search
main
0

Седьмой лепесток. Непрофильные классы тают на глазах

В словаре Ожегова слово «профиль» определяется как «совокупность специфических черт, характеризующих какую-нибудь сферу деятельности, а также характер производственного или учебного уклона». Если исходить из необходимости самореализации личности в течение жизни, то профильное обучение в общеобразовательной школе позволяет ученику сконцентрироваться на той области знаний, которая для него наиболее природосообразна. И в этом смысле необходимость такого обучения очевидна. Обсуждению подлежит только его технология – когда начинать, как проводить, сколько должно быть профилей и так далее. Успех зависит от управленческих решений, которые принимает директор.

Если понимать профиль как «учебный уклон», то содержание образовательной программы для конкретного ученика должно напоминать цветок… с одним лепестком. Сердцевина цветка – это государственный минимум содержания образования, одинаковый для всех, а лепесток – область знаний, выраженная как в предметной (имеются в виду учебные предметы), так и в надпредметной (проектной, исследовательской или дополнительной) деятельности.

«Лепесток» должен расти вместе с ребенком. Объем и глубина той области знаний, которые наиболее интересны ученику и в усвоении которых он наиболее успешен, должны увеличиваться по мере взросления ребенка. И чем раньше мы диагностируем его предпрофильное, а затем и профильное устремление, тем лучше. Практика показывает, что при профессиональной диагностике уже после начальной школы можно определить «пристрастия» ребенка либо к естественным и математическим, либо к гуманитарным областям знаний.

Для того чтобы выявить природные наклонности ребенка в начальной школе, он должен иметь возможность заниматься как можно более разнообразной деятельностью. Поэтому начальной школе желательно стать школой полного дня, когда занятия длятся 8-9 часов (плавание, шахматы, хореография, иностранный язык, конструирование и др.). Наблюдение за ребенком, диагностика его возможностей и способностей должны вестись непрерывно. Таким образом, решается и социальная задача: родителям не надо, нервно сжимая руку чада, бегать по кружкам и секциям города. Они могут забрать накормленного сына или дочь из школы после разнообразных занятий и общаться с ним, обсуждая прошедший день.

Фактически в школе создается образовательная среда, в которой ребенок может попробовать себя во многих качествах, где его хорошо знают и где заинтересованы в его развитии, а главное – могут профессионально помочь ему с самоопределением.

Опыт подсказывает, что образовательная среда должна быть:

мобильной (соответствующей запросам ученика, его способностям, а также современным требованиям общества);

вариативной (монопрофильность оправдана только в старшей школе);

прозрачной (ученик должен иметь право на ошибку при выборе профиля и возможность при желании его поменять);

коллективной (характер развития задается уровнем группы, в которую личность интегрирована);

гомогенной для данного ребенка;

социально обучающей (ученик в течение школьной жизни должен менять классный коллектив хотя бы два-три раза, чтобы процессы адаптации, индивидуализации и интеграции в социальной среде многократно воспроизводились и помогали формированию устойчивой структуры личности).

Реально ли это? Наша гимназия с контингентом в 1000 учащихся уже в течение 12 лет предоставляет такую возможность каждому. К моменту окончания начальной школы веер интересов и способностей учеников очень многообразен. И сохранение классного коллектива в рамках массовой школы предполагает такую многоуровневую дифференциацию преподавания, при которой число уровней близко к числу детей в классе. Конечно, индивидуализация обучения значительно усложняет работу учителя, делая ее неэффективной, так как затраты человеческого ресурса несоизмеримы с результатом. Не зря ведь теневой рынок образования, не контролируемый государством с точки зрения качества предоставляемых услуг, держится в основном на индивидуальном репетиторстве. Поэтому необходимы другие организационные и управленческие решения, которые минимизируют временные, человеческие и финансовые затраты. После начальной школы мы не сохраняем классный коллектив. Из ее выпускников формируем гомогенные группы учащихся, близких по своим образовательным запросам, способностям, уровню обучения, которые и становятся предпрофильными классами. Количество таких классов зависит от желания и способностей детей. Сложно определиться только с теми, кто имеет не интеллектуальную, а академическую одаренность, а потому в равной степени любит все виды учебной деятельности. Впрочем, с так называемыми ранними старичками, индифферентными ко всему, что происходит вокруг, тоже проблем хватает. Но таких детей немного, и они в конце концов тоже что-то для себя выбирают.

Когда пятые классы становятся практически гомогенными группами, можно для каждого из них организовать свой учебный план со своим «лепестком». И уже в пятом классе преподавать физику в математическом классе или второй иностранный язык в гуманитарном… Поскольку стенки между классами прозрачны, возможен переход учащихся из одного предпрофильного класса в другой. На практике диагностическая ошибка педагогов при определении предпрофиля после начальной школы составляет 3-4 процента. Важно также создать среди пятых классов хотя бы один непрофильный класс, где реализуется только государственный стандарт. Опыт показывает, что этот класс «тает» по мере взросления, так как его ученики постепенно уходят в профильные классы. Возможно также формирование нескольких разных по уровню классов одного предпрофиля. Как оказалось, число учащихся в более «сильном» классе с годами растет за счет убывания более «слабого» класса. Потому что практически нет детей, которые не стремились бы к совершенству.

Поскольку «лепесток» у цветка одним быть не может, необходимо создать разветвленную и многообразную сеть дополнительного образования в школе. У нас, например, есть хоры, хореографические ансамбли, художественные студии, спортивные секции, научно-исследовательские общества учащихся и т.д. Это необходимое условие нормального развития каждого ребенка. Интересно, что для некоторых детей, склонных к искусству или спорту, дополнительное образование становится профильным и определяет их профессиональную ориентацию в дальнейшем.

При предлагаемом нами принципе формирования классных коллективов каждый ученик находится в комфортной нише. Если природа не наградила ребенка языковой интуицией и он безграмотен, но зато способен к математике и уважаем в коллективе предпрофильного физматкласса, то он уважаем и в школе. Он ощущает себя успешным и находится в состоянии комфорта. Учитель, работая с гомогенной группой, не только экономит личное время и нервы, но и непроизвольно переходит на углубленную программу, увеличивая объем содержания учебного материала и его интенсивность. Педагог становится более уверенным в себе, в учебных результатах детей.

Меня часто упрекают в том, что предпрофильное и профильное образование является причиной перегрузки школьников. В качестве оправдания всегда привожу результаты диагностики состояния здоровья учеников моей гимназии, которую ежегодно проводит детская поликлиника. И они всегда лучше, чем в школах, где учебная нагрузка меньше. Странно? Ничуть. Уверена, что безделье приобщает ко всякого рода вредным привычкам, о которых так много сейчас говорят. Учеба – основной труд ребенка. И он должен быть напряженным, достаточно сложным и приносящим удовлетворение. Поэтому существующий перекос во вложении средств в учреждения реабилитации асоциальных детей надо перенести на вложение средств в массовую школу, где ребятам должны быть созданы все условия для развития и где они могут реализовать свои образовательные потребности. Да и СанПиНы должны реализовываться в первую очередь в части создания нормальных условий для обучения, а не в области минимизации учебной нагрузки ради экономии затрат на зарплату.

Усложнение содержания предпрофильного образования в 5-9-х классах позволяет при желании реализовать программы сразу нескольких спецшкол под одной крышей. Необходимость такого рода общеобразовательных учебных заведений особенно остра в малых городах России. Например, наша гимназия на сегодняшний день полностью охватывает не только свой микрорайон, но и другие районы города и даже окрестные села (порой дети встают в 5 утра, чтобы добраться до нас, к сожалению, минуя школы, расположенные рядом).

После девятого класса ребята у нас переходят на профильное обучение. Происходит очередное создание классных коллективов по способностям. Они выбирают профиль из четырех направлений: физико-математического, экономического, гуманитарного и биолого-химического. К тому же порой возникает необходимость при одинаковом профиле создать классы с разными уровнями учебных требований.

А начиная с восьмого класса психологи гимназии ведут курс «Профессиональная ориентация учащихся». Ведь очень важно, чтобы ребенок определил не конкретную профессию, а область знаний, необходимых для профессиональной ориентации. Исключение составляют, пожалуй, лишь те, которые можно назвать чисто практическими – вождение автомобиля и скорость печатания на компьютере на русском и английском языках. Этому мы учим всех учеников старших классов. Юноши помимо категории «В» (легковой автомобиль) получают также и категорию «С» (грузовой автомобиль).

Но профильное обучение ни в коем случае нельзя путать с профессиональным. Так же, как нельзя подменять профильное обучение работой, направленной на установление связей с конкретными вузами.

Результаты социально-педагогического мониторинга нашей системы профильного образования показывают, что от 80 до 95% выпускников гимназии поступают в первый же год после окончания на государственные (некоммерческие) места в вузы Москвы. И при этом абсолютное большинство ребят связывают свою судьбу с профессией, лежащей в области его профильной подготовки.

Организация профильного образования – это прежде всего вопрос грамотных управленческих решений. Готова ли к ним массовая школа? К сожалению, большинство директоров пока еще не понимают, что они должны делать, и полагают, что переход к профильному обучению заключается лишь в вопросе профессионализма учителя и психолога. Но опыт показывает: этот процесс приводит к серьезным изменениям образовательной среды школы, содержания образования и управленческой структуры.

Алла КУРБАТОВА, директор гимназии «Дмитров», заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Дмитров, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте