Коммуникация и социализация – вторая причина, по которой родители отдают ребенка в школу. Первая – конечно, знания. Но часто в школах не предусмотрены специальные групповые занятия, где дети могли бы учиться взаимодействовать друг с другом, совместно решать проблемы или жизненные задачи. Лучше понимать себя и других, общаться, выстраивать и защищать свои границы.
Ведь, как известно, наша жизнь практически полностью состоит из общения. С одной стороны, это простой и понятный для нас процесс. А с другой – очень сложная система, где происходит обмен информацией, знаниями, идеями и эмоциями. И успешность во многом зависит от умения общаться, доносить и убеждать.
Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать свое положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к навыку, который нужно развивать.
Голос и речь – важнейшие инструменты в этом направлении! При помощи речи мы производим (или не производим) первое (и самое важное) впечатление на человека. Наверняка вы и сами замечали, что есть люди, которых хочется слушать, понятно каждое слово. А есть те, чьи интонации и тембр голоса невыносимы, самая простая мысль из их уст звучит как набор слов.
Голос несет в себе почти 40% информации о человеке. Мы слышим его и невольно составляем образ, формируем свое отношение. Чуть более 50% информации дают нам жесты, мимика, позы собеседника. И только на 7% на наше восприятие влияет само содержание его речи.
Всем известен яркий пример Маргарет Тэтчер. Она от природы имела пронзительный, «действующий на нервы голос шумливой и неприятной женщины». Кроме того, менторские интонации в ее речи отпугивали электорат. Поэтому, когда она собралась идти в большую политику, политтехнологи настояли, чтобы Тэтчер подкорректировала свой голос. Эффект от занятий с педагогом по речи превзошел все ожидания. Крикливый и резкий голос Тэтчер опустился на пол-октавы вниз и стал вполне приятным.
На втором месте после голоса стоит отношение к собеседнику или аудитории. Каждый из нас в первую очередь думает о себе. Так устроена психика. Опытный оратор знает, как важно расположить человека, чтобы взаимодействие было успешным. Доброжелательность, открытость, чуткость к позитивным качествам и интересам собеседника – вот что позволит коммуницировать легко и эффективно. Сделайте комплимент, поставьте человека чуть выше себя, вы увидите, какой комфортной станет беседа.
Сюда же относится выбор стиля общения. Человек с высоким эмоциональным интеллектом способен интуитивно подстраиваться под собеседника. Это то, что называют «говорить на одном языке». С подростком – на его жаргоне, с бабушкой – понятной ей речью.
Третье место отдадим явлению, которое можно назвать мотивацией. То есть собеседнику должна быть понятна цель общения, и она должна быть или интересна, или выгодна ему. Выстраивая коммуникацию, важно знать, чем и как увлечь оппонента. А для этого необходимо хотя бы немного его изучить, поинтересоваться его целями, трудностями, особенностями…
Школьники, владеющие искусством общения, лучше добиваются поставленных целей. Кроме того, дети с хорошо поставленной речью не стесняются поднимать руку или выходить к доске в отличие от своих одноклассников, которые могут идеально знать тему, но не суметь должным образом показать свои знания.
Способность выражать свои мысли и общаться с человеком соответственно его статусу и обстановке помогает ученику заработать хорошую репутацию не только среди сверстников, но и среди учителей. Если ребенок может понятно и эффектно донести свои идеи, их ценность, это дает ему все шансы на их реализацию.
К сожалению, дети сейчас очень много времени проводят в гаджетах, замыкаясь в себе и своем пространстве. Большинство не умеют вступить в диалог, не знают, как уместно и корректно обратиться к незнакомому или даже знакомому человеку с какой-либо просьбой. В силу возраста они пока могут не осознавать важность подобных умений. Педагог с высоты своего опыта способен направить ученика. Через интересные задачи, понятные ребенку примеры донести ценность искусства общения.
Если помочь ребенку с детства освоить азы успешного взаимодействия, он скажет за это большое спасибо, когда вырастет. Ведь основы общения – это больше, чем красивая речь. Человек с поставленным голосом, уверенной подачей имеет особую харизму. Его слышат и слушают, его воспринимают всерьез, он вызывает уважение.
Умение общаться и нести себя позволяет легче преодолевать жизненные трудности, добиваться самых амбициозных целей.
Виктория РАДИОНОВА, радиоведущая, эксперт по голосу и речи, диктор, актриса дубляжа, мама учеников школы №1293
Комментарии