search
main
0

Сегодня люди живут с тревогой в сердце и душе Учебные предметы важны только тогда, когда они делают детей еще более человечными

Усилия современного образования в настоящее время направлены на развитие гражданского самосознания и ответственности, которые облагораживают умы и души наших детей. Много проблем существует в мире. Знание, воля, энергия помогают их разрешать, но насилие, страх, ненависть, предрассудки и предубеждения преодолеть не так просто. Именно они разделяют людей, разобщают их, отравляют человеческое существование, человеческую жизнь заполняют дикие и ужасные проявления, например терроризм. Эта проблема, влияние которой на человечество в последнее время поистине велико, и поэтому она требует тщательного исследования, глубокого размышления.
Проблема международного терроризма сегодня оказалась в центре внимания общества и СМИ. Трагические события в России и США должны стать предметом детального исследования политиков, журналистов и ученых. Образование также не может оставаться в стороне, более того образовательные средства – это реальная возможность создания не только общественного мнения, в основе которого неприятие международного варварства, но и возможности для развития индивидуального чувства ответственности, знания опасности, которое с собой несет терроризм и его проявления. Стойкого неприятия насильственных способов разрешения конфликтов, что является основой для обучения и воспитания учащихся в духе мира, прав человека и демократии. Современная политика, наука, образование ведут поиски эффективных путей противостояния идеям и теориям ненависти, насилия, преодоления диких предрассудков и предубеждений. Один из классиков мировой литературы, А.Камю, написал, что “мрачные образы, которые смотрят на нас с темного зеркала истории (а теперь и из настоящего), в конечном счете – это мы сами”. Образование сегодня должно бросить вызов проявлениям зла, которые существуют в нашей жизни. Иосиф Бродский, замечательный поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе, однажды сказал: “Жизнь устроена так, что то, что мы называем Злом, способно к практически повсеместному присутствию хотя бы потому, что склонно выступать в наряде добра. Вы никогда не увидите, как оно ступает к вам на порог с возгласом “Привет, я Зло!”. Никогда человек не сможет успешно бороться со злом, пока не сможет осознать и понять его соседство с нашими благими устремлениями.
Современное общество наполнено враждебными представлениями. Люди, их мысли и действия часто пронизаны ксенофобией, которая делит общество на “своих” и “чужих”, на наших и не наших, на мы и они. Люди решительно забыли, что все они одной крови, что все люди – братья. А страх, ненависть и насилие разделяют людей, делают их врагами, реальность представляется жестокой. Человек легко деградирует, теряет свое достоинство и нравственные качества. По меткому замечанию польского сатирика С. Леца: “В борьбе идей гибнут люди”, но стоит сделать важное уточнение к данной фразе – если идеи эти несут в себе ненависть и жестокость. Школа должна научить детей выявлять идеи, в основе которых лежат предубеждения и предрассудки, которые раскалывают общество и делают всех людей врагами.
Если люди желают побороть страх, ненависть и насилие, то подлинным вкладом в образование детей будут уроки внимания и понимания человека, заботы о его внутреннем мире и чистоте его помыслов. Образование должно помочь разобраться и объяснить чувства и мысли детей, научить их быть активными, вдохновить их на мужественные, смелые поступки и научить противостоять пассивности и конформизму. Детей следует научить ценить свои гражданские права и свободы, быть ответственными за свои поступки, научить анализировать факты и мнения, решения и действия, принимать взвешенные разумные решения. Если мы не пытаемся понять мир полный насилия, то мы не вправе надеяться на то, что сможем разумно действовать в нем и изменить его к лучшему.
Материалы к уроку: Глобальные проблемы человечества. Международный терроризм.
Урок рассчитан на старшеклассников.
Цель: исследование проблемы мирового терроризма, его влияния на человека, человечество и о средствах противостояния насилию и ненависти.
Задачи: Познакомить учащихся с проблемой мирового терроризма. Научить учащихся анализировать сложные противоречивые общественные явления, обнаруживать причинно-следственные связи, оценивать средства противостояния насилию и ненависти, формировать собственную позицию по отношению к терроризму, ответственно и взвешенно принимать решения, а также четко и ясно передавать личную точку зрения по поводу глобальных проблем. Дать представление учащимся об общечеловеческих ценностях, развивать у них стремление и приверженность к ненасильственным средствам разрешения конфликтов.
Учебные средства: видеофрагменты с документальными или художественными кадрами, на которых запечатлены события, отражающие события, связанные с международным терроризмом, словари, в которых имеются определения понятия терроризм, Уголовный кодекс РФ, газеты.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
Учащиеся просматривают видеофрагмент или газеты со статьями, посвященными реальным событиям, которые касаются проблемы учебного занятия.
Преподаватель задает следующие вопросы: Какие события становятся самыми горячими новостями и привлекают внимание всех граждан, попадая на первые полосы газет и в теленовости? Какие события последних дней, месяцев, лет вызывают наибольшую тревогу всего человечества?
Преподаватель говорит о том, что сегодня на уроке пройдет обсуждение проблем международного терроризма, причин его распространения, методов борьбы с ним. Учащиеся получат представление и понятие о международном терроризме, знание основных методов борьбы с ним. Научатся анализировать сложные противоречивые общественные проблемы, оценивать опасность, которая исходит со стороны международного терроризма, принимать взвешенные и ответственные решения в критических ситуациях. На уроке мы будем использовать различные формы и методы учебной деятельности, которая будет оцениваться на основе, содержащей следующие критерии: позитивные критерии: 1) выступления точные и по существу, 2) вовлечение других учащихся в обсуждение, 3) самодисциплина, 4) корректность; негативные критерии: 1) выступления неточные и не по существу, 2) отвлечение от работы, 3) некорректность.
Преподаватель может воспользоваться различными вариантами при организации учебного занятия: а) сократическая беседа, б) дискуссия в форме ток-шоу, в) моделирование заседания Совета Безопасности ООН.
Определение понятий “терроризм”, “международный терроризм”, “террор”.
Преподаватель предлагает учащимся дать определение терроризма. Ответы можно записать на доске, и в итоге сформулировать совместно с учащимися общее определение терроризма и международного терроризма.
Терроризм – это особая форма политического насилия, характеризующаяся крайней жестокостью; это невидимая война, это одно из самых опасных преступлений нашего времени, направленное против человеческой жизни и порядка в стране и в мире; это разрушение всех моральных ценностей; это особая форма вооруженной борьбы, направленная на запугивание мирного населения и разрушение жизненно важных объектов и т.д. Определения, сформулированные учащимися, полезно сравнить с определениями, которые можно найти в различных словарях.
“Терроризм – есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях”. Уголовный кодекс РФ.
“Международный терроризм – насильственные акты, совершаемые против отдельных граждан или объектов, в том числе находящихся под защитой международного права (убийства глав иностранных государств и правительств, их дипломатических представителей, взрывы помещений посольств и миссий, представительств организаций, штаб-квартир международных организаций), взрывы в общественных местах, на улицах и вокзалах и др.” Большой энциклопедический словарь.
“Террор – физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам”. Словарь русского языка С. Ожегова.
“Террор – от лат. terror страх, ужас – политика устрашения, подавления противников насильственными мерами”. Словарь иностранных слов.
“Террор – политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами вплоть до физического уничтожения”. Большой энциклопедических словарь. Преподаватель вместе с учащимися выделяет основные признаки понятий и обсуждают их.
Поиски и обсуждение средств противостояния терроризму.
Сначала можно рассмотреть опасность, которую несет терроризм для человека, общества, государства и мирового сообщества, выделить основные последствия. Затем возможно обсуждение причин проблемы и выделение главных из них. После этого преподаватель организует учащихся на поиск средств противостояния терроризму. Используется метод мозгового штурма и составляется список возможных способов преодоления данного негативного явления. Полезно обсуждение эффективности средств борьбы с терроризмом, которое можно начать с ранжирования способов с самого эффективного, и таким образом исследовать вопрос эффективности средств противостояния. Педагогу следует быть чрезвычайно осторожным и взвешенным, помогая подросткам рассмотреть позитивные и негативные последствия каждого из обсуждаемых способов противостояния терроризму. Обратить внимание на трудности борьбы с терроризмом и разнообразие его проявлений.
Подведение итогов урока
Следует обязательно оставить достаточно времени на тщательное обсуждение итогов. Выяснить, какие выводы сделали ребята в результате обсуждения проблемы, что они узнали нового, чему научились, какие человеческие ценности и установки обсуждались, какие трудности вызвало рассмотрение проблемы и возможно ли их преодоление. Вывод, который сделали учащиеся на уроке: зло не возникает на пустом месте, оно вырастает и множится с позволения самого человека, который разрешает проникать злу внутрь себя и жить там.
Домашнее задание
Домашнее задание может быть самым разнообразным: написанием эссе по проблеме; создание личного плана безопасности; рекомендации по противостоянию терроризму в микрорайоне, городе, селе; написание меморандума или речи для выступления на Совете безопасности РФ или на Генеральной Ассамблее ООН. Важно, чтобы учащиеся еще раз подумали о проблеме и проявили свое творчество и использовали его для взвешенного и ответственного принятия решения по одной из самых важных проблем человечества. Речь, которую написали учащиеся для выступления на Генеральной Ассамблее ООН, посвященной проблемам международного терроризма:
Дамы и господа, уважаемые участники Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций!
Сегодня люди живут с тревогой в сердце и душе. Проблема терроризма в наше время становится одной из важнейших для мирового сообщества, особенно ввиду последних событий, произошедших в России и США.
В дыму вашингтонских пожаров и грохоте взрывов в Москве и Нью-Йорке погибли не только тысячи невинных людей, но и под угрозой свирепых фанатиков, которые отрицают общечеловеческие ценности, находится великая мечта человека о единой гуманной цивилизации.
Терроризм – самая страшная болезнь человечества. Для него трудно найти адекватный ответ, но безусловно с ним надо бороться, объединив силы всего прогрессивного человечества, используя как глобальные средства – изменение международной политики, создание условий для мирного сосуществования и ненасильственного разрешения конфликтов, улучшение качества образования, – так и частные средства, направленные на духовный рост человека, его самосовершенствование, самореализацию, создание атмосферы сотрудничества, солидарности, терпимости и уважения.
Виновные в преступлениях против человека и человечества должны быть изобличены и строго наказаны. Терроризм заставляет с новой силой задуматься о завтрашнем дне и об ответственности, которая лежит на живущих сегодня людях.

Юрий АНТЮХОВ,
старший преподаватель юридического факультета Орловского государственного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте