Экология места, где живет тот или иной человек, очень важна. Она влияет на наше физическое здоровье, психику и внутреннее состояние. Живя в небольшом районе на окраине Москвы, мы часто видим потребительское и во многом равнодушное отношение к природе. Исследования ученых говорят о том, что в настоящее время ежечасно вымирает один вид растений или животных. Во многом это происходит потому, что большинство людей не осознают непосредственной связи между своим существованием и существованием нескольких миллионов живых существ. Сформировать у человека понимание такой связи – задача ученых и педагогов.
Постепенно отношение к окружающей среде начинает изменяться. 2017 год в России был объявлен Годом экологии. Современная экология – это сложный междисциплинарный научно-практический комплекс, который охватывает все современные науки и общественно-производственную деятельность людей. Это требует инновационных методов обучения, которые обеспечивали бы образование и воспитание учащихся на экологических принципах, способствовали бы их подготовке к жизни в гармонии с окружающей средой и формированию экологически сознательного гражданина, способного к сотрудничеству с природой. Одним из таких инновационных методов обучения является метод экологических проектов, который мы часто применяем в работе со старшеклассниками. В прошлом учебном году ученики 9-го «А» класса нашей школы участвовали в городском экологическом фестивале «Бережем планету вместе» с экологическим проектом по теме «Мониторинг экологического состояния района Новокосино: качество воды» и стали лауреатами этого фестиваля.Работая над проектом, ребята подготовили и провели социологический опрос среди жителей Новокосина по поводу экологической ситуации в районе, изучили информацию, представленную на сайтах Мосводоканала, ГУП «Мосводосток», Мосэкомониторинга по данной теме. Ребята посетили Музей воды, где ознакомились с историей создания и современным состоянием системы московского водопровода, узнали все об очистке воды в городе. Также очень интересной получилась экскурсия по лабораториям аналитического центра «Роса», в который мы привезли на анализ пробы воды из школьного водопровода, снега с пришкольной территории и воды из Новокосинского пруда. Ребята ознакомились с работой современной химической лаборатории, оснащенной новейшим сложным оборудованием ведущих мировых фирм.Проведенные нами исследования по качеству водопроводной воды позволили сделать вывод, что водопроводная вода в районе Новокосино полностью соответствует всем требованиям санитарных правил и нормативов, то есть вода, прошедшая очистку на московских водопроводных станциях, является абсолютно безвредной для здоровья. Достаточно чистым оказался и снег, собранный с пришкольной территории, который проверялся на содержание тяжелых металлов (железо, кадмий, медь, свинец, цинк), так как основным источником загрязнения окружающей среды в Новокосине является транспорт. Во время работы над проектом наибольшее внимание было уделено исследованию экологического состояния небольшого водоема, расположенного на территории нашего района, – Суздальского (Новокосинского) пруда. Социологический опрос населения показал, что большинство жителей района считают экологическое состояние пруда неудовлетворительным. При этом пруд людям нравится, они часто там гуляют и хотели бы, чтобы водоем почистили и восстановили. Работа с разной литературой экологического характера, наблюдения, экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий позволили девятиклассникам задуматься об экологическом здоровье родного района, почувствовать желание решить локальную экологическую проблему – что мы, школьники, можем сделать для очистки и восстановления пруда? В ходе решения этой проблемы нашим ученикам пришлось применять знания и умения, полученные при изучении других дисциплин – истории (история развития города и его инфраструктуры), правоведения (правовые основы охраны природы и ответственность за их нарушение), экономики, математики, информатики (анализ и проведение расчетов, обработка статистических данных, использование прикладных программ для выполнения исследований), географии, экологии, биологии и химии. Во время работы над проектом у нас появилась возможность разнообразить школьный химический эксперимент – особенно важный метод научного и учебного познания, основа химического образования. При подготовке проекта мы увидели, как на наших глазах наши ученики стали активными участниками общего дела. По нашему мнению, только творческая работа способствует развитию конструктивного критического мышления, которому трудно научиться при обычной урочной форме обучения. Свобода в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, выполнение полноценного и интересного химического эксперимента, связь с реальной жизнью обеспечили заинтересованность и энтузиазм, развитие познавательных и творческих навыков учащихся. Работа над проектом проходила в непринужденной дружеской обстановке. А у нас – учителей – появилась возможность разнообразить формы проведения занятий, повысить мотивацию школьников к обучению, реализовать свой творческий потенциал.Результатом нашей работы мы считаем очистку и восстановление Новокосинского пруда. На данный момент мы делаем все возможное, чтобы привлечь внимание общественности к поднятой нами проблеме, и видим, что она не оставляет людей равнодушными. Управа Новокосина, члены подводного клуба МГУ «RuDive» согласились помочь нам в организации очистки нашего пруда. В прошлом учебном году девятиклассники – участники проекта подготовили и провели урок экологической грамотности для учеников 5-8-х классов по теме «Вода – бесценное богатство Земли», на котором рассказали ребятам о пруде и нашем проекте. Мы обратились с письмом в Департамент природопользования и охраны окружающей среды с предложениями по очистке пруда. Ученики нашей школы и жители района готовы выйти на воскресник и принять участие в очистке пруда. Узнав о нашем проекте, в школу приезжали журналисты, которые впоследствии написали статью о Новокосинском пруде. Работа над нашим проектом еще не закончена, мы будем продолжать ее и в этом учебном году и надеемся, что она будет способствовать обогащению нравственного опыта старшеклассников, формированию у них эстетических и этических чувств, воспитанию бережного отношения к природе и стремлению изменить мир к лучшему.Екатерина ЛЕБЕДЕВСКАЯ, учитель химии школы №1925
Комментарии