search
main
0

Сделали больше, чем могли, но меньше, чем хотели. Михаил ЛЕВИЦКИЙ, декан экономического факультета МГПУ, директор Института подготовки руководящих педагогических кадров

Наш факультет создан в 1998 году для подготовки специалистов в области экономики образования и учителей экономики. Однако, когда в 2000 году предмет «Экономика» ушел из разряда обязательных школьных дисциплин и стал факультативным, специальность с одноименным названием пришлось закрыть. Сегодня факультет выпускает менеджеров по трем специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Менеджмент организации». Кстати, студенты, получившие специальность «Менеджмент организации», вполне могут преподавать экономику в школе.

В 2004 году постановлением правительства Москвы в составе университета создан Институт подготовки руководящих педагогических кадров. В нем обучаются будущие директора школ, заведующие детских садов, руководители городской системы образования и их заместители.

Мы постарались объединить преподавательский потенциал факультета и института. Думаю, что это удачный эксперимент, который, впрочем, сегодня уже перестал быть экспериментом и поставлен, как говорится, на поток. Замечу одну особенность нашего института. Обычно ИПКРО имеют много учебных подразделений, у нас же введена система целевого отбора преподавателей под конкретные образовательные задачи. Как она действует? Приведу пример. В Москве в прошлом году предполагалось ввести в действие 100 новых детских садов. Мы разработали учебную программу, отобрали преподавателей, являющихся высокими профессионалами-практиками и оперативно подготовили заведующих для этих учреждений. Другой пример. Москва включилась в программу «Поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования». Среди критериев отбора субъектов: нормативное финансирование образовательных учреждений, самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета каждым учебным заведением, внедрение отраслевой системы оплаты труда. Департамент образования Москвы поставил задачу перевести все школы на финансово-хозяйственную самостоятельность. Мы начали ее решать: сейчас в ИПРК завершает обучение уже второй поток (100 человек) будущих бухгалтеров и главных бухгалтеров образовательных учреждений по 216-часовой программе.

Особый интерес для кадрового обеспечения процессов активизации хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений представляет отработанная нами с 2000 года система подготовки и повышения квалификации заместителей директоров учебных заведений по финансовым и экономическим вопросам. Подобной практики в России нет, и некоторые регионы, например, Калмыкия, Кемеровская область, готовы сотрудничать в этом направлении.

Наш факультет готовит управленцев не только для системы образования, но и для городского хозяйства. Заключен договор с правительством Москвы, по которому мы принимаем по 100 специалистов (в год), работающих в различных сферах городского хозяйства и стремящихся получить высшее образование. Для них мы предлагаем экстернат с элементами заочного и дистанционного обучения. По субботам читаются обзорные лекции, проводятся консультации. Подобная форма получения высшего образования очень популярна: выпущены уже 300 специалистов для учреждений социальной защиты, МЧС, департаментов имущества, финансов, здравоохранения, казначейских управлений, а также аппарата правительства. Уровень и качество подготовки наш заказчик – Управление государственной службы и кадров правительства Москвы оценивают весьма высоко.

Специальность «Менеджмент организации» пользуется большой популярностью у бизнесменов. Оказывая платные образовательные услуги, мы ведем политику содружества высшей школы и бизнеса. Замечу, что экстернат у нас по всем трем экономическим специальностям.

Несколько слов о дневном отделении факультета. Было уже несколько выпусков по специальности «Менеджмент организации». Их объединяет одно – высокий уровень трудоустройства выпускников. Не было случая, чтобы они остались без работы. Студенты начинают свою трудовую деятельность уже на пятом курсе в различных бюджетных и коммерческих организациях.

Подготовка студентов имеет свои особенности. В частности, проведение занятий вдвоем: два преподавателя ведут семинар со студентами в режиме деловой игры, когда один играет, например, роль налогового инспектора, а второй – бухгалтера или предпринимателя. Цель такого занятия – демонстрация нюансов применения налогового законодательства.

Этот метод был отработан на группах взрослых слушателей курсов повышения квалификации. Согласитесь, удержать 100 человек в течение восьми часов на неизменном уровне внимания – достаточно сложная задача для преподавателя. Наша же методика позволяет держать зал на одном дыхании.

Еще одна особенность – использование методов тестовой диагностики. Проверяется уровень стартовой и итоговой подготовки студентов. Для этого наши текстологи разрабатывают специальные диагностические инструменты. На основе ответов студентов и слушателей можно сделать вывод о владении предметом. Сразу видно, что «западает», на что надо обратить внимание. Эта система позволяет построить занятия таким образом, чтобы на первой трети начального периода обучения выровнять базовый уровень представлений о предмете, после чего скорость продвижения может быть единой для всех. В конце курса по темам соответствующих дисциплин мы даем квалификационные тесты, где студенты и слушатели демонстрируют уровень подготовки. Это так называемый промежуточный контроль.

Стартовое тестирование проводится на первой-второй неделе начала занятий, а итоговое – за месяц до окончания курса, когда есть возможность что-то исправить до экзаменов. Конечно, подобная система требует высокого уровня корпоративной культуры, когда преподаватель не видит в этом инструмент контроля его работы, а использует результаты тестирования для повышения эффективности своей деятельности.

Мы начинаем подготовку будущих студентов еще в школе: факультет работает с 86 базовыми школами Москвы, где созданы профильные экономические классы. Кстати, наши выпускники могут вернуться в свою школу на должность экономиста.

Факультет принимает активное участие в экономических проектах развития системы образования города, в частности, в разработке нормативов финансирования. Если говорить о нормативах на 2005-2006 учебный год, мы сделали «больше, чем могли, но меньше, чем хотели». Бюджет города, увы, не безграничен. Норматив рассчитывался по 18 видам школ, которые определены в Законе «О развитии образования города Москвы». В результате получилось 18 цифр (нормативов), а если учесть поправочные коэффициенты, количество нормативов покрывает все многообразие образовательных программ города. В этом смысле система уникальна.

В начале 2005 года каждому региону было предложено разрабатывать свою отраслевую систему оплаты труда. Наш университет выиграл грант за проект ОСОТ, руководить которым поручено было мне. В отличие от ряда других регионов Москва не пошла по пути отрицания того, что было в этом плане сделано ранее – в частности, мы не стали отказываться от ЕТС. Ведь в конечном счете виновата в низких зарплатах не единая сетка, а ее наполнение. Вопрос в том, к чему должен быть приравнен первый разряд тарифной сетки. Мы разработали два варианта. В первом взяли за основу требование Трудового кодекса и приравняли первый разряд к прожиточному минимуму, а во втором – к минимальному размеру оплаты труда. Учитывая, что МРОТ в Москве составляет сегодня 5084 рубля, он «съедает» первые шесть разрядов существующей тарифной сетки, и закон требует доплачивать работникам, получающим зарплату ниже этого уровня, до МРОТ. Если же за основу тарифной сетки взять МРОТ, каждый разряд становится полноценным.

О чем свидетельствует мониторинг социальных ожиданий выпускников педагогических вузов? Они согласны идти в школу, если стартовая зарплата будет не ниже 15 тысяч рублей. Их за это можно ругать и говорить, что они непатриотичны и т.д. Но… Лучше пойти по другому пути – поиска мотивации для привлекательности работы в школе или детском саду. Предлагаемые варианты «настройки» ЕТС как раз и обеспечивают достаточные материальные мотивы работы в общеобразовательных учреждениях. При грамотном планировании динамики роста заработной платы работников образования столицы намеченный нами уровень может быть достигнут уже к 2009 году.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте