектов по внесению изменений в 154 законодательных акта и отмене 35 законов Российской Федерации. Как объясняет правительство, с целью обеспечения сбалансированности бюджетной системы и разграничения полномочий между федеральным центром, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Причем протоколом заседания была предусмотрена передача этих законопроектов уже 13 мая в Государственную Думу.

Благодаря тому, что Михаил Шмаков сразу же после заседания правительства предоставил нам возможность ознакомиться с официальными документами, нам удалось до 13 мая внимательно их проанализировать и принять Заявление Совета Ассоциации, где выражено категорическое несогласие с предложениями правительства. Мы призвали профсоюзы работников непроизводственной сферы и все профсоюзы страны к Всероссийской акции. Это Заявление было направлено руководству государства.

Мы благодарны всем членским организациям ФНПР, которые, осознавая опасность ситуации, откликнулись на наш призыв и приняли решение об участии в акции.

Сегодня промолчать нельзя!

Ведь предлагаемые Правительством РФ изменения в действующее законодательство не только принципиально снижают уровень гарантий населения на получение качественной медицинской помощи, качественного образования, но и фактически ликвидируют действующую систему трудовых и социально-экономических гарантий и льгот работников здравоохранения, образования, культуры, студентов. Причем предлагается ликвидировать как нефинансируемые мандаты, так и часть финансируемых.

Крайне серьезную опасность для развития бюджетной сферы представляют изменения, касающиеся вопросов разграничения полномочий бюджетных уровней в вопросах оплаты труда.

Поправками предлагается распространить нормы федеральных законов, Трудового кодекса РФ в части регулирования оплаты труда только на федеральные государственные учреждения.

Что же касается учреждений другой подчиненности, то все вопросы исчисления заработной платы работникам бюджетной сферы, включая установление тарифных ставок, окладов, различных выплат, передаются на уровень субъектов РФ и муниципальных образований без сохранения федеральных минимальных государственных гарантий. Такое решение приведет к фактической дискриминации в правах работников на равную оплату за равный труд по территориальному признаку. Предлагается отменить Закон РФ «О социальном развитии села». То есть отменяются все социальные льготы специалистам бюджетной сферы на селе, в том числе повышение на 25 процентов ставок и окладов.

Кардинальным образом изменяется концепция государственного финансирования отраслей социальной сферы. При определении обязательств бюджетов всех уровней отказались от установления их на основе минимальных государственных социальных стандартов и перешли к установлению неких расходных полномочий, объем которых зависит только от возможностей соответствующего бюджета.

Согласно правительственным предложениям социальная сфера перестает быть для государства приоритетной. Отменяются государственные гарантии ее финансирования (определенные ныне в долях бюджета и его расходной части), отменяются нормы оплаты труда в соотношении с промышленностью, ликвидируются многочисленные социальные завоевания работников бюджетных отраслей и обучающихся, предусматривается возможность преобразования учреждений в коммерческие организации.

Особую обеспокоенность предлагаемое сокращение федеральных социальных обязательств вызывает в связи с резкой дифференциацией регионов по уровню бюджетной обеспеченности.

Само правительство признает, что на долю 10 субъектов РФ приходится 52% консолидированного бюджета страны. Таким образом, на остальные 79 регионов приходится лишь 48% этого бюджета.

По самым оптимистичным оценкам, лишь около 30 субъектов располагают достаточной доходной базой для реализации основных социальных гарантий, предусмотренных пока федеральным законодательством.

Значит, уже заведомо понятно, что отменяемые федеральные обязательства не могут быть воспроизведены в региональном законодательстве. Именно поэтому мы настаиваем на сохранении федеральных гарантий по уровням оплаты труда, по выплате повышенных ставок и окладов специалистам на селе, по обеспечению других необходимых льгот врачам, учителям, работникам культуры.

Меры, предлагаемые правительством, вступают в явное противоречие с неоднократными высказываниями Президента РФ о том, что принимаемые решения не должны ущемлять права и ухудшать положение граждан, а также с программой приоритетов, озвученной в новом послании главы государства Федеральному Собранию РФ.

Тем более что взамен сокращаемых социальных льгот правительство ничего не предлагает. Пока мы получаем лишь отрицательные ответы на вопросы о возможности индексации зарплаты в 2004 году. Никаких четких перспектив не просматривается и на 2005 год.

Сегодня главным доводом федерального правительства, и в частности Министерства финансов, является то, что все предлагаемые законопроекты – это лишь практическая реализация ранее принятых по согласованию с регионами федеральных законов № 195 и № 131 о разграничении полномочий между всеми уровнями власти.

Поэтому сегодня назрели вопросы и к руководителям субъектов РФ:

• готовы ли они реализовать возлагаемые на них полномочия и финансовые обязательства?

• какие социальные обязательства из тех, от которых отказывается федеральная власть, они готовы компенсировать?

Мы направили руководителям органов государственной власти субъектов РФ заявление Совета Ассоциации и постановления пленумов ЦК профсоюзов работников народного образования и науки, здравоохранения. Мы прекрасно понимаем, что проведение многих реформ назрело. Но одновременно убеждены в том, что решения должны приниматься на основе серьезной оценки их социально-экономических последствий.

Сегодня мы обязаны объяснить суть и вероятные последствия предлагаемых реформ обществу и сделать все, чтобы власть отказалась от поспешной реализации тех предложений, которые носят глубоко непродуманный, пагубный характер.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте