На сегодняшний день информатизация является одним из ключевых направлений развития образования в Республике Татарстан. В рамках Стратегии развития образования в регионе на 2010-2015 годы Министерство образования и науки Республики Татарстан подготовило программу «Электронная школа». Она направлена на создание благоприятных условий для информатизации системы образования в регионе. О том, как идет работа в этой области, «Учительской газете» рассказал руководитель проектов по образованию Московского представительства Всемирного банка Кирилл ВАСИЛЬЕВ.
– Кирилл Борисович, какую роль играет Всемирный банк в развитии образования в Республике Татарстан?- Когда в 2010 году Татарстан разработал Стратегию развития образования республики, специалистов Всемирного банка пригласили провести экспертизу этого документа и помочь с реализацией раздела стратегии, посвященного информатизации образования. Мы включились в процесс оценки результативности этой работы, на протяжении трех лет вели мониторинг и помогали учителям осваивать новые образовательные технологии, а директорам, завучам, администраторам школьного уровня – выстраивать индивидуальные планы информатизации в школах.- Как проводилась оценка достижений республики в области информатизации образования?- Наши эксперты сформулировали трехуровневую модель информатизации образования. Первый, базовый, уровень предполагает, что в школах ИКТ изучаются лишь в рамках информатики. Дети узнают, как устроен компьютер, как он работает и т. д. Второй уровень предполагает, что ИКТ начинают использоваться для решения образовательных задач. Третий уровень достигается, когда ИКТ органично встроены в систему образования и являются постоянным двигателем изменений. Сегодня большая часть школ Татарстана находится на втором уровне, то есть компьютеры, системы связей и т. д. работают на решение образовательных задач. При этом в республике сформировалась небольшая группа школ, которые вышли на третий уровень. Задача, стоящая сейчас перед информатизаторами школ республики, состоит в том, чтобы расширять эту группу, помогать школам в нее войти и в ней закрепиться. Вообще на третьем уровне находится небольшое количество школ даже в мировом масштабе.- Тем не менее школы Татарстана сумели достичь второго уровня в короткие сроки. Какие условия позволили региону стать пионером информатизации образования?- Татарстан активно и внимательно изучает передовой опыт соседних регионов в этом направлении, интересуется зарубежными новинками. Большое внимание здесь уделяют наработкам признанных лидеров в образовании – Кореи, Сингапура и др. Кроме того, Татарстан вложил в проект информатизации значительные средства. Была сформирована серьезная перспективная программа электронного образования. Она оказалась достаточно качественной и позволила в заданные сроки достичь высокого уровня информатизации образования в регионе. Всемирный банк включился в работу с Татарстаном, потому что республика поставила перед собой амбициозные задачи, способствовать достижению которых нам было интересно.- Кирилл Борисович, что явилось главным двигателем на пути к успеху в реализации проекта?- Прежде всего нужно отметить, что проект был поддержан президентом Татарстана Рустамом Нургалиевичем Миннихановым. Поддержка и внимание на высоком уровне позволяют ставить амбициозные цели и стимулируют их достижение.Известно, что информатизация образования идет успешно, если у руля стоит содержательный лидер. Тот, кто понимает, что компьютеры ставятся в школах не ради того, чтобы они просто были, а для того, чтобы они помогали школе решать образовательные задачи, достигать новых результатов, развивать совершенно иные навыки, умения и компетенции. Такой лидер связывает образовательные цели с задачами информатизации и делает так, чтобы техника и технологии работали на развитие образования. Это может быть организация или человек, или группа единомышленников.В Республике Татарстан таким содержательным лидером явилось Министерство образования и науки республики. Проект инициировал и запустил его бывший руководитель Альберт Гильмутдинов. Министр Энгель Фаттахов и вся министерская команда сохранили преемственность планов и проектов, что очень важно, мировой опыт показывает, что последовательные решения в средней и длинной перспективе – одно из ключевых условий получения результата от таких долгосрочных проектов, как информатизация. Это правильно, когда лидерство начинается на таком высоком уровне.- Можно ли говорить о том, что проект информатизации образования в Татарстане уже на данном этапе успешно выполнен?- Проведенные оценки программы показывают, что продвижение практически по каждому ключевому показателю является весьма существенным. За три года реализации проекта 46% школ заметно повысили уровень информатизации, притом что положительные качественные изменения произошли практически в каждой школе (например, возросла активность использования информационных ресурсов в управлении школами, компьютер и Интернет стали активно использоваться при проведении научных исследований, заработали межпредметные проекты, школы стали более открытыми для местных сообществ и родителей и т. д.), почти в два раза сократилась доля учащихся 9-х классов, демонстрирующих уровень информационной и коммуникационной компетентности ниже среднего.- И как этого удалось добиться?- Успешность проекта, конечно, во многом зависела от того, как в процесс войдут учителя, станут ли они сторонниками перемен или будут по-тихому сопротивляться, имитировать. В Татарстане учителей не заставляли, им помогали. Например, первым шагом по президентской программе было вручние каждому учителю ноутбука. К компьютеру прилагались полезные ресурсы. Педагогам предоставили постоянную методическую поддержку. Учителя довольно быстро поняли, что собственный ноутбук – это не просто здорово, но и полезно. Таким образом, учителя и директора стали сторонниками и двигателями информатизации.К услугам учителей были грамотные методисты, подробные курсы повышения квалификации, специализированные мастер-классы. Учителя получили доступ к современным образовательным ресурсам по каждому предмету, была организована система электронного документооборота. В какой-то момент оказалось, что пользоваться всем этим необходимо не по чьей-то указке, а просто потому, что это удобно и по-другому уже не получается.Сегодня 88% учителей заявляют о положительном отношении к использованию ИКТ в образовательном процессе. Ситуация явно изменилась в сравнении с 2011 годом, когда всего 58% учителей систематически использовали информационные образовательные ресурсы на уроках, и из них только 33% одобряли это, а две трети пользовались вынужденно.- Можно ли перенести этот успешный опыт на другие регионы?- Думаю, что другие регионы могут многому научиться у Татарстана. И перенести этот опыт, безусловно, можно во многом еще и потому, что сам Татарстан перенял что-то у своих соседей и развил эти идеи. И такой обмен опытом уже происходит, в Татарстан приезжают учителя не только из России. Недавно приезжала делегация из Казахстана.- Кирилл Борисович, какие технологии уже сейчас можно распространять?- Например, технологию построения методической поддержки учителей. В Татарстане построена система, при которой каждый педагог знает, где он может получить ответ на свой вопрос о работе с той или иной технологией, программой, электронным ресурсом. Причем такая поддержка доступна немедленно и может предоставляться одновременно для огромного числа учителей. Поддержка предоставляется школами – центрами компетенций, то есть особо продвинутыми в определенной области школами, которые оказывают поддержку другим образовательным организациям района, помогают им в решении текущих задач. При этом республиканский центр повышения квалификации учителей также заработал по-новому. Он больше не является монополистом в области повышения квалификации, а во многом выступает как центр организации профподготовки, собирающий заказы на обучение от школ и учителей и привлекающий провайдеров таких услуг, наиболее компетентных в конкретных вопросах.- Похоже, что работа проекта по информатизации школ Татарстана идет на высшем уровне. Неужели не возникало никаких проблем?- На самом деле проблемы есть, но это, пожалуй, те, что характерны в этой области для любого региона. Например, все еще остаются школы, где качество Интернета оставляет желать лучшего. Это обусловлено во многом объективными условиями, когда на данном этапе трудно обеспечить высокое качество связи, где трудно решить вопрос организации последней мили. Но Татарстан прилагает все усилия, чтобы решить эти проблемы. Сейчас таких школ в республике практически не осталось. Так что едва ли можно говорить о том, что это до сих пор является ключевым сдерживающим фактором развития информатизации в регионе.Есть, конечно, и проблема с зарплатами работников методической службы. По итогам реформы системы оплаты труда учителей оказалось, что методисты получают ощутимо меньше педагогов. И поэтому из методического корпуса идет отток кадров в педагогический. Это неоднозначный процесс, с одной стороны, школы обретают в лице бывших методистов отличных учителей, специалистов, готовых прийти на помощь коллегам в какой-то трудной ситуации с использованием технологий. Но факт остается фактом – налицо отток методических кадров, которые раньше решали проблемы не одной школы, а многих.Правда, в Татарстане удалось найти решение и этой проблемы, построив грамотные горизонтальные связи между школами (в частности, через центры компетенций, о которых мы говорили чуть выше). Теперь образовательные организации, которые являются такими центрами компетенций, получают дополнительные ресурсы на оказание методической помощи учителям всего района. Каждая школа является продвинутой в каком-то своем вопросе, и поэтому получается, что все помогают всем.фото Яна РУТКОВСКИФактВ 2010 году 54 школы Республики Татарстан получили статус «Центр компетенций» и дополнительные функции по оказанию методической помощи в применении передовых информационных и образовательных технологий, поддержанные соответствующими ресурсами.ЦифраВ 2014 году в Республике Татарстан число учащихся на 1 современный компьютер составляет 7.Справка «УГ»Программа «Электронная школа» разработана Министерством образования и науки Республики Татарстан в рамках Стратегии развития образования в регионе на 2010-2015 гг. За последние два года республика сумела достичь впечатляющих результатов в реализации этой программы.Сегодня оснащенность школ современным оборудованием, программным обеспечением и информационными образовательными ресурсами позволяет каждому учителю строить свою работу с использованием информационных технологий.Теперь основная задача региона – создать условия, для того чтобы ИКТ стали катализатором изменений форм учебной деятельности в образовательных учреждениях.
Комментарии