В условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки рабочих кадров на новых началах; стало очевидным, что профессиональное образование должно ориентироваться на специализированную подготовку рабочих, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности. Речь идет об обучении и воспитании предприимчивых, деловых, трудолюбивых, умеющих быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям производства рабочих, способных самостоятельно выбрать сферу деятельности, готовых принять оптимальное решение, имеющих не только высокий уровень профессиональных навыков, но и владеющих качественной теоретической подготовкой. Для этого необходимо более энергично внедрять в учебный процесс инновационные формы, методы и технологии обучения.
Наши представления о рынке труда, о спросе и престижности тех или иных профессий меняются соответственно переменам в обществе, современному бегу времени. Казалось бы, совсем недавно бытовали сомнительные утверждения о бесперспективности подготовки специалистов строительных профессий. Но скептики явно поторопились, строительство идет, благоустраиваются города и поселки, растут жилые районы, начался демонтаж “хрущоб”, развивается индивидуальное строительство, обновляются и реконструируются районы, улицы, фасады старых домов.
Совершенствование учебных программ, их приведение в соответствие с меняющимися условиями началось в 70-х годах и затянулось. Образовательный ценз явно падает, даже после 9-го класса сравнительно благополучные ребята не знают элементарных правил физики, математики, химии. Приходится уже в процессе их профессионального обучения устранять пробелы знаний, полученных в школе. Работа в группах со смешанным контингентом учащихся поставила передо мной задачу уйти от традиционного обучения к инновационному.
Как “театр начинается с вешалки”, так и я решила, что первый шаг к инновационному обучению должен начинаться с интерьера кабинета спецдисциплин строительного цикла, где учащийся должен не только запомнить, понять, но и получить глубокий теоретический багаж знаний, творчески сумев применить эти знания на уроках производственного обучения. Даже при дефиците бюджетных средств и строительного материала можно сделать компактный и интенсивно обучающий кабинет.
1. Я решила модернизировать старое оборудование кабинета, уйти от традиционной посадки учащихся, когда более слабые ребята прячутся за спинами своих товарищей, боятся встретиться взглядом с преподавателем, и перейти к одноместной посадке, которая, кстати, применяется в США.
Знания подросток должен получать сам, но под постоянным контролем педагога. В этом деле я придаю большое значение обучению как вербальному, так и невербальному. Я не считаю себя великим психологом, чтобы только от одного визуального контакта с ребятами достичь стопроцентного понимания с ними. Для меня успех общения во многом зависит от межличностного пространства. В моем обучении существует стиль совместного творчества. Мы партнеры: учитель и ученик. Видеть глаза каждого ребенка, ощущать его эмоции – вот на таком принципе я и создавала интерьер кабинета. Рабочие места учителя и учеников были сделаны очень просто: мы с ребятами разобрали старые столы, крышки использовали для верха новых, обтянув их самоклеющейся пленкой под дерево, а ножки пошли на стойки новых столов. Наружную часть столов обили ДВП, закрасили через трафарет так, что каждый стол можно использовать как наглядное пособие, как иллюстративный материал с различными видами орнаментов к урокам “Строительное черчение и рисование”, “Спецтехнология малярных работ” и “Материаловедение” в разделе “Цветоведение”.
2. Инженерный подход позволил учесть конструктивно-технологические особенности средств обучения. Все имеющиеся в кабинете учебно-наглядные пособия и технические средства обучения применяются комплексно, что активизирует мыслительную и познавательную деятельность учащихся, дает возможность более эффективно организовать их самостоятельную работу, осуществлять оперативный контроль знаний. Для этого в середине кабинета стоит демонстрационное устройство, названное мной “волчок”. Это демонстрационный стол-подставка, стоящий на металлической стойке, которую, кстати, можно выполнить на колесиках, чтобы удобнее было передвигать по кабинету. Верхняя часть вращается, в ней сделаны отверстия для установки крючков, которыми крепятся плакаты, таблицы, рисунки, графики и прочее. На верхнюю вращающуюся часть я ставлю макеты зданий, строительных конструкций, интерьера комнат и т.д., что дает возможность каждому ученику подробно рассмотреть все виды фасада, интерьера и т. п.
3. Стол преподавателя возвышается на подиуме (это место еще называется кафедрой), цоколь которого обрамлен фрагментами плиточных облицовок разных видов и с использованием разной техники: “вразбежку”, “шов в шов”, “по диагонали”. Эти плиточные работы мы сделали вместе с ребятами из осколков дефектных плиток и даже из цветного стекла от бутылок. Наша кафедра также является наглядным пособием по предметам “Спецтехнология облицовочных работ”, “Строительное черчение и рисование”, “Материаловедение”.
4. В строительных группах к общим для всех проблемам добавляется еще одна: для подготовки отделочников необходимо большое количество дефицитных материалов – различной плитки, краски, раствора и мастик. Мы решаем и эту задачу: готовим полноценного мастера-отделочника, не расходуя при этом крупных средств и большого количества дефицитных строительных отделочных материалов. Я использую на уроках теоретического обучения тренажеры для отделочников, которые дают реальное ощущение: на пенопластовых плитках с магнитными вставками и на магнитной доске показываю комплексный технологический процесс облицовки. Для полного охвата всех видов облицовки плитки изготавливаются квадратными, треугольными, шести- и восьмигранными, прямоугольными, а также в форме доборов и вкладышей. Окрашиваем эти плитки разным цветом, что дает мне возможность практически показать ученикам реальную облицовку поверхностей или настилку полов с применением всех видов облицовки.
В кабинете стоят также две выносные магнитные доски-тренажера для того, чтобы ребята могли работать у доски, показывая товарищам те или иные виды облицовки, схемы и т.д.
5. Для проведения лабораторных работ по “Материаловедению” в кабинете имеется прекрасный демонстрационный и раздаточный материал образцов и коллекций горных пород, изделий из стекла, образцы жидких и сухих пигментов, мелких и крупных наполнителей, вяжущих материалов для строительных растворов и бетонов, образцы обойных материалов, керамических и стеклянных плиток. Все эти средства обучения оформлены на стендах, встроенных в шкафы, куда ребята могут свободно подойти, посмотреть и потрогать те или иные образцы из моей коллекции.
6. Для удобного хранения инструментов, а также для наглядности дверцы шкафов у нас превратились в стенды для инструментов маляров и штукатуров. Любой инструмент можно легко снять со стенда и превратить демонстрационный материал в раздаточный, который ребята охотно изучают.
7. Кабинет спецдисциплин снабжен большим количеством плакатов, которые в большинстве своем изготавливаются и дополняются собственными силами. Они очень красочны, и ребята с удовольствием с ними работают.
8. Снабжен кабинет паспортом комплексно-методического обеспечения, в котором содержится планирование работы, комплекс учебно-методической документации, необходимой для полного и качественного обучения профессии “мастер отделочных строительных работ”. Имеется методический уголок, где может в любой момент дополнить свои знания мастер или преподаватель.
Полки кабинета заставлены учебниками и учебными пособиями, справочниками и периодической литературой.
Творчество ребят также представлено на стендах. Это рефераты, кроссворды, описания строительных терминов в стихах и загадках. Работающий на базе кабинета кружок “Дизайнер” помогает в изготовлении макетов зданий и сооружений, интерьера комнат, строительных конструкций, деталей и изделий. Такой макет как храм Памяти воинам, погибшим в Великую Отечественную войну, выполненный из пенопласта, занял 1-е место в Саратове на конкурсе профессионального мастерства, посвященного 55-летию Победы над фашистской Германией.
Галина ОБИДИНА,
Лауреат конкурса “Сто друзей” 2001 года
г. Ртищево,
Саратовская область
Комментарии