search
main
0

Сделать общество лучше. Такую цель ставит перед собой Евгений Хропов

День первого сентября 2006 года стал юбилейным для калужского учителя Евгения ХРОПОВА. Ровно пятнадцать лет назад Женя с букетом цветов и портфелем впервые переступил порог средней школы №14 города Калуги. И вот он снова вернулся в родную школу. Но уже не мальчиком, очарованным первым учителем, пахнущими новой краской партами и классной доской, а учителем истории и обществознания. Сейчас Евгений преподает в восьмых классах.

– нельзя рассматривать как прихоть какого-то методиста или чиновника. в современной школе очень актуален. Конечно же, мы вспоминали трагедию Беслана. Я говорил детям о том, что практически каждый день то в одной, то в другой стране совершаются террористические акты. Во многом искусственно подогреваются межнациональные, межрелигиозные конфликты. Все это, скажем так, падает на благодатную почву. Ведь ученик даже 11-го класса, каким бы он взрослым себя ни считал, – человек еще не сформировавшийся, податливый, подверженный многим веяниям и течениям.

Почему он выбрал, прямо скажем, малооплачиваемую профессию учителя, хотя рос не в семье педагогов? Все оказалось довольно просто. В школе Евгений учился в гуманитарном классе. Когда был в девятом, у него дома появился компьютер, и он решил, что пойдет в Калужский филиал МГТУ имени Баумана. Перешел в технический класс 14-й школы, где понял, что математика и физика – не его предметы. Юношу привлекали история и другие гуманитарные науки. Несмотря на то что оканчивал школу в техническом классе, стал готовиться к поступлению на исторический факультет КГПУ имени Циолковского. На третьем курсе университета решил, что будет работать в школе. На практике пятого курса был помощником классного руководителя. По словам Евгения, он хочет быть педагогом-исследователем, заниматься научными педагогическими разработками.

В первые минуты знакомства с Евгением я увидел, что передо мной не просто интеллигентный молодой человек, но и не по годам мудрый собеседник.

– История для вас – просто школьный предмет или что-то большее?

– Историческое образование – это возможность профессионального и личностного роста, – говорит молодой учитель. – История как наука, конечно, субъективна, но в то же время дает базу для мощного культурологического образования. Многие исследователи говорят, что нет истории, а есть историография. После перестройки появилась возможность работать в архивах, пошел большой поток информации. Очень интересно узнавать новое. Кто-то сказал, что история учит тому, что ничему не учит. А один из наших преподавателей постоянно повторял, что если бы демократы в 1991 году знали историю, то никогда не пошли бы по этому пути.

Урок Мира

– Евгений, первого сентября во всех школах России прошел урок Мира. Что он для вас значит и о чем вы беседовали с восьмиклассниками?

– Урок Мира нельзя рассматривать как прихоть какого-то методиста или чиновника. Урок Мира в современной школе очень актуален. Конечно же, мы вспоминали трагедию Беслана. Я говорил детям о том, что практически каждый день то в одной, то в другой стране совершаются террористические акты. Во многом искусственно подогреваются межнациональные, межрелигиозные конфликты. Все это, скажем так, падает на благодатную почву. Ведь ученик даже 11-го класса, каким бы он взрослым себя ни считал, – человек еще не сформировавшийся, податливый, подверженный многим веяниям и течениям.

Уроки Мира, по мнению Хропова, призваны восстанавливать хрупкое равновесие между странами, народами, религиями. Школьники должны следить за событиями на планете, но ни в коем случае не рассматривать средства массовой информации как истину в последней инстанции. На уроках Мира нужно учить детей анализировать информацию, допустим, полученную из телепрограммы новостей. Анализировать выступления политических лидеров разных стран, давать им нравственную оценку. Интегрируясь в мировое пространство, в том числе и культурное, нельзя забывать о национальном самосознании. Нужно знать свои корни.

Владение автоматом Калашникова – еще не патриотизм

– Сейчас довольно часто эксплуатируют такие понятия, как патриотизм, любовь к Родине. Что значат эти слова для вас?

– Для кого-то воспитание патриотизма видится в сборке и разборке на время автомата Калашникова, одевание армейского защитного комплекта. Патриотизм – понятие более глубокое. Я придерживаюсь такого мнения, что есть профессия – защищать Родину, а есть профессия – учить детей. Каждый должен заниматься своим делом и приносить пользу Отечеству на своем месте. Я писал диплом по жизни и творчеству Пушкина и воспитан на идеях русского классика. Александр Сергеевич говорил, что он не любит российскую власть, но ему обидно, если иностранец разделяет его чувства. Кто-то из великих людей говорил, что для него любовь к Родине и любовь к власти – это две разные вещи. Недавно я столкнулся с интересной цитатой в учебнике педагогики. Там идет определение патриотизма как уважения и любви к власти. Я с этим не согласен. Для меня патриотизм – это моя Родина, мой город, мой дом, моя школа, мои друзья и коллеги. И я пришел работать в школу для того, чтобы постараться сделать наше общество лучше.

– Евгений, мы живем в многострадальной стране. Россия пережила множество войн, смут, революций. В чем их причина? Будете ли вы говорить на эту очень сложную тему с восьмиклассниками?

– Конечно. Кто-то видит в этом особую миссию России – страдать за все человечество. Это вопрос философский. Если рассматривать его сугубо с исторической точки зрения, можно найти множество объективных причин бунтов, революций и войн. Почему именно в России и почему так много крови? Это очень сложный вопрос, связанный с историей, философией, религией, политикой, экономикой. Все взаимосвязано. Думаю, здесь нужно ставить вопрос под таким углом, чтобы дети не только заучивали, но и рассматривали причины российских проблем более глубоко. Как это ни банально звучит, но мы должны учить детей не повторять ошибок прошлого. Правда, из истории видно, что это не всегда получается…

Калуга

Советы психолога

Вот несколько советов, использование которых поможет молодым педагогам легче пережить адаптационный период

По отношению к себе:

Помните об «эффекте первого впечатления» (внешний вид, домашние заготовки вступительных речей, возможно, шуток – всего, что работает на имидж). Сложность состоит в том, что ваш имидж может вызвать восторг учащихся и неодобрение администрации или коллег, поэтому экстрим здесь неуместен, посоветуйтесь со знающими людьми и придерживайтесь золотой середины.

Будьте готовы к трудностям и испытаниям, они естественны и неизбежны. Отнеситесь к ним не как к неуспеху или провалу, а как к еще одной ступени, преодоление которой ведет вас к самосовершенствованию, духовному и личностному росту.

Умейте видеть перспективу, планируйте свою деятельность.

Правильно чередуйте нагрузку с отдыхом, обязательно планируйте хотя бы раз в неделю мероприятие, которое всегда улучшает ваше психологическое и физическое самочувствие. А маленькие радости в виде чашечки кофе, сладостей, телефонного разговора с подругой, пешей прогулки, музыки и т.п. позволяйте себе каждый день.

Учитесь радоваться, воспринимать все как посылаемые возможности для получения этой радости: подбор интересного учебного материала, общение с детьми, саму миссию защитника и учителя.

По отношению к учащимся:

Любовь к ребенку должна быть безусловной.

Избирайте безоценочную тактику познания. Педагог может влиять на воспитанника, если позволяет тому быть самим собой и искренне уважает его личностное своеобразие. В основе такого отношения лежат сопереживание и благодарность (по К. Роджерсу). Даже при негативном поведении ребенка давайте оценку его поступку, а не личности.

Постоянные запреты, одергивания, раздражительный тон без предложения альтернатив или обсуждений с ребенком вариантов поведения могут спровоцировать протест против ограничений, вызвать неприязнь к любым правилам. В результате появляются «дети-роботы» и «дети-разбойники».

Администрации по отношению к молодому специалисту:

Поддержите молодого педагога, в период адаптации чаще хвалите за каждую малость, именно поощрение должно использоваться для мотивации к дальнейшей педагогической деятельности.

Не ругайте его за погрешности или просчеты, вместо этого предложите пути решения.

Используйте «эффект ореола». Представляя молодого коллегу педагогам и учащимся, начните с его замечательных качеств или известных вам достижений.

Жаннета ГРОМСКАЯ, Эльвина ЛИНД, психологи Центра наставничества МГПИ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте