С одной стороны, есть выпускники с определенными способностями, желаниями, личными пристрастиями. С другой стороны, есть реальная среда, в которую они попадут после окончания школы, затем колледжа или вуза, и она тоже со своими желаниями и пристрастиями. Образовательная система Урала в последние годы стала известна тем, что здесь стремятся тесно увязать подготовку специалистов с направлением развития региона.
В Магнитогорске Челябинской области два года действует ресурсная площадка по профориентации. Она создана при Центре детского творчества, имеет городской статус. Цель у нее простая и ясная: помочь школьникам в профессиональном определении. Цель-то проста, да достичь ее достаточно сложно. Сотрудники ресурсной площадки пошли нетрадиционным путем: не ограничили понятие профориентации привычной психологической составляющей, а расширили социальной и экономической. Путь основан на соединении интересов детей и интересов предприятий, фирм, организаций города и области. В итоге обе стороны в выигрыше: человек получает не некую абстрактную, а нужную городу профессию, он точно знает, что будет востребован, экономика же получает специалиста, заинтересованного в том деле, которым занимается, а это всегда давало более высокий производственный результат.Территория активного выбораСтаршеклассники собрались на деловую игру. В ее формате им впервые в жизни предстоит сделать конкретный выбор. Сегодня им нужно решить, на какую площадку они пойдут, с какой профессией будут знакомиться. Пока это выбор лишь на несколько часов. Тем не менее, остановившись на одном варианте, им придется отказаться от других. Начинается встреча с общего заседания – большого пленара. Профессии представляют предприятия, иногда рассказывают о них, иногда завлекают рекламным мультиком. Затем детям дается несколько минут, и они расходятся по разным профессиональным площадкам, обычно их бывает пять-шесть….Металлургический комбинат – градообразующее предприятие для Магнитогорска. Его сотрудники рассказывают о труде доменщиков, сталеваров, прокатчиков, стараясь убедительно доказать, что рабочая профессия остается – или вновь становится – престижной. Где ее можно получить? На «заводской площадке» помимо сотрудников Магнитки находятся также представители политехнического колледжа, где готовят металлургов. Выпускникам колледжа обеспечено стопроцентное трудоустройство, так как ежегодный заказ ММК составляет более тысячи рабочих….На медицинской площадке проходит мастер-класс: ребята увлеченно бинтуют друг другу руки и ноги, измеряют давление – под контролем почти специалистов, а именно бригады студентов медицинского колледжа. Сотрудники городского отдела здравоохранения рассказывают о том, что средний медицинский персонал на сегодня одна из наиболее дефицитных специальностей в городе, медработников не хватает, а значит, их ждут и больницы, и поликлиники. Лаборатория ресурсного центра имеет свой компьютерный класс, тут же происходит сеанс связи с приемной комиссией Челябинской медицинской академии, преподаватели напрямую общаются с будущими абитуриентами. …Технологический колледж готовит поваров и кондитеров. На его профплощадке собралось неожиданно много мальчиков. Может быть, они захотели полакомиться тут же приготовленными пирожными? В результате так увлеклись приготовлением сдобы, что обещали продолжить процесс дома. Так как техника позволяет в режиме онлайн общаться с любым учебным заведением России, на площадке туризма проложена «прямая линия» с Московским колледжем предпринимательства (конечно, заранее подготовленная). Школьники узнают любопытные подробности о деятельности туроператоров и экскурсоводов и сами тут же составляют маршруты по полученным заданиям. Почти в каждой деловой игре устраивается журналистская площадка, здесь большой личный интерес и не снижающаяся в обществе потребность в данной специальности совпадают. Ее участники издают газеты, готовят радиопередачи и видеоотчеты. – Так ребята получают комплексное представление о профессиях: информацию об их специфике, а также о потребности в данных специалистах и о том, где можно получить образование по заинтересовавшему их направлению, – поясняет руководитель ресурсной площадки Магнитогорска Юлия Москалева. – Мало понимать, что я хочу: важно понять, какая ситуация вокруг тебя. Внимательно посмотреть на собственные ресурсы, оценить их по возможности более объективно. Спросить себя, а что еще необходимо мне, какие качества следует развить для большей успешности, как их наработать, где получить дополнительные знания.- Юлия Викторовна, как осуществляется подбор профессий для проекта «Территория активного выбора»?- Перед тем как пригласить детей на игру, мы два месяца работаем с ними в школе, на уроках профориентации, знакомимся с психологическими особенностями, проводим анкетирование: определяем превалирующие интересы. Одновременно с этим общаемся с сотрудниками городской администрации, которые занимаются вопросами стратегического планирования. То есть мы собираем информацию и со стороны детей, и со стороны чиновников. На стыке интересов и выделяем профессии. С начала учебного года стартует подготовка новых профессиональных площадок. На сей раз будем работать с математическими школами, с ребятами со склонностью к точным предметам и с аналитическим, исследовательским складом ума. Есть намерение, надеюсь, оно осуществится, установить тесные контакты с Южно-Уральским государственным университетом, с факультетом аэродинамики, космическим, как называют его в обиходе, и с автомобильным.- Заказчиками проекта выступают конкретные школы?- Да. И он для них бесплатный. Если поначалу нам приходилось долго разъяснять свои цели, убеждать педагогов, что подобные «игры» отнюдь не бесполезное времяпрепровождение, то сейчас уже и сами школьники, и учителя знают о профплощадках и стремятся на них попасть. Важно и то, что директор Центра детского творчества Любовь Николаевна Ходунова осознает значимость подобной деятельности и приветствует новые начинания.«Профнавигатор», «Диалог с профессионалом» и другоеРабота ресурсной лаборатории не ограничивается территорией активного выбора. Другой востребованный проект – «профессиональный навигатор». Это компьютерная программа, разработанная ресурсным центром совместно с факультетом информатики Магнитогорского государственного университета. Подробное многостороннее тестирование определяет склонности ученика, по результатам компьютер рекомендует несколько профессий, а также набор учебных заведений, где им можно обучиться. Ребенок имеет возможность сразу же выйти на сайт заинтересовавшего его вуза или колледжа. В разделе «карьера» ему предлагается посещение страничек или блогов известных людей, вплоть до губернатора и президента.Год назад стартовал проект «Диалог с профессионалом»: на встречу с выпускниками приглашаются люди, которые могут быть им интересны или полезны. Например, начальник службы инвестиционных проектов и стратегического развития городской администрации дает важную информацию о развитии города, о его перспективах. К тому же олицетворяет собой образ современно мыслящего, не отдаляющегося от людей чиновника! Или предприниматель вспоминает, как планировал собственное дело, с какими препятствиями сталкивался, что помогало их преодолевать. Юлия Викторовна Москалева является также председателем комитета по развитию молодежного предпринимательства Южно-Уральской торгово-промышленной палаты и мечтает диалог расширить, в том числе географически, чтобы ребята имели возможность познакомиться с успешными бизнесменами разных регионов пусть не лично, а через интернет-общение.В ресурсной лаборатории трудится лишь несколько человек. Проекты ведут молодые специалисты – педагоги-психологи Анна Какурина и Жанна Абдуллина. Результат деятельности центра уже ощутим. Дети совершают более осознанный выбор, потому что они больше узнают о разных профессиях и у них появляется некий опыт выбора. Сотрудник ресурсного центра Глафира Викторовна Кузина организует школу проектов, чтобы научить старшеклассников проектированию: ставить задачу, анализировать ситуацию, определять промежуточные этапы, находить инструменты. Алгоритм проектирования един что для делового проекта, что для собственной жизни.Челябинская область
Комментарии