В основе инновационного развития учреждения дополнительного образования в современных условиях лежит стратегическое планирование.
Важно понять, что процесс стратегического планирования происходит не только в образовательной среде, но и в обществе – в некоммерческих организациях, бизнесе, учреждениях государственной и муниципальной власти. Для того чтобы быть в контексте осуществляемых управленческих инноваций, понятных и принимаемых местным сообществом, необходимо рассчитывать на долгосрочное партнерство с ним. Однако это уже аспект развития системы общественно-государственного контроля за качеством образовательных услуг, предоставляемых учреждением. Для дополнительного образования партнерство и открытость в решении вопросов планирования особенно актуальны, так как только при поддержке сообщества можно привлечь достаточно ресурсов для выживания, обрести силу и энергию для будущего развития. Стратегическое планирование в деятельности образовательного учреждения позволяет преодолевать такие проблемы, как: Неадекватность структур управления УДОД к изменившимся условиям. Доминирование задач оперативного управления. Ориентация на достижение целей и задач краткосрочного периода. Отсутствие системы управленческих решений на опережение, замедленная реакция на изменение внешней среды. Нечеткость управленческих процедур. «Провисание» таких управленческих функций, как контроль, долгосрочное планирование. Сосредоточенность на решении преимущественно внутренних задач, слабое взаимодействие с потребителями образовательных услуг по изучению их потребностей.Все перечисленные проблемы актуальны практически для любого учреждения дополнительного образования, в каком бы регионе оно ни работало. Особенно актуальны эти трудности при работе УДОД в традиционной форме, то есть в форме учебных занятий. При этом основные элементы, определяющие перспективу развития учреждения (в том числе и инновационного), – это: Анализ ситуации УДОД и динамики ее развития (публичный отчет). Миссия, цели и задачи стратегии развития УДОД (основные цели; чего хотим достичь, на удовлетворение каких потребностей направлена деятельность организации; что изменится в лучшую сторону в результате нашей деятельности на территории). Описание условий, создаваемых для образовательной деятельности и благоприятного корпоративного климата. Описание механизмов организации взаимодействия коллектива ДОД, близлежащих школ, местного сообщества и бизнеса. Описание механизмов привлечения средств некоммерческих, благотворительных и иных организаций и фондов, собственных средств от приносящей доход деятельности на развитие УДОД. Этапы реализации стратегии, мониторинг и система оценки результатов деятельности УДОД. Программа реализации отдельных направлений стратегии с разбивкой по этапам, исполнителям и объектам финансирования. Перечень и описание наиболее значимых тематических проектов.Именно тематические проекты, реализуемые в Центре развития творчества детей и юношества «Гермес», определяют современные образовательные потребности участников и составляют основу воспитательной системы центра. Таких проектов семь: Инновационная модель деятельности по работе с «особыми» детьми в условиях дополнительного образования, так как в настоящее время в Центре занимается более 30 детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. «Успешный ребенок», разрабатываемый на основе деятельности студий и объединений детей дошкольного возраста, в том числе для детей, не посещающих ДОУ, и апробируемый в ходе детско-родительских занятий. «Система мультимедийного сопровождения деятельности («Телепроект»), основу которого составляют детская телевизионная студия «Гермес ТВ», объединения «Печатной и телевизионной журналистики», которые позволяют воспитанникам определиться с выбором будущей профессий, а также внутренняя локальная сеть для видеотрансляции. «Фотография как образ мира», охватывающий пространство интернет-общения современной молодежи и позволяющий подросткам не только Северного округа, но и проживающим в других регионах России и зарубежных странах, делиться своими творческими фотоработами, обсуждать и демонстрировать их в открытом информационном пространстве, лучшие работы мы представляем в современных престижных выставочных залах города Москвы «Новый Манеж» и ЦДХ, в зарубежных артгалереях. «Каникулы на планете «Гермес» как организационная модель сетевого партнерства района». «Сервис кафе-клуб «Гермес», в Центре есть собственное кафе, в котором можно интересно провести свое свободное время, принимая участие в тематических программах, мастер-классах, авторских выставках, реализуемых на базе кафе, а также поучиться в школе юных кулинаров. «Районный детский автогородок как средство формирования культуры поведения на дороге», в автогородке есть три тематических кабинета, площадка для практических занятий и оборудованная техническая зона.Около 30 подростков в возрасте до 18 лет имеют возможность подработать в свободное от школьных занятий время через центр занятости молодежи «Перспектива», реализуя свои навыки практически во всех семи проектах в качестве юных корреспондентов, фотографов, официантов, операторов. Это позволяет подростку самостоятельно планировать собственный бюджет.Реализуемые тематические проекты – это еще и приоритетные линии, по которым и осуществляется комплексный инновационный процесс всего учреждения.Есть общие основания у всех тематических проектов, определяющие приоритетные направления деятельности Центра: профориентационное направление деятельности, воспитывающее готовность у подрастающего поколения к осознанному и ответственному выбору будущей профессии; ориентированное также на воспитание культуры труда, умение работать в команде; личностное развитие участников, воспитывающее самость, нравственные качества, этику межличностных отношений, коммуникативное содержание взаимодействия; поиск идентичности и самоидентичности подрастающего поколения, воспитывающее национальную культуру, умение достойно представлять свою страну, ее традиции и устои; создание уклада Семьи и Учреждения, воспитывающее культуру отношений между всеми участниками образовательного пространства, взаимопомощь и взаимоподдержку достойным традициям семьи и образования.Безусловно, стиль управления учреждением оказывает влияние на формирование воспитательных воздействий, используемых в детско-взрослом сообществе и ориентированных на развитие формирования общей педагогической культуры, основными видами совместной деятельности в процессе управления центром стали:- тематические недели (акции, форумы, марафоны);- конкурсно-игровые программы на социально значимые темы;- спортивно-оздоровительные мероприятия;- клубная деятельность по профилям («Юный оператор», «Картинг-клуб», «Сервис кафе-клуб «Гермес» и т. п.);- творческие выставки и презентации;- конференции и практико-ориентированные семинары.В любом случае воспитательное пространство включает в себя две формы проведения различных занятий для детско-взрослого сообщества. Для первой, организационно-стандартизированной формы, характерно традиционное времяпрепровождение детьми в условиях дополнительного (внешкольного) образования. По сути своей это учебные занятия, направляемые и контролируемые взрослыми (педагогом), в основе которых лежит активность и заинтересованность. Вторая форма воспитательного пространства Центра – произвольная, характеризующаяся свободным выбором каждого участника методов, приемов и организации работы, это зона свободного общения, представленная клубными сообществами, объединяющими в себе любителей какой-то конкретной предметной области. В основе этой формы деятельности – ответственность и умение эффективно сотрудничать. Переход от регламентированной и стандартизированной формы работы к пространству свободного общения и составляет инновацию в деятельности.Кроме решения воспитательных и образовательных задач, в ходе реализации тематических проектов были решены и другие вопросы: организована работа в составе городских экспериментальных площадок, что позволило привлечь дополнительные штатные единицы и реально сформировать команды единомышленников вокруг проектов; привлечено дополнительное финансирование, за счет которого были успешно решены проблемы создания безбарьерной среды, оснащены детская телестудия и фотостудия, «Сервис кафе-клуб «Гермес», приобретено звуковое и световое оборудование, переоснащены современным оборудованием автоклассы.Алексей ЛЫКОВ, директор ЦРТДЮ «Гермес», заслуженный учитель России, лауреат гранта мэра Москвы в области образования
Комментарии