Второе занятие для слушателей онлайн-школы «Высшая лига» 26 января провел победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020 Михаила Гуров. В заключение мастер-класса он ответил на вопросы аудитории.
Один из них задал Андрей Иванович Семке, заслуженный учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, лауреат премии Януша Корчака, бронзовое перо «Учительской газеты», тьютор Института образования Краснодарского края, финалист конкурса «Учитель года России-2000».
Андрей Семке поблагодарил Михаила Гурова «за прекрасный мастер-класс». Он отметил свою уверенность в том, что пространственно-временной континуум специальной теории относительности Альберта Эйнштейна нарушит именно пеликан, победитель конкурса «Учитель года» – когда каждый понедельник в 16 часов Михаил Николаевич находился одновременно на трех местах работы (о своем напряженном графике педагог рассказал на мастер-классе). Вопрос Андрея Ивановича был связан с математикой: «В последнее время много сложностей связано с преподаванием этого предмета. Наверное, здесь большую роль играют учителя математики. Я хотел бы, чтобы ты молодым учителям, тем, кто сегодня пришел в школы, дал советы».
Так, он отметил, что некоторые методисты почему-то рекомендуют в настоящее время на уроке не применять разминку – быстрый счет или устный счет. Андрея Семке заинтересовало отношение Михаила Гурова к подобной рекомендации. Кроме того, педагог рассказал о распространенном мнении, что многие математические темы, которые изучают в программном материале, устарели и почти не используются на практике. В связи с этим его интересует, какие бы новые темы, которые в век искусственного интеллекта необходимы для молодежи, посоветовал Михаил Гуров для изучения.
Касательно разминки ситуация для Михаила Николаевича, по его с словам, проста. Известно, чем большинство детей средних классов обычно занимаются на переменах: они находятся в движении, бегают, играют. Согласно рекомендациям современной науки, чтобы перейти от возбуждения в состояние, в котором можно обучаться, требуется время. Это, как правило, минут 10-15. Педагог заметил:
«Я считаю, что разминка поможет это время сократить. То есть мы быстрее настроимся на работу, мы быстрее включимся в работу. Это первое. И второе: безусловно, разминка в средней и старшей школе – это постоянная актуализация нужных и очень важных тем. В математике очень много заковыристых тем, формул, связей между ними, теорем. И очень важно в голове освежать знания о взаимосвязях между этими объектами. И, конечно, такого рода разминка позволит учителю перед уроком с вхождением в новую тему направить мысль ребенка в нужное русло. Поэтому я считаю, что отказываться от этого, как минимум, преждевременно».
Что касается второго вопроса, то, с точки зрения математика, Михаил Гуров не считает, что можно говорить об устаревании какой-то информации:
«Мы все с вами знаем, что такое геометрия в школе. Ее полное название – геометрия Евклида. Ей тысячи, а некоторым фактам даже десятки тысяч лет. Они что – стали менее актуальны? Строители их реже используют? Каждый строитель знает и определение тангенса, и теорему Пифагора – только для того, чтобы измерить, насколько ровно построены стены. Поэтому такое словосочетание неприемлемо. С другой стороны, математика разрастется сегодня невероятными темпами»
Как отметил Михаил Николаевич, в настоящее время в школьной программе есть разделы, которые изучаются по касательной, но в которые можно было бы и углубиться – для практических современных нужд. Это, например, теория вероятности и теория графов. Последняя является основой машинного обучения, благодаря ей существуют современные нейронные сети. По мнению педагога, знания таких базовых разделов дадут современным ученикам возможность впоследствии стать «классными технарями, которые смогут быстро, качественно и эффективно подстраиваться под нужды современной компьютерной индустрии».
Подытоживая свой ответ, Михаил Гуров отметил: с одной стороны, он бы не говорил об устаревших темах, а с другой – сегодня есть, что в математику ввести. Наука за последние десятки лет ушла очень далеко. «И в школе мы не можем изучить даже миллионной части современной математики. Да это и не всем нужно».
С записью трансляции мастер-класса Михаила Гурова можно ознакомиться на youtube-канале проекта.
Руководит проектом «Высшая лига» Андрей Лукутин, начальник методического управления Фонда новых форм развития образования, учитель истории, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2004». Координатором является Артур Заруба, главный специалист Фонда новых форм развития образования, учитель музыки, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 1992», кандидат педагогических наук. Наставник проекта – Ирина Димова, первый заместитель главного редактора ЗАО «Учительская газета», член Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России», кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры РФ.
Партнерами проекта онлайн-школы «Высшая лига» выступают Общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года», сетевое издание «Учительская газета», Мультимедийный исторический парк «Россия – Моя история», Общероссийский Профсоюз образования.
Комментарии