search
main
0

Сегодня дошкольник – завтра президент страны. В МГУ завершилась международная конференция «Воспитание и обучение детей раннего возраста»

В Главном зале Шуваловского корпуса МГУ аншлаг, чуть ли не в буквальном смысле яблоку негде упасть, здесь в течение трех дней проходила VI международная конференция «Воспитание и обучение детей раннего возраста» (ECCE). Тут собрались представители 25 зарубежных стран и 75 регионов России – воспитатели детских садов, заведующие, методисты, ученые, управленцы и просто неравнодушные родители. Люди стояли в проходах и сидели на полу, внимая каждому слову мэтров, которых можно было увидеть и услышать воочию.

Среди них были, разумеется, и председатель международного жюри, ректор Московской педагогической академии дошкольного образования, руководитель Центра воспитания и социальной педагогики Института изучения детства, семьи и воспитания РАО доктор психологических наук, профессор Николай Веракса, и директор  Института изучения детства, семьи и воспитания РАО профессор Татьяна Волосовец, президент  Американской психологической ассоциации Пуэнтэ Антонио, а также профессор  знаменитого Гетеборгского университета, директор Центра исследований обучения, взаимодействия и опосредованной коммуникации в современном обществе Сальо Роджер. Примечательно, что в этом году страной – партнером мероприятия стали США. В первый же день конференции были подписаны соглашения между Российским психологическим обществом  и Американской     психологической ассоциацией, Российским психологическим обществом и Испанской психологической ассоциацией.В Интернет с двух летНа открытии конференции с приветственным словом выступил ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий, отметивший огромную роль дошкольного образования в дальнейшем развитии и обучении ребенка. Модераторами пленарного заседания  в первый день конференции были заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина и декан факультета психологии МГУ имени Ломоносова и  академик РАО Юрий Зинченко.Сегодня все больше детей, появившихся на свет с небольшой массой тела – недоношенных, даже весом 500 граммов, могут выхаживать! Как скажется это в  дальнейшем на их когнитивном  и психическом развитии? Об этом, а также о междисциплинарных исследованиях психического развития дошкольников говорил в своем докладе доктор психологических наук заведующий лабораторией возрастной психогенетики психологического института РАО профессор факультета психологии МГУ Сергей Малых.- В результате исследований было выявлено, что чем больше вес ребенка при рождении, тем лучше его когнитивное развитие.  Так,  25 процентов недоношенных детей имеют дефицит  рабочей памяти. Разумеется, со временем такие дети выравниваются, но  некоторые проблемы в их поведении и развитии могут оставаться еще долгое время. Нужно понимать, что траектории эмоциональных и поведенческих проблем ребенка формируются в раннем детстве.  Истоки агрессии, тревожности, синдрома дефицита внимания школьников, как правило,  кроются либо в преждевременных родах, либо в  малом весе ребенка при рождении, или  же в том, что мать была слишком молодой, – считает ученый. Сергей Борисович также отметил, что до последнего времени новые лонгитюдные (длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. – Прим. авт.) исследования в России практически не проводились, в то время как очень важно исследовать ранний период детства ребенка, в том числе и его внутриутробное развитие. Кроме того, большое поле для исследований появляется в связи с новыми репродуктивными технологиями, речь идет прежде всего о детях, родившихся в результате процедуры ЭКО.- Нам очень важно, чтобы при проведении лонгитюдных исследований учитывались дети с малым весом и те, кто появился в результате ЭКО, –  подвела итог выступлению модератор Любовь Духанина.Доклад  доктора философии президента Американской психологической ассоциации  Пуэнтэ Антонио был посвящен роли культурных знаний в оценке интеллектуальных способностей у детей. Профессор Гетеборгского университета, директор Центра исследований обучения, взаимодействия и опосредованной коммуникации в современном обществе доктор Сальо Роджер из Швеции говорил о когнитивном развитии в цифровом обществе.- Цифровая эра стала главной трансформирующей силой современного общества. Поэтому мы должны понимать, как эти новые условия отражаются на жизни и развитии ребенка. Так, мы провели исследования и выяснили, что в 2015 году более 70 процентов трехлетних детей пользовались электронными девайсами без помощи родителей, а в 2016 году уже 67 процентов двухлетних малышей были активными в Интернете. Разумеется, все это имеет последствия для развития детей в будущем, – считает ученый. – У нас гибридный тип мышления, который развивается в координации с миром. Социальные сети – это новые возможности общения. Формируются новый вид деятельности детей и ее порядок. Цифровые технологии дают новые точки доступа к новым знаниям.  Запретить использование цифровых технологий или ограничить выход в Интернет невозможно, поэтому задача взрослых  – научить детей жить в виртуальном мире, рассказать о возможных рисках и опасностях. Что такое ECERS-3? Второй день конференции был посвящен  проблемам оценки качества дошкольного образования. Группа ученых Гетеборгского университета впервые представила научному сообществу результаты новейшего исследования качества дошкольного образования ECERS-3, проведенного в Швеции. Доцент Московского городского педагогического университета Татьяна Леван  рассказала о результатах аналогичного исследования, проведенного в России. Напомним, что шкала оценки качества образования ECERS была создана в США в 1980 году. С тех пор она используется в разных странах, а для России была переведена и адаптирована относительно недавно. Именно поэтому выступления ученых, имеющих обширный опыт применения  ECERS, были особенно полезны для российских коллег.- Критерии, которые предлагает ECERS, сфокусированы именно на оценке образовательной среды в целом, а не на оценке индивидуальных особенностей ребенка или педагога, – подчеркнула профессор кафедры образования, коммуникации и обучения Гетеборгского университета  Соня Шеридан. Эксперты пришли к выводу, что самое важное – это совместная работа специалистов по оцениванию и сотрудников образовательных учреждений. Главное при оценивании качества образования – дать объективную информацию о сильных и слабых сторонах детского сада или центра, для которых в свою очередь важна готовность расти и меняться в интересах ребенка.От рождения и до школыТретий, завершающий, день конференции был посвящен открытой образовательной программе для воспитателей, родителей, всех, кто не равнодушен к вопросам раннего детства и интересуется дошкольным образованием. …Пленарное заседание в субботу было коротким и запоминающимся. – Сегодня во всем мире стали понимать, что дошкольное образование важно не только для страны и общества, но и для человечества в целом, – отметил в своем выступлении профессор Николай Веракса. – И сегодня мы должны осознать, какую роль играет детство в жизни каждого из нас и какие задачи нужно ставить, чтобы понять ребенка. Есть две тенденции отношения к ребенку: первая как к ничего не знающему существу, которое нужно обучать и воспитывать, вторая  исходит из того, что через несколько десятилетий этот ребенок будет определять развитие общества.  Если  педагог смотрит на ребенка как на неразумное существо – это один подход к воспитанию, а если как на человека, который в будущем сможет стать президентом страны, – это совсем другой. Татьяна Волосовец, выступая перед участниками конференции, отметила, что в этом году  реализация стандарта дошкольного образования переходит в штатный режим. Кроме того, Татьяна Владимировна поделилась своими соображениями по поводу профстандарта педагога, подчеркнув, что он, по сути, чисто учительский, и для воспитателя вообще-то нужен свой отдельный профстандарт.После пленарного заседания состоялся круглый стол «Программа «От рождения и до школы». Новые возможности», где педагоги и родители пообщались с авторами популярной в дошкольном образовании программы и затронули вопросы оценки качества образования. Большая   часть семинаров, мастер-классов, обсуждений  в этот день была посвящена самой важной деятельности дошкольника – игре и ее видам.  О формировании личности ребенка через игровую деятельность рассказала кандидат педагогических наук Наталья Муроходжаева.  Отдельного внимания заслуживает профессиональная мастерская «Спонтанная игра родителя с ребенком до трех лет». Психологи – ученые МГППУ Ирина Галасюк и Татьяна Шинина показали видеокейсы с участием родителей и детей из разных социальных групп. В завершение конференции «Рыбаков Фонд» подвел итоги Всероссийского конкурса стипендий и грантов им. Л.С.Выготского. Стипендию в размере 20 тыс. рублей выиграли 100 студентов – будущих дошкольных педагогов.  День завершился вручением сертификатов участникам открытой образовательной программы.Только фактыМеждународная научно-практическая конференция была учреждена как продолжение Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста, прошедшей под эгидой ЮНЕСКО в 2010 году. Конференция-2016 и Конференция-2017 включены в план основных мероприятий Евразийской     ассоциации университетов.МнениеХадижат АЛИЕВА, консультант Министерства образования и науки Республики Дагестан:- Благодаря этой конференции мы смогли узнать, что нового происходит в дошкольном образовании в таких странах, как Швеция, США, Швейцария, Испания. Особенно важным для нас был круглый стол, посвященный проблемам оценки качества образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте