search
main
0

Сделай себя сам. Формирование личности ученика и ее социальная адаптация

Важнейшая задача воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Воспитательная система моего класса включает основные задачи развития и воспитания личности.

Я разработала воспитательные системы по ступеням.I ступень – воспитательная система основной школы, 5-9-е классы.II ступень – воспитательная система средней школы, 10-11-е классы.Воспитательная система класса состоит из следующих компонентов:1 – индивидуально-групповой;2 – ценностно-ориентационный;3 – функционально-деятельностный;4 – пространственно-временной;5 – диагностико-аналитический.1. Индивидуально-групповой.Данный компонент имеет исключительную важность для реализации предназначения воспитательной системы. Во-первых, именно члены классного сообщества (педагоги, учащиеся, родители) решают, какую воспитательную систему создавать, как ее моделировать и строить, каким образом она должна функционировать и т. д. Во-вторых, смысл и целесообразность всей деятельности по созданию такой системы обусловлены необходимостью изменить индивидуальные и групповые характеристики и элементы этого компонента.Этот компонент – сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса, и состоит из классного руководителя, учащихся класса, родителей учащихся, педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.Ведущая роль в данном компоненте отводится классному руководителю, который является важнейшим звеном в воспитательной системе образовательного учреждения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Считаю, что классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный мир, помочь ему стать человеком, способным найти и достойно занять свое место в жизни. Классный руководитель – наставник и помощник подрастающего поколения – центральная фигура процесса воспитания.2. Ценностно-ориентационный.Этот компонент включает следующие элементы:- ключевая идея замысла системы;- цель и задачи воспитания;- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.Этот компонент – ценностно-смысловое ядро системы, главный детерминирующий и интегрирующий фактор функционирования и развития воспитательной системы.В воспитательном пространстве класса существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей.В процессе разработки и реализации модельных представлений в воспитательной системе класса особое значение имеет определение ключевой идеи замысла системы. Эта идея – своеобразный внутренний стержень системы, вокруг которого формируются все другие представления сообщества детей и взрослых: о целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в классе, содержании, формах и методах совместной деятельности, построении общения и отношений в классном коллективе.3. Функционально-деятельностный.Этот компонент складывается из таких элементов:- системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;- основные функции воспитательной системы;- педагогическое обеспечение жизнедеятельности классного сообщества и самоуправления в нем.Данный элемент – главный системообразующий фактор, обеспечивающий упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее необходимых функций и связей. Основу его составляет совместная деятельность членов классного сообщества.Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, предпринимаю попытку объединить отдельные воспитательные дела и мероприятия в более крупные «дозы воспитания» – тематические программы, ключевые дела, социально-педагогические проекты. Например:1. Разработаны и осуществляются целевые (тематические) программы «Учение», «Досуг», «Общение», «Образ жизни», «Здоровье».2. Систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный (нравственный), коммуникативный, художественный (эстетический), физический.3. Формирование годового круга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределить усилия членов классного сообщества и воспитательные действия во времени.4. Пространственно-временной.Данный компонент состоит из таких элементов:- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;- этапы развития воспитательной системы.Каждая воспитательная система имеет среду – жизненное пространство, в котором осуществляются совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» класса, как правило, является учебный кабинет, закрепленный администрацией школы за классом и его классным руководителем. В нем происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива.5. Диагностико-результативный.Этот компонент включает следующие элементы:- критерии эффективности воспитательной системы;- методы и приемы изучения ее результативности;- формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.Для исследования эффективности воспитательной системы класса используются следующие критерии:    уровень воспитанности учащихся;    уровень самооценки знаний, умений и качеств учащихся в области самосовершенствования личности;    удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в школе;    сформированность классного коллектива;    репутация класса;    проявление индивидуальности («лица») классной общности.В содержание воспитательной системы класса входят:    программа реализации системы;    критерии эффективности воспитательного процесса в классе и система мониторинга;    организационное, методическое, педагогическое сопровождение системы.Воспитательная система класса является частью воспитательной системы школы. В основу воспитательной системы школы положена программа психолого-педагогического курса «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко. Наша школа – муниципальная экспериментальная площадка по апробации этого курса.Данный курс – это поэтапная модель развития и самосовершенствования личности школьника с 1-го по 11-й класс:11-й класс – самоактуализация «Реализуй себя»;10-й класс – саморегуляция «Управляй собой»;9-й класс – самоопределение «Найди себя»;8-й класс – самоутверждение «Утверждай себя»;7-й класс – самообучение «Научи себя учиться»;6-й класс – самовоспитание «Сделай себя сам»;5-й класс – самопознание «Познай себя»;1-4-е классы – «Начала этики».Воспитательные системы и школы, и класса охватывают весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность за пределами школы, влияние социальной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющей воспитательное пространство.P.S.  Полностью материал опубликован на сайте www.ug.ru​Лидия ЧУГУНОВА, учитель истории и обществознания, классный руководитель 11-го класса Федосеевской средней общеобразовательной школы Заветинского района Ростовской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте