Человеческая жизнь похожа на лестницу: стремясь к цели взобраться на вершину, мы преодолеваем ступеньку за ступенькой и в процессе этого подъема внезапно обнаруживаем у себя определенные качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха.
Все ступени представляют собой определенные социальные институты, которые и помогают нам получить знания, необходимые для дальнейшего подъема вверх. Нельзя отрицать, что каждый из них по-своему важен в жизни человека, однако именно от первых наших шагов зависит весь дальнейший путь, поэтому в этой статье я бы хотела отдельное внимание уделить одним из важнейших институтов социализации личности – школе и вузу.Процесс всестороннего развития неотделим от сложного механизма школьного и вузовского обучения. Сегодня школа и вуз выполняют те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например, семья, неформальные детские организации, объединения и прочие). На этих этапах осуществляется первоначальная дифференциация общества, формирование социального статуса человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Система образования является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, ибо как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.Так как система образования является основой устойчивости всей «лестницы жизни», в наше время особые усилия прикладываются, чтобы как можно больше развить это направление: учебные заведения снабжаются электронным оборудованием, программы обучения модернизируются, а наша российская система образования коренным образом реформируется. Однако достигается ли в наших российских школах и университетах главная цель – обучить детей всему самому важному и подготовить их к реалиям нашего мира? Большинство граждан уверены, что за рубежом это уже давно достигнуто. Согласно статистике более 80 процентов родителей хотели бы дать своим детям хотя бы частичное образование за границей, и лишь 15 процентов опрошенных заявили, что предпочитают обучение только в России. В чем же принципиальное различие между отечественным и зарубежным образованием? И действительно ли иностранные учебные заведения лучше российских?МетодыЗа границей акцент приходится на практическую часть, в то время как в России на первом месте по-прежнему остается обширная теоретическая база. Это распространенный миф. В современном образовании огромная роль уделяется профессиональному обучению ребят, начиная даже с 1-го класса (это успешно реализуется уже во многих школах города). Практико-ориентированный подход, конечно, характерен для всех учебных заведений за пределами России, например, особое внимание этому аспекту отводят языковые школы в Лондоне. Полное погружение в языковую среду гарантирует получение эффективного опыта говорения на английском, так что ученики быстро осваивают язык. Однако фундаментальный характер с теоретическим уклоном, присущий российской системе образования, позволяет ребенку развиваться в разных направлениях, постигая научное знание в разных аспектах. Один из самых главных вопросов – обязательны ли в школах и университетах такие предметы, как физкультура, ОБЖ и прочие? Нужна ли математика гуманитариям, а литература – физикам и химикам? Западная школа уже давно выбрала сухую профильность обучения. Считается, что иностранные учебные заведения, дающие знания по узким специализациям, таким образом готовят более успешных специалистов, нежели в России, где продолжают «учить всему подряд». Однако именно обучение, включающее в себя все предметы в равных пропорциях, позволяет детям развиваться во всех направлениях: такие предметы, как физика, биология и химия, дают людям четкое понимание того, как устроен мир; математика развивает умственное мышление; русская литература учит думать и анализировать. Ведущие российские университеты – это прежде всего собственные научные школы. Так, одно из блистательных достижений генетики XX века – химический мутагенез – заслуга бывшего студента Ленинградского университета Иосифа Рапопорта. Выдающимися открытиями в области ядерной физики всемирно известных российских академиков Андрея Сахарова и Льва Ландау по праву гордятся Санкт-Петербургский и Московский государственный университеты.СтоимостьДля многих семей учеба в зарубежных школах, университетах и языковых центрах остается недоступной в связи с финансовой нестабильностью. Действительно, ведь образование за рубежом стоит больших денег. Кто-то скажет, что деньги, потраченные на образование, – самая выгодная инвестиция. Однако большие деньги, запрашиваемые за обучение, далеко не показатель качества. Стоимость образования (в том числе учебная литература, пользование библиотекой и другими фондами вузов, проживание) в России несопоставимо ниже, чем в других странах. Нельзя также не отметить, что в последнее время в России открывается все больше бесплатных библиотек, кружков по интересам, чтобы приобщить молодежь (и не только) к учебному процессу. Цель российского образования – показать людям, что образование это в первую очередь доступно и интересно.Качество преподаванияСравнивая отечественную практику преподавания с зарубежной, можно отметить более высокий уровень, который характерен для российских вузов. За рубежом преподавание ведется, как правило, по принципу упрощения материала. Поэтому студенты российских вузов отмечают, что преподаватели, приезжающие из-за рубежа, часто пытаются научить тому, о чем наши студенты знают из курса старших классов средней школы.Таким образом, мы можем сделать вывод: иностранное образование привлекает возможностями и перспективами получить различные знания и найти высокооплачиваемую работу, однако в России можно найти не только вышеперечисленное, но и состояться как личность. Ежегодно десятки тысяч студентов со всех концов света едут на обучение в Россию – за престижным, перспективным и доступным образованием. Россия является мировым лидером по уровню грамотности населения (99,6 процента) и также славится высочайшими достижениями науки и техники, многочисленными нобелевскими лауреатами, деятелями культуры и спорта с мировым именем, богатейшими ресурсами. Именно поэтому недооценивать российскую систему образования крайне невежественно.В настоящее время в России делается все, чтобы воспитать и научить подрастающее поколение всему необходимому, ведь, как говорил известный советский писатель Сергей Михалков: «Сегодня – дети, завтра – народ!»Александра БИЗЮКОВА, школа №806
Комментарии