Самоуправление – это прежде всего умение управлять собой, своими поступками, что намного труднее, чем руководить другими. Часто дети, да и взрослые тоже, выбирают для себя более легкий и удобный путь, а не тот, что будет трудным, но полезным. И объясняют потом, почему поступили именно таким образом, очень просто: «Я так хочу», «Мне так нравится» – именно потакая своему нетерпеливому желанию, а не здравому размышлению.
Наиболее высокая степень управления собой, своими действиями – это осознание того, что ты несешь ответственность за свое решение, отдаешь себе отчет в том, каков может быть результат. Эту науку ребята постигают, участвуя в школьных органах власти, если только они непосредственно не подчиняются и не контролируются администрацией. Сегодня во многих городах страны есть у ребят свои ученические парламенты, советы, правительство и президенты. Школьное самоуправление – это особо важный момент в становлении юного гражданина. Это своего рода игра, но игра, приближенная к реальности, если администрация и учителя не только считаются с мнением детей, но и на равных с ними участвуют в обсуждении насущных школьных проблем, ни в коем случае не навязывая своего решения. Так дети учатся проявлять свою гражданскую позицию. В последние годы подростков стали привлекать к участию в местном, муниципальном, самоуправлении. Это форма их участия в настоящих делах, здесь они решают вопросы, от которых зависит не только жизнь их самих и родителей, но и окружающих членов социума, которые живут рядом. И это для ребят следующая ступень, которую можно освоить, лишь пройдя школьное самоуправление. Если работу в нем можно назвать начальным этапом обучения парламентаризму, то в муниципалитете они получают уже «среднее образование». К работе в местном самоуправлении можно привлекать детей с 14 лет, сделать их своими верными помощниками. Только это не должно быть разовым явлением. Иные муниципалитеты привлекают школьников, только если рассматривается вопрос, например, о строительстве детской спортивной площадки или о проведении детского фестиваля. Но и такие случаи бывают редко, потенциал детской инициативы используется слабо. Отдельные элементы социальных практик участия детей существуют на всех уровнях самоуправления. В частности, на федеральном: в Совете по молодежной политике Министерства образования и науки РФ работает единственная школьница – Катя Ивлева, ученица школы №36 города Рязани. В регионах и муниципалитетах есть советы, в которые наравне с взрослыми входят школьники, организуются городские или районные ученические думы. Следует заметить, что пока нет единого подхода к участию детей и молодежи в органах местной власти. Положительные примеры есть только там, где их руководители лично заинтересованы в формировании у школьников и студентов гражданского самосознания. Вот уже несколько лет в Иванове успешно действует городская ученическая дума. Участники ее не только выступают с предложениями, обсуждают насущные вопросы для города, но и занимаются законотворчеством. Председатель думы Сергей Неверов разработал проект федерального закона «О государственной поддержке талантливой молодежи в РФ». Он не понаслышке знает, что в стране не создана система по выявлению, сопровождению и поддержке талантливой молодежи. Вот тогда юноша и разработал свой проект, который был рассмотрен и одобрен Ивановской городской Думой. Это была первая в России молодежная инициатива такого уровня.Реализуются также спецпроекты, подготовленные юными депутатами, направленные на развитие добровольчества. Идея развития волонтерского движения, уверены авторы, может превратиться в крупный межрегиональный проект с большим социальным эффектом. Екатерина Ивлева тоже единственный в России пример, когда школьнице доверили обсуждение довольно серьезных и важных вопросов, к решению которых до этого допускали только взрослых, причем с немалым опытом. Екатерина много лет занимается в школе общественной работой, была членом парламента, президентом школы, руководит школой юных бизнесменов. Подростки, участвовавшие в работе органов местного самоуправления, самостоятельно создают детские и молодежные организации. Вот уже несколько лет в Москве существует Центр развития молодежного парламентаризма, который продвигает основные принципы Европейской хартии о делах молодежи. Члены его активно участвовали в конкурсе «Моя законодательная инициатива», предложили не только идеи, но и конкретные механизмы воплощения их в жизнь. Развитие талантливых детей и подростков – общая задача органов государственной власти, бизнеса и общественности. Это записано в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. В этих документах подчеркивается особая значимость привлечения детей к решению вопросов, которые касаются их интересов. Мы должны помнить, что за партами сегодня сидят будущие граждане страны, в том числе и будущие парламентарии.
Комментарии