search
main
0

Сегодня мы поговорим о театрализованной форме, которая, только-только пробившись в школу, начинает захватывать если уж не плацдармы, то, несомненно, умы учителей и школьников. Речь о театрализованном уроке естественных наук. Великие древние мыслители подметили, что алгебра, изложенная языком гармонии, становится намного доходчивее и понятнее. Они постоянно “привлекали” музы к преподаванию точных наук. Я, например, до сих пор помню задачу, составленную в Древней Индии в виде мелодичной песни про кадамбу – цветок и сопутствующих ему пчел. Хотя родился театрализованный урок в древности, теоретиками он не осмыслен и редким энтузиастам приходится пробиваться к свету на ощупь. Успешно этот метод движения усваивают учитель физики УВК # 1830 г. Москвы Сергей Кириллов и художественный руководитель детского театра “Тик-так” А. Александров. Им слово!

Домашнего задания по этому разделу не будет, так как трудно что-либо делать, не имея теоретической базы. Впрочем, ведь интересно попробовать себя в новом, неизведанном… Дерзайте! Интересным сценариям школьных уроков обещаю “зеленую улицу”.

Олег ТОЛЧЕНОВ

Тайны сценарного мастерства

Играть! Действовать! Думать!

Многие учебные задачи можно успешно решить при помощи Театра занимательной науки (ТЗН), девиз которого “Играть! Действовать! Думать!”.

“Киты”, на которые опирается ТЗН, – занимательность и игра. Занимательность – свойство предметов, явлений и процессов, которые способны вызвать у ребят чувство удивления. Игра – важнейший и любимый тип деятельности у детей, в том числе и у старшеклассников. Сами по себе представления ТЗН – это большая педагогическая игра, облеченная в театрализованные формы. Цель сценариста и режиссера – подбросить мальчишкам и девчонкам закономерности природы (точно пакет с шифровками), чтобы у них загорелись глаза… А ум, подогретый эмоциями, – это уже не сонный ум.

Подготовка представления длится примерно 2-3 месяца. Вести ее можно временным составом, но лучше, когда существует постоянный коллектив старшеклассников в 10-15 человек.

В ходе подготовки спектакля прежде всего намечается тема представления. Изучается и обсуждается необходимая литература. Когда замысел вырисовывается, под него набираются эксперименты и опыты, иллюстративный материал. Каждый из участников готовит свою экспериментальную часть. На общих сборах проходят показ и обсуждение элементов представления, отбираются наиболее эффектные и необходимые для спектакля. Здесь же придумываются конкретные приемы и формы активизации зрителей, намечаются герои, их действенная линия. Имея такую солидную базу, можно приступать к написанию сценария. Следующий этап – распределение ролей, подготовка оборудования для опытов и, наконец, генеральная репетиция, которая волнительна не менее самой премьеры.

Подготовка представления – сложный и увлекательный педагогический процесс, который дает для развития и воспитания несоизмеримо больше, чем сам спектакль. Представление может быть ярким и интересным, но оно будет малоэффективным, если зрители останутся просто зрителями, а не активными участниками, а еще лучше – действующими лицами. Вовлечь зрителей помогут викторины, различные состязания, конкурсы и, конечно, игры. Можно привлечь учеников к дискуссии по поводу демонстрируемых опытов, а также по их объяснению. При этом важно проявлять чувство меры: развлекательность не должна “подавлять” познавательность. И наконец, представление не состоится, если будут нарушаться основные законы драматургии. Напоследок открою вам тайну: спектакль, как любое произведение искусства, должен удивлять и, перефразируя классика, сообщать много доброго, умного, полезного. А ключик к этому находится у вас.

Сергей КИРИЛЛОВ

Дорога к дому

Театр предмета, на мой взгляд, – особая форма двух составляющих, пренебрегая законами одной из них, мы рискуем так и не получить искомый результат.

Первая составляющая есть предмет, который для учителя, словно знакомая река, где он знает все.

Вторая составляющая – театр и все его элементы: пьеса или сценарий, режиссура, исполнение и т.д. Эта область для учителя малознакома, и многие не прочь бы получить дополнительные знания. Потребность такая назрела, и многие надеются, что скоро в школе появится специальность режиссер-педагог.

Но это – будущее. А как быть сейчас тем, кто стремится донести до учеников важные, но порой скучные знания ярко, образно и доходчиво?

Поделюсь своим опытом. Первое – надо вычленить проблему, увлечься ею и непременно увлечь всех своих соратников. Хотя по образованию я не эколог, меня заинтересовала статья о научно обоснованных методах планирования новой дороги в одном из журналов. Привожу все эти методы-выводы полностью, так как они послужили первым импульсом к написанию сценария.

“1. Новая автодорога разрушает остатки лесных угодий в округе.

2. Многие животные и растения будут лишены нормальной среды обитания.

3. Еще сохраняющимся зонам отдыха, расположенным неподалеку от жилых застроек, будет нанесен непоправимый ущерб.

4. Шум от автотранспорта будет проникать в дома, нарушая сон и тем самым нанося ущерб здоровью жителей.

5. Выхлопные газы будут проникать в жилые массивы, расположенные неподалеку.

6. Стоки с автодороги будут загрязнять ручьи и грунтовые воды по обеим ее сторонам.

7. В отдельных местах пространство между уже существующими и строящимися автодорогами сузится до менее 1 км”.

На языке режиссуры эти семь проблем называются предлагаемыми обстоятельствами. Если внимательно вглядеться в порядок их расположения, то мы увидим первоначальный план будущего сценария. Кроме того, этот перечень проблем натолкнул меня на другие, важные для сценариста вещи. Во-первых, сразу определился жанр: мне захотелось решить проблему в виде шоу-игры. Невозможно утверждать, что этот сухой перечень проблем, и только он, сразу предопределил удачный выбор жанра, было еще что-то более существенное. Но что?.. Тайна сие есть! Само собой пришло название – “Дом, в котором я живу” и определилась тема: речь в представлении пойдет о четырех стихиях природы и о взаимодействии с ними “пятой стихии” – человека. Теперь оставалось заняться другими элементами второй составляющей – сюжетом, действующими лицами, их характерами и взаимоотношениями, короче, сценарием. А здесь мои профессиональные качества помогли чувствовать себя легко и свободно. Так родилось представление “Клоуны в лесу” (стихия – Земля), в котором три клоуна решили строить дорогу, и что из этого получилось. Три представления, последовавшие дальше, хотя и продолжали тему, но отличались по художественной форме друг от друга. “Операция “Чистая вода” (стихия – Вода) – это представление начиналось с лекции о лягушках, а заканчивалось появлением русалки в пруду. Здесь широко использовались слайды, видеоматериалы, другие технические атрибуты и средства, позволяющие достигать “волшебных эффектов”. Представление “Откуда берется звук флейты?” (стихия – Воздух) потребовало стихотворной формы, а “Пожар в океане” (стихия – Огонь) – пластического решения.

Из этого примера видно, что возникает необходимость объединения усилий учителя, сценариста и режиссера. Прекрасно, когда они явлены в одном лице, но это не всегда возможно. Каждый школьный предмет требует индивидуального творческого подхода и, скажем так, своих форм театрализации: литература и химия имеют разные векторы. Немаловажен и вопрос аудитории, на которую рассчитаны эти театрализованные уроки предмета. А как работать с исполнителями, которые играют роль икринки или химического элемента? А сколько трудностей с историческими и литературными личностями! И еще об одной проблеме, которая много лет не дает мне покоя. Что можно, а чего нельзя делать предметом театрализации? Или поставим вопрос иначе: что по плечу поставить учителю-предметнику, а что нужно оставить до лучших времен, до приобретения постановочного опыта? А может, вовсе не браться за театрализацию темы раз нет специального режиссерского образования?.. Вопросов больше, чем ответов. Абсолютно ясно только одно: театральный урок своими художественными возможностями и силой эмоционального воздействия может сослужить хорошую службу духовному развитию школьников и их усилиям в постижении наук.

А.АЛЕКСАНДРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте