Мы завершаем публикацию материалов экспертов Десятого конкурса методических разработок «Сто друзей». Эти рецензии адресованы филологам, преподавателям дошкольных и коррекционных учебных заведений. «Человек, как звезда, рождается / Средь неясной, туманной млечности, / В бесконечности начинается / И кончается в бесконечности… / Поколеньями созидается / Век за веком земля нетленная… / Человек, как звезда, рождается – / Чтоб светлее стала Вселенная». Именно эти строчки стихотворения Константина Романова, ставшие предметом анализа на одном из конкурсных уроков, могут дать представление о замечательных конкурсантах этого года в предметных номинациях «Русский язык» и «Литература». Читая работы, присланные в этом году, понимаешь, что учителя умеют все: и составлять презентации, и использовать самые разные педагогические технологии, но главным для них, к счастью, остается сам предмет. Мне кажется, что «современность» и качество урока обеспечивают не новые технологии, не декорации и компьютерные презентации. Хороший урок можно провести «без ничего», если есть что сказать. И уж если что-то использовать (а это все-таки веление времени) – музыку, свечи, проектор, то это должно быть так органично, как будто это продолжение твоих рук, твоих слов, твоих жестов. И пусть вновь завораживающе звучат строки стихов, и идет глубокий серьезный разговор о тексте и его законах, и вновь чуть светлее становится от доброты сказанного и сделанного.
Сложно «алгеброй гармонию поверить» – выбрать лучших! Заметим, лучших среди многих равных. Итак, статистика, которая, как известно, знает все.
В Десятом Всероссийском конкурсе «Сто друзей» приняли участие 73 филолога, приславших конспекты уроков по русскому языку и литературе. С каждым годом нас все больше! И это здорово: больше открытий, больше находок, больше радости, которую мы дарим свои коллегам и ученикам. Филологи представили 118 материалов, по номинациям они распределись так:
«Сценарии уроков» – 72 работы,
«Материалы к уроку» – 4 работы,
«Организация внеклассной работы по предмету» – 18 работ,
«Здоровьесберегающие подходы в учебно-воспитательной работе» – 3 работы,
«Образовательные технологии» – 13 работ,
«ИКТ в учебно-образовательном процессе» – 8 работ.
Есть учителя, для которых участие в конкурсе стало традицией. Это Татьяна Селиванова (г.Десногорск), Людмила Чернова (поселок Юрино, Республика Марий Эл), Светлана Ясинская (г.Череповец).
Можно говорить об участии школ и городов в конкурсе: так, педагоги школы №7 города Абакана (Республика Хакасия) так воодушевились результатами прошлого года, что в этом году сразу пятеро учителей решили поделиться своим отпытом. Не отстают коллективы школ №7 города Качканара (Свердловская область) и №14 города Сызрани (Самарская область).
Учителя начальных классов удивляют находками в способах представления привычного, казалось бы, материала. Так, на уроке Надежды Аникиной (г. Качканар), посвященном разным видам сказок, дети встречаются со Змеем Горынычем, каждая голова которого любит слушать сказки определенного вида! Ольга Колодкина, учитель начальных классов из школы №7 города Абакана, верно замечает, что детей действительно больше всего радует и интересует то, что просто, близко, понятно. Текст Виктора Астафьева «Ласточка», который она выбирает для своего сильного по эмоциональному накалу урока, позволяет говорить на понятном младшему школьнику языке о сложных жизненных проблемах: ответственности за свои поступки, чувстве вины за допущенные ошибки, милосердии и жестокости. Использованы удачный для данного урока прием «чтение с остановками», прогнозирование окончания рассказа, написание своего варианта завершения.
Удивила и порадовала находка преподавателя технологии из Ростова-на-Дону Ларисы Бобровой, представившей интегрированный урок литературы и технологии «Про всех готов обед…». Элементы кулинарного антуража в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Такой подход позволяет ознакомить учащихся с бытовой русской культурой, способствует более полному пониманию культуры XIX века и комедии Грибоедова. С помощью сравнения текстов чернового и итогового вариантов пьесы, составления сводного списка упоминаемых продуктов, блюд и напитков (а сможете ли вы, уважаемый читатель, перечислить их все?) учащиеся точнее видят картину русской жизни в грибоедовское время.
Рамзия Каримова, учитель русского языка и литературы школы села Рощинский, (Республика Башкортостан), смогла традиционный по форме урок «Язык есть исповедь народа…» наполнить интересными культурологическими примерами, примерами экзотизмов, фразеологизмов, имеющих национальные особенности.
Интересный материал прислали учителя, работающие во Всероссийском детском центре «Орленок», – описание акции «Русское слово», проходящей в несколько этапов: «Мое любимое слово», «Слово, отраженное в рисунке», «Слово о книге»…
Слова признательности хочется сказать учителю истории Ракитовской школы Рубцовского района Алтайского края Илье Локтионову за возможность знакомства с авторской программой по историческому краеведению. Чем привлекает данный материал? Тесной взаимосвязью исторического познания с активной практической деятельностью по изучению своей малой родины. Предусмотрены самые разнообразные формы деятельности: создание экскурсионных путеводителей, работа с архивом лесхоза, создание видеозаписей «Говорят ветераны войны» и др. Видна работа увлеченного своим делом человека. Пока такие люди есть, не разорвется связь времен.
Авторами лучших разработок по литературе в этом году стали:
1. Татьяна Селиванова, учитель русского языка и литературы школы №4 города Десногорска Смоленской области. Конспект урока «Я все порывы пламенной души излил в свои стихотворенья…». (Анализ стихотворения К.Р. «Я нарву вам цветов к именинам».)
Бывает так, что складывается все: и текст, и продуманные до мелочей вопросы, и интеграция с другими видами искусств не кажется лишней, надуманной, вот тогда и получается красивый и удивительно гармоничный урок. Такой, как у Татьяны Селивановой.
2. Елена Лошкарева, учитель русского языка и литературы гимназии №5 города Рязани.
Учебно-методическое пособие для учителей «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в школе» включает программы и комментарий для учителя по разделам «Христианские сюжеты и образы в русской литературе», «Библейские и евангельские мотивы в русской литературе». Важность обращения к величайшему памятнику культуры – Библии – осознается сейчас многими преподавателями словесности, истории. Как важно найти верный тон в разговоре с учащимися, помочь им увидеть становление русской литературы, роль христианского мировоззрения в творчестве русских писателей! Елене Абдурахмановне, на наш взгляд, это удалось: нет менторского тона, нет шаблона, вместо этого – глубокое проникновение в текст, привлечение комментариев историков, литературоведов, философов. Предлагаются вопросы для обсуждения произведений, система творческих работ.
3. Елена Салова, учитель русского языка и литературы школы №3 города Родники Ивановской области. Конспект урока литературы в 8-м классе «Сонет: традиции и новаторство».
Урок открывает презентация, представляющая литературоведческую задачу: что объединяет столь непохожих поэтов разных веков? Портреты Данте и Петрарки, Александра Пушкина и Адама Мицкевича, Валерия Брюсова и Николая Гумилева помогают понять, что каждый из них отдал дань сонету. В ходе урока идет сравнение классического итальянского сонета и шекспировского. Кульминацией урока становится работа с потрясающим по форме сонетом Валерия Брюсова, состоящим из двух текстов. Урок пронизывает мысль о том, как «образы изменчивых фантазий, бегущие, как в небе облака, окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе».
Приятно, что лингвистам не изменяет чувство юмора! Мы стараемся подбирать такие тексты, чтобы убедить учащихся: русский язык – это интересно! Хочется отметить интересные находки Лилии Аксеновой из села Чечеры Липецкой области («Путешествие в страну Фразеологию»), Елены Баженовой из города Тайшета Иркутской области (встреча с героями книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере), Светланы Ясинской из Черновца Вологодской области (обучение разным видам чтения), Елены Хребтовой из города Белово Кемеровской области (тренажеры по теме «Причастие), Ирины Полесской из города Барабинска Новосибирской области («Лингводилижанс») и многих других.
Хочу также особо выделить работы:
1. Юлии Лизуновой, старшего преподавателя кафедры филологии Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров города Сыктывкара. Урок русского языка в 8-м классе «Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи» насыщен разными формами и видами работы. Подбор ассоциаций к слову «море», подбор эпитетов, работа с репродукциями картин Айвазовского, сопоставление двух текстов (с причастными и деепричастными оборотами и без них), работа со стихотворениями Марины Цветаевой и Максимилиана Волошина – все работает на достижение цели урока.
2. Натальи Кирюхиной, учителя русского языка и литературы средней школы №5 города Сызрани Самарской области.
Урок русского языка в 5-м классе (2 часа) – «Обобщение изученного по теме «Орфография» – построен как игра-путешествие. Использованы здоровьесберегающие технологии: аквариум настроения (в начале урока ребята опускают в него рыбок определенного цвета в зависимости от настроения); метод хохочущих фотографий (учитель показывает фотографию, в центре которой он сам, вокруг хохочущие ученики – у детей возникает хороший настрой, помимо индивидуального настроя «вот какой я» формируется дополнительный коллективный – «вот мы какие»); мнемонические приемы; физкультминутка; метод запоминания правила. Разнообразие форм не затмевает самого содержания урока.
3. Сергея Смирнова, учителя русского языка Маяковской средней школы Калининградской области. Тренинговый материал по развитию орфографической зоркости учащихся «Аполлон сыграл аккорд…».
Согласитесь, что дидактического материала по конкретной теме, различного рода тестов и опорных таблиц никогда не бывает много. Тем необычнее показались материалы Сергея Валентиновича. Это алгоритмический комплекс упражнений по совершенствованию орфографической зоркости через тренинг различных видов памяти. Овладение этим алгоритмом необходимо для успешной работы на занятиях любых дисциплин. Сергей Валентинович, безусловно, прав, говоря, что это овладение компетентностью, так необходимой нашим учащимся.
Завершая обзор работ, присланных на конкурс, замечу, что, к счастью, становится меньше оговорок в речи учителей, методических неточностей и стремления к псевдонаучности в формулировках целей и задач урока. Это здорово, мы учимся, в том числе и на своих ошибках.
Улыбнитесь, читая эти строки:
Использование методов обучения, в частности современных, придает педагогическим технологиям оттенок современности…
Осознается настоятельная необходимость замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом…
Отметьте словами выражения, которые помогают представить картину…
Немота Герасима имеет символический смысл и означает, что в своей стране он не может открыто высказываться…
Цель урока:
показать русскую душу Тургенева;
создать условия для раскрытия детьми образа березы; понять, чем волнует стихотворение через вычитывание;
вызвать эмоциональный сдвиг учащихся.
Пусть «эмоциональный сдвиг», который мы ежедневно получаем на уроках, слыша ответы наших детей или проверяя их работы, испытывая радость оттого, что опять смогли чем-то «зацепить» их души, подвигнет и вас, уважаемые коллеги, на участие в следующем конкурсе!
Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка московского культурологического лицея №1310, лауреат конкурса «Учитель года России-2002», лауреат Премии Президента РФ
Комментарии