Анна ЛЕОНТЬЕВА, учитель биологии: – В семье конструкторов, инженеров, строителей, в общем, технарей, в один из летних дней родилась девочка, которой родители пророчили такое же техническое будущее. Никто не ожидал, что отлично успевающая в школе девочка вдруг возьмет и выберет педагогическую стезю. Конечно же, как и все девочки, я играла с куклами, позже с подружками в школу, практически всегда я была учителем. До сих пор храню в своем сердце образ моей учительницы по русскому языку. Когда я написала в сочинении, что хочу стать учителем, она сказала: «Я думаю, что из тебя выйдет хороший учитель». И вот уже столько лет я существую с этой мыслью.
В нашей семье учителей всегда уважали, им доверяли самое ценное – своих детей, как, впрочем, и множество других родителей. Через одних и тех же учителей прошли как минимум три поколения моих родственников, и никто из них, правда, не стал преподавателем и даже не думал о такой профессии. Честно скажу, что большинство моих знакомых и родственников отговаривали меня от подобного шага, они считали, что учителем быть трудно, что дети расстраивают нервную систему и все в том же духе. Кстати, я не утверждаю, что быть учителем легко. Но уже будучи студенткой двух довольно престижных факультетов, я все-таки завернула с документами на будущий родной биолого-химический факультет МПГУ и, сдав экзамены, твердо решила, что останусь именно в педагогическом университете. Здесь все какое-то для меня настоящее, родное.
При всем своем желании я видела себя не иначе как научным работником (конечно, в будущем открывшим нечто важное). В школу же я пришла по просьбе друга (да-да, однокурсник попросил его заменить ненадолго, но так в школу и не вернулся), втянулась в работу и уже не представляю себя без нее. Школа оказалась огромным целостным миром, где есть место комедии и мелодраме, радостям и горестям, огромным кораблем, который каждый год выпускает в безбрежное море жизни своих выпускников.
Помню свой первый рабочий день как сейчас, он бы практически сразу и закончился, но… Одним сентябрьским утром я гордо перешагнула порог гимназии №1534 и была тут же остановлена бдительным охранником. Что-то в его лице говорило мне о том, что, возможно, до кабинета я так быстро и не доберусь. Оказалось, что первый звонок на урок прозвенел, и, что же вы думаете, с меня потребовали дневник. Надо немного сказать обо мне, тогда еще студентке биолого-химического факультета МПГУ: рост чуть выше полутора метров (кстати, я и сейчас не выросла), косичка и абсолютно «непедагогическое» выражение лица (я уж не знаю, как это определяют охранники, но так мне тогда сказали). Поверьте, что одета я была в строгий юбочный костюм. Ситуация настолько удивительная, что я чувствовала себя внезапно сдувшимся шариком, наткнувшимся на что-то колючее. Ситуацию не изменила фраза, сказанная, наверное, как-то неуверенно: «Я новый учитель биологии». Тут появился директор, который подтвердил мой статус и еще шутил потом довольно долго, что у меня сменную обувь не проверили.
Вот так впервые я вошла в педагогическую сферу. На удивление ребята очень лояльно меня приняли, даже с интересом слушали и записывали. Как сейчас говорят мои студенты: «Непонятно, кто кого учит». И тут, стоя перед целым классом и рассказывая новую тему, внезапно понимаешь, что ты и кто ты. Оказалось, что все, чему учили меня в университете, было настолько минимальным, что приходилось самой буквально выбираться из различных ситуаций, теоретические знания не давали конкретных правил и фраз для общения с учениками, подбора правильных вопросов и интонаций, даже время урока казалось тогда безграничным в течение первой недели. Но, проведя свой первый урок, я почувствовала себя гораздо увереннее. Дальше пошло легче.
Каждый урок вносит в жизнь море позитивного настроения. Например:
– Какой стебель у растения семейства Розоцветные?
– Лысый.
Сейчас, глядя на своих подопечных студентов, проходящих под моим руководством педагогическую практику, я вижу, как для них первые уроки также долго тянутся. Но по их реакции после первого урока я уже определяю, кто останется в рядах педагогических работников, а кто просто получит педагогическое образование.
Многие сравнивают этот первый урок с моментом, когда укротитель входит в клетку с тиграми. По правде говоря, укротителю гораздо хуже. С первого дня понимаешь, твоя работа это или нет. Для меня оказалась она действительно моей, самой любимой, иногда тяжелой, но очень интересной. Да, это мой путь.
С чего начинается школа? Школа начинается с детских улыбок дежурных ребят, приветственных слов от учеников и коллег. Ах, как приятно услышать от учеников: «Как вы сегодня замечательно выглядите!». И пусть они иногда лукавят, ведь ночные бдения над тетрадями нас, учителей, не украшают, но зато заставляют заблестеть наши глаза, расправить плечи и снова окунуться в этот разнообразный мир знаний. А с чего же тогда начинается учитель?
Вот уже много лет, глядя на себя в зеркало, мысленно я задаю себе вопрос: «Кто стоит передо мной?» И каждый раз даю одинаковый ответ: «Учитель!» А что означает в моем понимании быть учителем?
Учитель прежде всего человек, который передает накопленные знания своим ученикам в процессе активной деятельности со стороны учеников. Ведь учитель не простой передатчик информации: включился и рассказал. Он, как дирижер, руководит процессором, направляет учеников в том или ином направлении. Прекрасно понимая, что никакая наука не живет обособленно, учитель умеет найти межпредметные связи. Кроме этого, каждый ребенок – это росток, тянущийся к знаниям, поэтому так важно заботиться о нем и в результате наблюдать его расцвет.
Современный учитель – энергичный, целеустремленный, владеющий методикой преподавания, научно подкованный, идущий в ногу со временем, но и еще и тот, кто вкладывают душу в свой труд.
Мне, учителю биологии, тяжелее объяснить без применения специфичных терминов, каким я вижу представителей своей профессии. Давайте попробуем еще раз, с точки зрения биологии. Важный орган учителя обыкновенного, конечно же, мозг. Поставим вопрос: зачем учителю мозг? Ответ очевиден: мозг нужен, чтобы планировать уроки, совершенствовать свои научные знания, внедрять новые технологии, вести методическую работу, писать научные статьи, находить пути выхода из различных педагогических ситуаций, возникающих перед нами.
Другой, не менее важный орган – язык, аппарат для сеяния разумного, доброго, вечного. Он необходим для того, чтобы похвалить своих учеников, а иногда и немного пожурить, чтобы донести до них работу нашего мозга и мозга наших коллег, но в конце рабочего дня на нем часто возникают мозоли.
Следующий орган – руки. Так же как и язык, это важный механизм для обучения детей. Руками мы пишем на доске, проверяем тетради, ставим оценки. Руки бывают разные. Например, рука золотая, способная использовать новые технологии, разрабатывать творческие проекты, если надо, может помочь смастерить наглядное пособие или кормушку для птиц. Очень важна рука помощи, протянутая в трудную минуту своему ученику, а также рука поддержки, не позволяющая ослушаться, сделать неверный шаг. К сожалению, рук учителю всегда не хватает!
Ноги – основное средство передвижения, позволяющее учителю за сорок пять минут урока обойти пятнадцать микроскопов, выдать тридцать гербариев, заглянуть в двадцать пять тетрадей, а также помогающее успевать одновременно во множество мест: на работу, на экскурсию, на курсы повышения квалификации, в ОМЦ, на «Ярмарку идей», в учколлектор и издательство. Неудивительно, что обычно к вечеру ноги отваливаются!
Но поистине главный орган учителя – сердце. Ведь именно в нем живет то, что позволяет человеку, работающему в школе, называть себя Учителем. Именно здесь поселяются забота об учениках, терпение к их шалостям, тревога об их будущем, сопереживание их неудачам и радость за их успехи, способность принять их такими, какие они есть, – все то, что мы называем такими простыми, но такими важными словами – «любовь к детям».
Итак, каков итог? Далеко не каждый человек, имеющий руки и ноги, думающий головой и обладающий хорошо подвешенным языком, может стать преподавателем в школе. Только живущая в его сердце искренняя любовь к ученикам, к выбранной им профессии дает ему право называться учителем.
Говорят, есть всего четыре профессии, которым нельзя научить: врач, священник, библиотекарь и, наконец, учитель. Для того чтобы стать учителем, требуется призвание. Хотя нет, «призвание» – очень громкое слово, возможно, «тяга», «стремление», «влечение», в общем, любое слово, которое означает невозможность жить без школы.
Я начинала работать восемь лет назад, когда уже говорили о современном образовании, оно такое до сих пор, просто в современном образовании переходный период реформирования как-то затянулся. Оказалась, что недостаточно просто подписать Болонскую декларацию. В 2003 году нашим чиновникам казалось: семь отведенных лет для создания единой системы высшего образования – длительное время. Но для того чтобы изменить систему высшего образования, приходится начинать с начального и среднего, воспитать личность коммуникабельную, активную, только тогда будущий студент сможет сам для себя выбирать необходимые курсы, правильно определить применимость своих знаний и умений в существующем социальном, экономическом и политическом пространстве. В общем, всю ответственность сваливают на самих обучаемых. Думаю, очень часто этот выбор будет происходить по советам друзей: строгий преподаватель или не очень, легко ли получить зачет, насколько высока зарплата тех или иных сотрудников.
Мы переходим не просто к новой системе, это слишком всеобъемлющее понятие. Что занимает учителей в условиях общеобразовательных учреждений? Применение новых образовательных технологий, использование информационных технологий, прохождение образовательной программы в условиях сокращения часов, подготовка учащихся в ЕГЭ и ГИА, наконец, переход к новым условиям оплаты. Сегодня много новых установок, но не всякий учитель способен справиться с таким объемом информации и заданий, когда уж тут думать о воспитании нравственно развитой личности и активного, способного приспосабливаться к общественной жизни гражданина (и все это в условиях Болонского договора!). Невероятно, но такими темпами мы будем приспосабливаться еще до программы «Образование-2110».
Отказаться от предоставления нашим будущим поколениям возможности свободно учиться и работать в самых престижных вузах мира, конечно, неправильно, но необходимо отстоять и особенности постсоветского образования, а именно широкую осведомленность наших учащихся в разных областях знаний, ведь будущий узкий специалист не сможет произвести полностью конкретной операции.
Мы можем получить ситуацию, как в анекдоте про солдат, один из которых копал яму, а другой закапывал, а вот третьего солдата, который сажал дерево, среди них не было. Это смешно в анекдоте, а вот интересно, кому будут нужны строитель, который умеет положить кирпич, но не умеет развести специальную цементную смесь, повар, который может приготовить суп, но не способен нарезать салат, учитель, который знает свой предмет идеально, но не представляет, как его донести до детей.
К сожалению, в погоне за мировыми стандартами образования мы теряем свою собственную российскую индивидуальность с отличающими ее не только прочными знаниями, но и, самое главное, воспитанием человечности и доброты у детей. Современные дети, кажется, уже рождаются с мышкой от компьютера, мобильными телефонами и PSP в руках, поэтому многое в последовательности «учитель – компьютер – ученик» теряется, но, конечно, век технологий еще не предполагает исчезновение этой связи, вот только наладить ее гораздо сложнее, чем провести множество уроков.
Кроме этого, существует проблема интеграции, наверное, в условиях мирового кризиса она станет еще более насущной, ведь, к примеру, интеграция естественно-научных предметов значительно сэкономит бюджетные деньги и позволит вместо трех-четырех преподавателей держать в штате одного. Но пойдет ли это на пользу учащимся? Иногда мы, взрослые, твердо решая, что необходимо подрастающему поколению, причем зачастую навязывая свое мнение, не сходим с одной позиции. Интеграция – замечательный пример проведения обобщающих уроков, проверки итоговых знаний, в особенности при выполнении проектных работ, но изучать одновременно с точки зрения нескольких наук одно и то же явление, процесс или объект – очень тяжелое занятие.
Трудно представить себе возможность одновременно играть на пианино, заучивать наизусть поэмы, при этом еще и просматривать модный фильм или телепередачу. Конечно, с точки зрения физиологии у женской части человечества оба работающих полушария способны справиться с такой нагрузкой, но с какой нагрузкой! Мы говорим постоянно об уменьшении нагрузки на учащихся, в то же время, наоборот, ее увеличивая, причем кроме умственной добавляя значительно и психологический аспект, например, тогда, когда учащийся ждет результатов ЕГЭ в течение пары недель. Что творится в его душе и голове, никто же не знает.
Также ставшие модными тестовые задания, в том числе и многие контрольные работы, натаскивающие ребенка на форму ЕГЭ и ГИА, не позволяют абсолютно адекватно проверить знания учащихся. Начну с того, что иногда в бланках недостаточно места для ответа, а компьютер не обладает человеческой способностью разбираться в том, что хотел выразить тот или иной ребенок. При всем при этом любому известно, что порой неуспевающие ученики проявляют чудеса везения и пишут тестовые задания лучше любого отличника. Тогда, простите, где объективность?
Что будет с таким образованием, предсказать очень тяжело, но даже в новых условиях и с детьми, окруженными морем информации и даже перенасыщенными ею, если преподавать станут люди, обожающие свою профессию, то они смогут не только обучить своему предмету, но и привить любовь собственно к получению знаний, к стремлению совершенствоваться и пониманию необходимости уважения к любому труду.
Ведь, собственно, что такое образование? Это не только обучение, но и воспитание личности, причем с учетом как государственных требований, зависящих от экономики, политики, культуры, науки и техники, но прежде всего интересов самих обучаемых подопечных. И здесь не важно, пишешь ли ты на доске или печатаешь текст на компьютере, рисуешь ли плакат с наглядными картинками или демонстрируешь качественные фото в виде презентации, главное, как учитель это преподносит. Думаю, в какие бы рамки нас, учителей, ни ставили министры и чиновники, главными в школах остаются учителя – люди, которые стремятся с тем, что у них есть в арсенале, «сеять разумное, доброе, вечное» (а подчас это только уважение, любовь к детям, огромное количество интересной информации, энтузиазм и фантазия), все это преподнести ученикам, которые как раз именно во всем перечисленном и нуждаются.
Как ни странно, в наш век Интернета и мобильной связи наши дети оказываются очень одинокими. Человеческое общение им частенько заменяют машины. Да, машины, имеющие много возможностей, красочные и потому захватывающие, но всего лишь машины. Поэтому каждый учитель, по моему глубокому убеждению, должен видеть в каждом ребенке личность и общаться с ним как с маленькой, но все-таки личностью. Хотя что значит маленьким? Порой мои ученики способны рассуждать гораздо разумнее, чем некоторые взрослые.
Очень многое сейчас оказывается на плечах учителей. Учитель не только учит, но и воспитывает. Одним из педагогических качеств я считаю именно способность воспитать и помочь раскрыться новой личности, совершить метаморфозу, как это делает куколка, превращаясь из непрезентабельной гусеницы в невероятно красивую, притягивающую взгляд бабочку. Как это ни будет банально, но фразой «сеять разумное, доброе, вечное» я, пожалуй, выскажу свою основную педагогическую идею.
Комментарии