search
main
0

Сделать мир знаний доступным, интересным, увлекательным…

Постоянный поиск учителя английского языка, работающего со слепыми и слабовидящими детьми

Начальные условия, в которых находится ребенок с нарушениями зрения, кардинальным образом отличны от тех, в которых находятся его зрячие сверстники. Большинство современных УМК по английскому языку по умолчанию ориентированы на детей, имеющих определенный запас фоновых знаний. Создавая условия для обучения детей с ОВЗ по зрению, школа решает важную задачу – сохранить имеющееся зрение и дать необходимые знания. Не является исключением и работа учителя иностранного языка.

Лариса Анатольевна БАХОВА со своими учениками

Обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не только дать ребенку определенный багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Социальная адаптация многих детей с ограниченными возможностями здоровья проходит успешнее при условии знания ребенком какого-либо иностранного языка, особенно английского, поскольку он является международным языком. С развитием интернет-технологий, социальных сетей знание языка просто необходимо. Дети увереннее общаются, пользуются онлайн-переводчиками, программным обеспечением, чувствуя себя полноценными участниками современной жизни.

Учителя школы-интерната для детей с нарушениями зрения работают по УМК М.З.Биболетовой и др. «Английский с удовольствием». В этом УМК есть хороший баланс: и слушаем много, и читаем, и пишем, и говорим. Конечно, мы вносим свои коррективы, потому что лучший учебник – это тот, который учитель создаст сам. Творческий учитель сам найдет, где ему что поменять, улучшить и т. д. Основная проблема, по нашему мнению, состоит в рабочих тетрадях, которые не всегда соответствуют запросам учащихся с нарушениями зрения. Слабовидящим детям надо предоставлять больше времени для овладения новым материалом: новой лексикой, новыми грамматическими структурами. На формирование всех необходимых умений и навыков требуется больше времени. Если на одно задание нормально видящий ребенок затрачивает минут десять, то слабовидящему ребенку понадобится на это же задание минут двадцать-тридцать.

В этом году наша школа-интернат получила от издательства «Экзамен» рабочие тетради Е.А.Барашковой к учебнику Н.И.Быковой и др. «Spot­light. Английский язык. 2 класс». Второклассники с радостью приступили к работе по новой тетради. Особенно им понравились крупные яркие иллюстрации. Учитывая особенность наших детей, можно выделить несколько причин, по которым нам подошла эта рабочая тетрадь: крупный шрифт, четкие, яркие линии для копирования букв английского языка, цветные картинки, красочные, интересные и разнообразные задания. Тетрадь стала отличным помощником учащимся в процессе изучения школьной программы, и учителю при необходимости удобно создавать по ней дополнительные задания. Дети с увлечением выполняют задания, рабочая тетрадь учитывает психологические особенности младшего школьного возраста. В рабочих тетрадях ребята учатся правилам написания букв английского алфавита, правильно списывать, выполнять лексико-грамматические упражнения, делать подписи к рисункам.

Рабочая тетрадь Е.А.Барашковой к учебнику Н.И.Быковой и др. «Spot­light. Английский язык. 2 класс» способствует:

– формированию у младших школьников элементарных коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности (в говорении, ауди­ро­ва­нии, чтении и письме);

– развитию навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самоанализа.

Тетрадь отличают разнообразие составляющих компонентов и уникальные структура и содержание, яркое и красочное оформление.

Материалы в пособии полностью соответствуют возрастным особенностям учащихся. Однако для нас, учителей школы-интерната для детей с нарушениями зрения, виден недостаток при оформлении тетради: не всегда на странице отводится достаточно места для выполнения заданий нашими детьми.

В нашей школе тотально слепые дети занимаются по учебникам по системе Брайля. Мечта учителей-предметников – наличие рабочих тетрадей с упражнениями, где ребята в устной форме выполняли бы лексико-грамматические упражнения по системе Брайля. Но у нас таких рабочих пособий нет. Хочется пожелать разработчикам учебных пособий, издательствам обратить внимание на наши проблемы. И всем вместе сделать мир знаний для таких ребят доступным, интересным, увлекательным.

Нам, учителям, которые работают со слабовидящими и слепыми детьми, важно помнить, что обучение таких детей требует иных приемов, средств и методик обучения, нежели те, что используются в повседневной практике обучения обычных детей. При организации процесса обучения детей с нарушениями зрения мы обязательно должны учитывать некоторые особенности:

– увеличение сроков обучения;

– снижение темпа прохождения учебного материала;

– трудности в регуляции поведения;

– замедление реакции узнавания и различения;

– неполнота и неточность процессов восприятия.

Все эти особенности требуют от учителей дополнительных усилий и особого подхода как к образовательному процессу, так и к детям. Новая рабочая тетрадь Е.А.Барашковой к учебнику Н.И.Быковой и др. «Spot­light. Английский язык. 2 класс» поможет учителю оптимально организовать учебный процесс, а детям – с удовольствием освоить учебный материал.

Слабовидящие ученики обладают большой восприимчивостью к положительному эмоциональному воздействию и проявляют интерес к самим урокам английского языка, с энтузиазмом относятся ко всем новшествам. Важным считаю не перегружать учащихся избыточной информацией, а подробнее изучать с ними самое необходимое по теме. На дом лучше давать не новые упражнения, а отработанные на уроке. Дети должны самостоятельно справляться с домашними заданиями, без сопровождения взрослых или с их минимальным участием. Создание положительного эмоционального фона мотивирует учащихся, имеющих ОВЗ по зрению, на освоение материала.

Учитель английского языка, работающий со слепыми и слабовидящими детьми, находится в постоянном поиске подходов, методов и приемов передачи знаний. Самый простой, но эффективный способ при этом, на мой взгляд, – поставить себя на место слепого или слабовидящего ученика и понять, что ему доступно для восприятия, а что нет.

Лариса БАХОВА, учитель английского языка Школы-интерната для детей с нарушениями зрения, Абакан, Республика Хакасия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

  • 12 апреля, 2023 в 17:16

    Лариса Анатольевна – большой профессионал! Рабочая тетрадь Е.А.Барашковой к учебнику Н.И.Быковой и др. «Spotlight. Английский язык. 2 класс» Очень понравилась. C удовольствием поработал бы с подобным пособием для пятого класса.

Реклама на сайте