search
main
0

Сегодня исполняется 224 года со дня рождения Александра Пушкина. Насколько современен Пушкин и понимают ли школьники его язык?

Наталия ПОКРОВСКАЯ, учитель русского языка и литературы, Воронеж:

– С Пушкиным сегодня непросто, читаем произведение и одновременно работаем над словами – выясняем значение, историю слова, находим синонимы в современном языке. Вопросов у детей много, а у тех из них, для кого русский язык неродной, еще больше. А так как они сегодня все подвергают сомнению, то и о Пушкине задают непростые, даже каверзные вопросы. Не так давно ученик спросил меня на уроке, что если украинцы, белорусы и русские когда-то были одним народом, то почему у них разные языки. Причем, по его мнению, на наш общий старославянский язык больше всего похож белорусский, а меньше всего русский. «А не виноват ли в этом Пушкин? – спросил меня ученик. – Ведь это он в свое время очень много поработал над старорусским языком!» Вот такие вопросы задают сегодня наши дети.

 

Наталья АРТЕМЬЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №10 имени А.С.Пушкина, Петрозаводск, Республика Карелия:

– «Пушкин – наше все!» – часто мы слышим знаменитую фразу Аполлона Григорьева. Да, Пушкин и все, что связано с его именем, всегда будет с нами. Мои ученики с большим удовольствием читают его произведения. А главное – они понимают, о чем читают. Например, одними из любимых являются «Капитанская дочка», «Пиковая дама» и «Дубровский». Могу с уверенностью сказать, что самый простой стиль повествования именно у Пушкина. Да и проблемы, которые он поднимал в своих повестях и романах, всегда актуальны: безответная любовь, дружба и предательство, одиночество и смысл жизни. И сейчас молодежь волнуют те же самые вопросы, что и в XIX веке: почему существует несправедливость, откуда в людях зависть и злоба?

  

Ксения Т., ученица 8‑го класса, Великий Новгород:

– Мне, в общем-то, понятны стихи Пушкина, но лучше было бы, чтобы учителя объясняли некоторые моменты в таких произведениях. А у нас так быстро проходят программу, что многое задают для самостоятельного изучения. И тогда произведения классиков становятся в некоторых местах неясными. Например, нам в гимназии задали на дом выучить стихотворение Пушкина «Во глубине сибирских руд…». Я его учила, пришла мама и спросила меня, знаю ли я, что это стихотворение посвящено декабристам. Я не знала, и по этой причине сами стихи были мне непонятны, пока мама не разъяснила. Я думаю, часов на уроки литературы в школе нужно больше, но не за счет дополнительного времени, а за счет уменьшения программы по каким-то другим предметам. Я бы сократила программу по алгебре или геометрии. А к преподаванию литературы нужно полностью изменить подход. Учителям надо не требовать от нас изучать подробно всякие литературные приемы, а вместе с детьми говорить о сути произведения и связывать его с реальной жизнью. Ведь для этого классики и писали свои книги!

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте