«Современное государство XXI века – социальное государство». Это очень важное и актуальное утверждение, ибо именно социальное благополучие – основа процветания России, залог поддержки новых инициатив, экономических преобразований и модернизации.
Диалог с обществом, который ведет сегодня Владимир Путин, в том числе и по социальным вопросам, я считаю очень своевременным. Ведь не может быть успешным общество, проявляющее неуважение к предкам и забывшее о молодежи, ее нравственном и социальном здоровье. «В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества», – утверждал Н.Карамзин. Так давайте более внимательно всмотримся в современное образовательное учреждение и поразмышляем об изменениях, которые в нем происходят, ведь это поможет понять, о чем говорит Председатель Правительства РФ в своей статье.Новое образование не может возникнуть само по себе, оно должно учитывать и опираться на те традиции, что существуют, что оставлены нам в наследство предыдущими поколениями. В самом центре Москвы, около древнего храма Ильи Обыденного, расположилась наша гимназия №1529 имени А.С.Грибоедова – одно из старейших образовательных учреждений столицы, ведущее свою историю от частной классической гимназии Екатерины Констан, от Московской опытно-показательной школы-коммуны имени Лепешинского, от 29-й школы на Смоленском бульваре, которой руководила известная Е.Мартьянова. Педагогический коллектив гимназии не только продолжатель традиций, заложенных самой историей, но и творец нового типа образовательного учреждения, ориентированного прежде всего на запрос социума. Демографическая ситуация, сложившаяся в последнее время в центре Москвы и связанная с небольшим количеством жителей в микрорайоне, открывает возможности для набора в гимназию детей из всех округов города. Что приводит к нам детей и родителей? Прежде всего – ориентация на поступление в вуз, чаще всего в престижный вуз: МГУ имени М.В.Ломоносова, МГИМО, Высшую школу экономики, Академию внешней торговли, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова. Таким образом, «заказ» родителей на качественное образование, на профильность становится основой деятельности нашего образовательного учреждения. Достойное, качественное образование – приоритет гимназии. Вполне понятно, что создание современной системы оценки качества образования приобретает для нас особый смысл. Высокий рейтинг гимназии №1529 имени А.С.Грибоедова среди образовательных учреждений Москвы – заслуженный результат. Победа в приоритетном национальном проекте «Образование» в 2007 году, грант мэра Москвы в 2011 году, 22-е место по рейтингу результативности ЕГЭ, Всероссийской олимпиады школьников – вполне реальный результат качественного образования, которое получают наши гимназисты. Новое качество образования требует доработки программ и методов обучения, новых технологий – текстоориентированных, формирующих исследовательские и проектные компетенции, – мыследеятельностная педагогика становится необходимым условием развития. Именно о напряженной работе педагогов и управленцев говорит Путин, и это естественно, ведь ничто не дается просто так. Принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов начальной школы ориентирует на формирование критериальной системы оценки достижений учащихся. Самостоятельность, творчество, креативность – вот принципы, которые отличают наших гимназистов, а впереди кропотливая работа по переходу на новые образовательные стандарты. И переход этот должен осуществиться прежде всего в умах педагогов. «В любой стране учителя это те, кто придает устойчивость развитию общества, служит основой общественной морали», – пишет Владимир Путин, и с этим нельзя не согласиться. Но важно понять: какого же учителя ждет общество? Не секрет, что родители будущих первоклассников традиционно задают вопрос: «А кто будет учить моего ребенка?» Они хотят знать все об учителе: и сколько лет, и как выглядит, и где учился, и как о нем отзываются другие родители и ученики… Так какой же он, современный учитель? Умный, образованный, интеллектуал, интересный, способный знать много, многому учиться и всегда видеть цель – образование и воспитание будущего России. А еще он должен во всем (и даже в информационном пространстве) знать хотя бы немножко больше самого продвинутого ученика, уметь убедить и повести за собой творческие и ищущие умы девчонок и мальчишек. Конечно же, высококвалифицированный учитель, выпускающий хорошо подготовленных к жизни молодых людей, готовящий призеров и победителей всех уровней олимпиад (в том числе и вузовских), готовый делиться своими наработками, наставник, заслуживает высокой оценки профессионального сообщества и материального стимулирования. Новая система оплаты труда позволила повысить уровень заработной платы учителям на 10-12 тысяч рублей. Конечно, проблемы есть, да их просто-напросто не может не быть в любом новом деле, но активный и результативный учитель должен получать достойную заработную плату. Именно это дает самое главное – уверенность в завтрашнем дне, социальную защищенность. Именно поэтому Председатель Правительства РФ так много внимания уделяет повышению зарплаты педагогов, еще раз особо подчеркивая в своей статье, как важно, чтобы учитель не чувствовал себя обделенным материально.Счел возможным в своей статье Владимир Владимирович сказать и о ЕГЭ, который нужно не отменять, а модернизировать, в этом нужно с ним согласиться. С момента появления в нашей жизни единого государственного экзамена (ЕГЭ) не утихают споры о его целесообразности. Однако сколько бы мы ни спорили, очевидно, что ЕГЭ дает результат – независимую экспертизу образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением. Каждый учитель уже осознал полезность подобного рода экспертизы. Можно сколько угодно говорить, что ЕГЭ – натаскивание, что приходится забыть о программе, но всем нам наконец надо осознать, что ЕГЭ – это результат обучения в течение 11 лет. Могут менять технологии (тестовые или любые другие), но суть от этого, собственно говоря, не изменяется. Достоверность, объективность, понятность для ученика и учителя, предсказуемость позволяют сказать «да» этой форме оценки знаний выпускников. Конечно, можно и нужно дорабатывать конкретный предметный материал, можно и нужно дифференцировать задания по уровням, но независимой экспертизы качества полученных знаний отменять нельзя.Мы все понимаем, что за последние 20 лет принципиально изменилось информационное пространство. Наши дети перерабатывают огромное количество информации, а еще и наша уверенность, что дети должны знать наш предмет, и желательно так же, как и мы сами. Увы, чудес не бывает. Дети забывают, не помнят, не запоминают. Сделать образовательный процесс воспитывающим нравственные качества, моральные принципы – вот наша задача. И помощники в этом у нас есть. Это публичные лекции преподавателей вузов (в гимназии доктор филологических наук профессор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина В. Аннушкин для 10-классников читал лекцию о Ломоносове и о поэзии, пел, подыгрывая на гитаре), передвижные выставки музеев (директор Всероссийского музея А.С.Пушкина С.Некрасов вел неторопливый рассказ о поэте и его друзьях), творческие встречи с известными исполнителями (профессор по классу фортепьяно Гнесинского училища пианист Юрий Розум играл для наших детей), тематические библиотечные встречи (библиотека А.Лосева и библиотека А.С.Грибоедова проводят презентации, представляют поэтов, писателей, философов XIX-XX веков).Творческое содружество учеников, родителей, учителей и выпускников рождает интересные проекты. Согласитесь, когда выпускники приходят в школьный класс и рассказывают о сложнейших механизмах работы банковской системы, когда родители ведут факультативные занятия и рассказывают об особенностях своей профессии – это ли не здорово! А когда мама или папа – организаторы экскурсии на производство в Калужскую область?! Когда «закрытые» когда-то заведения широко открывают двери для школьников?! Это ли не то чувство единения, которое делает детское сердце открытым всему новому, творчеству, успеху? Все это то, о чем Владимир Путин говорит, имея в виду участие общества в воспитании и обучении подрастающего поколения.В начале XXI века, когда складывался образ современной гимназии №1529, мы открыли для себя совершенно удивительные слова русского философа Павла Флоренского: «Жизнь пролетает, как сновидение, и ничего не успеваешь сделать за мгновение жизни. Поэтому надо обучаться искусству жизни – самому трудному и самому важному; насыщать каждый час существенным содержанием и помнить, что он никогда не повторится». Именно они стали нашей путеводной нитью, указывающей путь добра, разума, красоты. А гимназию №1529 имени А.С.Грибоедова уже много лет мы называем школой, в которой обучают искусству жизни. Сегодня в этом мы совпадаем с позицией Председателя Правительства РФ Владимира Путина, который очень точно расставил те приоритеты, которые для нас важны, актуальны, по которым можно соотносить правильность того пути, по которому мы движемся вперед к созданию истинно социального государства, в котором качественное образование доступно для всех.Информация к сведениюВладимир Путин на выборах президента России наберет 58,6 процента голосов избирателей. Об этом сообщил на пресс-конференции 20 февраля генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.11-12 февраля прошел опрос ВЦИОМ, были опрошены 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях и краях России. В Москве и Санкт-Петербурге за первую половину февраля было опрошено по 1200 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,4 процента.«Наш прогноз, – сказал Федоров, – Владимир Путин наберет 58,6 процента голосов, Геннадий Зюганов – 14,8 процента, Владимир Жириновский – 9,4 процента. Михаил Прохоров обгоняет Сергея Миронова с результатом 8,7 процента. Лидер эсеров получит результат 7,9 процента, – уточнил Федоров. – В Москве Путин наберет 43,7 процента голосов. Второе место – Прохоров (17,2 процента), Зюганов – 14,5 процента, 9,9 процента наберут Миронов и Жириновский. И будет довольно много недействительных бюллетеней – 5 процентов. Согласно исследованию в Санкт-Петербурге Путин наберет 46 процентов голосов, 16 процентов – Прохоров, 12,6 процента – Зюганов, Миронов наберет 13,4 процента голосов и Жириновский – 8,4 процента. Мы ожидаем явку между 65 и 70 процентами. Напомню, на прошлых парламентских выборах явка была 60 процентов. Путину следует подумать о мобилизации своих сторонников. Две трети россиян уверены, что кандидат победит в первом туре. И здесь – ловушка: если вы уверены, что кандидат победит, вы в силу различных обстоятельств можете не прийти голосовать, остаться дома решать свои проблемы. Эти настроения могут сыграть злую шутку с кандидатом-лидером».Марина СОЛОВЬЕВА, директор гимназии №1529 имени А.С.Грибоедова; педагогический коллектив гимназии
Комментарии