Скорее всего, мальчишки и девчонки, спешащие со своими мамами и бабушками на занятия по шахматам, и не подозревают, насколько древняя и богатая история игры. Еще в IV-V веках в Индии соперники (а их было четверо) впервые задумали состязание в силе логики с помощью обязательных атрибутов: доски с клетками (сейчас их 64), разных фигур (сейчас их 32) с разными правилами расстановки на доске и передвижения во время игры.
А у нас своя история – история популяризации этой игры, сочетающей в себе элементы искусства, науки и спорта. В 2009 году открылись несколько кружков под моим руководством для учеников начальной школы. Изначально был отмечен интерес со стороны родителей. А мой опыт позволяет утверждать, что именно семья способствует продвижению ребенка по спортивной лестнице. Если папа с мамой играют в шахматы, то и ребенок заиграет, получит спортивный разряд, повысит спортивный рейтинг. Заканчивался первый год обучения, и начинающие шахматисты уверенно заявили: «Мы будем продолжать занятия». Также набирались новые группы. Поэтому было принято решение укреплять материальную базу: появились магнитная стендовая доска, настоящие шахматные столы, комплекты шахматных фигур, компьютеры с установленными специальными программами. Но самое важное – подрастающее поколение обрело других кумиров. Александр Алехин, Владимир Крамник, Михаил Ботвинник, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Александра Костенюк, Екатерина Лагно… Именно на них нужно равняться, осваивая все новые и новые комбинации, продумывая ходы, ставя маты и шахи, выигрывая или проигрывая партии. Сформировавшаяся разновозрастная школьная команда несколько раз становилась чемпионом Нижегородского района и представляла его на межрайонных, окружных и городских соревнованиях «Белая ладья», в спартакиаде «Московский двор – спортивный двор», принимала приглашение от организаторов турниров на базе ДТДиМ имени А.П.Гайдара. А в это время на уровне Министерства образования и науки РФ начали поднимать вопрос о возможности и даже необходимости включения шахмат в основные образовательные программы. Ведь эта игра, как считают ученые, помогает развивать у школьников не только логическое, но и стратегическое и аналитическое мышление, способствует концентрации внимания детей, что в эпоху «гиперактивности» является неким спасением для педагогов. Уже 2-й год у учеников начальной школы и 5-6-х классов третий обязательный урок физической культуры проводят не в спортивном зале, а за шахматной доской. Занятия содержат как практическую часть, так и теоретическую. У ребенка, особенно у того, кто по состоянию здоровья никогда не будет лучшим в подвижных видах спорта, всегда есть положительная мотивация – выиграть сегодня партию, став сильнее соперника!Мой опыт человека, знающего о шахматах не понаслышке, не позволяет мне сомневаться в том, что российская шахматная школа всегда была лидером на мировом уровне. И если шахматы как спортивная игра будут включены в программу Олимпийских игр, то в этом будет заслуга и ФИДЕ, и моих воспитанников! Мы сделали правильный ход!Михаил КРАСНОЩЕКОВ, педагог дополнительного образования школы №1222
Комментарии