Профориентационная работа предполагает широкий комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и ее логическим завершением.
Классические исследования в области профориентации принадлежат Е.А.Климову, И.С.Кону, Н.С.Пряжникову, Н.Н.Чистякову, А.Д.Сазонову.Е.А.Климов подчеркивает: «Надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессии. Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути». Психолог классифицировал типы профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа». Н.С.Пряжников считает, что профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится. Н.А.Рыбников в книге «Психология и выбор профессии» пишет: «Человек становится неудачником зачастую лишь потому, что ему в свое время не помогли найти его место, на котором он смог бы творчески выяснить себя, испытать радость и свободу от труда по призванию».Согласно И.С.Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.Профориентационная работа в школе реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.Одна из форм работы – воспитательная программа «Сделай свой выбор!». Эта программа утверждена на Научном методическом совете Абакана в 2004 году, в 2010 году на Всероссийском конкурсе «Образование: взгляд в будущее» в номинации «Технологии профессионального самоопределения учащихся средней школы» удостоена Диплома II степени.Цель и задачи данной программы:- воспитание грамотных, подготовленных к успешной деятельности в различных сферах и отраслях хозяйства, инициативных, предприимчивых, уверенных в себе и своем будущем молодых людей; – подготовка учащихся к успешной и эффективной трудовой деятельности; – выработка качеств, умений и навыков, которые помогут справиться с жизненными и профессиональными задачами и трудностями;- социальное образование школьников, направленное на усвоение знаний и формирование моделей мышления и поведения, которые необходимы каждому человеку.Программа рассчитана на 18 часов (по 9 часов в 10-м и 11-м классах, один классный час в месяц) и направлена на:- подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности;- формирование способности принятия решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность;- усвоение терминологии, принятой в международной и российской практике;- практическое применение знаний и умений, полученных в ходе обучения;- овладение навыками критического и конструктивного мышления и эффективной коммуникации;- развитие модели поиска, анализа и использования информации. Основное внимание в программе «Сделай свой выбор!» уделяется умению определять профессиональную деятельность и планировать карьеру, правилам поведения в обществе и коллективе, способам установления контактов и межличностных отношений, подходам к разрешению конфликтных ситуаций.Содержание заданий, дидактический материал к ним подобраны так, что учащиеся могут ознакомиться с разными аспектами профессий, проанализировать их, выявить свои наклонности и возможности, сильные и слабые стороны, которые помогут им стать грамотными специалистами и достойными членами общества.Программа «Сделай свой выбор!» представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий и деловых игр, в ходе которых школьники будут: – анализировать, интерпретировать и моделировать ситуации;- рассматривать возможные варианты решения проблемы; – высказывать различные точки зрения и защищать их; – участвовать в дискуссиях и обсуждениях, ролевых играх, работать над проектами и презентациями;- готовить отчеты, доклады и публичные выступления. Учащиеся получат практический опыт поведения и взаимодействия с другими людьми, который могут использовать как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности. Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.После выполнения данной программы учащиеся должны знать суть и содержание следующих понятий:- психологические особенности личности: темперамент, память, внимание, мышление, эмоции:- уровни самоопределения (профессиональное, личностное, жизненное);- профессиональные интересы и склонности, способности;- профессия, должность, карьера, горизонтальный и вертикальный рост;- профессиональная мобильность;- классификация, типы и подтипы профессий;- профессиограмма и требования профессий к определенным качествам личности;- личный профессиональный план;- виды обучения: универсальное обучение, профильное обучение;- рынок труда;- способы сохранения (профилактики) психоэмоционального здоровья в профессиональной деятельности.На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:- раскрывать психологические особенности своей личности;- выявлять свои способности и профессиональные интересы;- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;- работать с профессиограммами;- ориентироваться в типах и подтипах профессий;- составлять личный профессиональный план и резюме;- проектировать свою профессиональную карьеру.Предполагаемый результат:- учащиеся должны осознанно подойти к выбору пути получения образования, соответствующего их способностям и стремлениям;- определиться с видом профессиональной деятельности, которая соответствует личностным качествам (способности, наклонности, темперамент, характер, желание);- владеть информацией о возможностях получения образования в нашем городе;- иметь представление о наиболее востребованных профессиях в нашем регионе и в России.P.S. Список литературы к программе, а также сценарий внеклассного мероприятия для одиннадцатиклассников на тему «Рынок труда» опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/713
Наталья ОРЛОВА, учитель средней школы №11 города Абакана Республики Хакасия, победитель VIII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Комментарии