search
main
0

Сдал ЕГЭ – живи спокойно. Независимая оценка качества образования – не будущее, а настоящее региона

Единый государственный экзамен в Челябинской области восприняли не как досадное недоразумение, указание начальства, которое падает как снег на голову. ЕГЭ пришел вовремя, сразу вслед за широкомасштабным экспериментом по изменению структуры и содержания общего образования, который в свою очередь потянул за собой эксперимент по профильной школе. Конечно, эти реформы требовали наличия в регионе системы независимой оценки качества образования. Поначалу челябинцы участвовали в централизованном тестировании. А дальше появился ЕГЭ. И в 2002 году область уверенно вошла в эксперимент по единому государственному экзамену.

Пресс-дружба

В том уже далеком 2002 году область ограничилась двумя обязательными предметами – русским языком и алгеброй и началами анализа. И вузы региональные не спешили – принимать результаты ЕГЭ решилась половина высших учебных заведений. Зато уже на следующий год ребята могли выбирать практически из всех предметов школьной программы, которые можно сдавать в форме ЕГЭ. На сегодня школьники Челябинской области имеют возможность сдать единый государственный экзамен по 13 предметам: русскому, алгебре и началам анализа, литературе, истории России, обществознанию, химии, физике, биологии, трем иностранным языкам – английскому, немецкому и французскому, географии, информатике.

Первые два года эксперимента по ЕГЭ Министерство образования Челябинской области напоминало справочное бюро. Сам министр образования Виталий Садырин, начальник управления общего образования и социальной поддержки детей, непосредственный координатор ЕГЭ по региону Татьяна Абрамова непрерывно проводили «круглые столы», общались с депутатами, давали интервью журналистам и телевизионным каналам, организовывали прямые телефонные линии. Они понимали: нужно быть максимально открытыми, только тогда возможно взаимное понимание. Сложнее всего было объяснить идею единого государственного экзамена населению, простым людям, далеким от образовательных проблем. Татьяна Владимировна вспоминает с улыбкой: «Анекдоты ходили про ЕГЭ… Мне бабушки звонили по телефону: «Доченька, объясни, что это вы там такое напридумывали? Мой внук сдает «ЕГО». Что это?» Приходилось очень терпеливо объяснять. Теперь все спокойно».

Спокойной рабочей атмосфере во многом способствовали… средства массовой информации. Стоило рассказать СМИ всю правду о ЕГЭ, показать его преимущества, как журналисты стали проводниками идей экспериментаторов, единомышленниками областных образовательных чиновников. Сработали и личные связи… «У меня муж журналист, – рассказывает Татьяна Абрамова. – Журналистская братия мне хорошо известна, многие – наши давние друзья. Конечно, с ними у меня были не только официальные разговоры, интервью, но и беседы, что называется, в кулуарах. Они спрашивали: «Ну что, Татьяна, скажи, действительно невозможно узнать заранее вопросы, и даже ты не можешь?» Я показывала им индивидуальные пакеты с секретом, которые мы получаем, и объясняла: «Если я его сейчас вскрою, то уже не запечатаю. Есть факт вскрытия». Рассказывала, что существует строгая система: передали – расписались, получили – расписались. Есть четкий контроль, система общественных наблюдателей, которые присутствуют в момент, когда пакеты вынимаются из сейфа, видят, что согласно акту образовательный пункт проведения ЕГЭ получил столько-то секретных пакетов, вот они все целые. Потом их разносят в аудитории, в присутствии детей вскрывают. И уже вопросов по поводу информационной безопасности не возникает».

Нелегко было убедить ректоров челябинских вузов, они к ЕГЭ поначалу отнеслись настороженно, как все вузовское руководство в стране. Но «за» единый государственный экзамен был председатель Совета ректоров вузов Челябинской области Герман Платонович Вяткин, и этот факт сыграл положительную роль. Вскоре преподаватели вузов поверили в то, что ЕГЭ – это действительно независимая, объективная оценка. Сейчас вузовские профессора стали экспертами, проверяют работы. Кстати, возникла неожиданная сложность: им было трудно оценивать КИМы по той причине, что школьной программы преподаватели высших учебных заведений не знают. Сейчас для всех экспертов – школьных учителей и вузовских преподавателей – проходят специальные обучающие семинары по проверке экзаменационных работ. Только после сдачи экзамена и получения сертификата о допуске они могут выступать в качестве экспертов.

Вдумчивая, кропотливая ежедневная работа оказалась более действенной, чем сплетни и слухи. Сейчас о годах, когда эксперимент начинался, вспоминают с улыбкой. Какие рекламные слоганы сочиняли: «Сдал ЕГЭ – живи спокойно!». Как о новшестве писала школьная пресса: «Вы еще не готовитесь к ЕГЭ? Тогда мы идем к вам!»

Железные аргументы

«Чем привлекателен ЕГЭ?» – спрашиваю я у Татьяны Владимировны. И она объясняет просто и доходчиво, так, что я понимаю, какие аргументы приняли «к сведению» и положительно оценили школьники и их родители, учителя и руководители школ, чем привлекла новая форма оценивания чиновников областного министерства. Вот эти преимущества, по мнению Татьяны Абрамовой.

Плюсы для школьников

Прежняя форма предполагала, что экзамен у ребенка принимает, как минимум, три члена экзаменационной комиссии. Не каждый подросток может отвечать перед большой комиссией. К тому же люди субъективны, да и просто устают. Когда ты приходишь на экзамен двадцать пятым, то любая комиссия уже слушает тебя в пол-уха.

А во время ЕГЭ нет психологического давления, ребенку легче организоваться, сосредоточиться, правильно распределить свои силы. Он может начать выполнять работу с более сложных или, наоборот, с более легких заданий. Дойти до конца и затем вернуться к заданию, которое не выполнил.

Если не сложились отношения с предметником, школьник не боится, что его «завалят», ведь его работу оценивают независимые эксперты, которым все равно, кто ее написал. Он спокойно излагает все, что знает, что проходил в школе. Сегодня контрольно-измерительные материалы (КИМы) ориентируются на образовательную программу, которую изучают в школе, ушли в прошлое вузоцентрические стандарты, когда выпускник готовился к поступлению в конкретный вуз. Репетиторы так и писали: «Подготовлю к экзамену по химии в медицинский институт…», «Подготовлю к экзамену по химии в Челябинский государственный университет». Словно химия разная в разных вузах. А у ребенка должна быть одна химия, та, что в государственном образовательном стандарте, образовательных программах, которые выполняет школа.

Вместе с тем КИМы – это не минимум содержания образования, там есть довольно сложные задания, которые обеспечивают конкуренцию при поступлении в вуз… И пока не приняты государственные образовательные стандарты второго поколения, КИМы в какой-то степени выполняют их функцию, они ориентир для ученика и для учителя.

Еще один положительный момент – ребенок один раз сдает экзамен. Сдал – и имеет право попробовать себя в один, другой вуз, на одну, другую специальность. У него есть право выбора и свобода. Это дорогого стоит.

Плюсы для преподавателя

Раньше педагог сама учила, сама составляла билеты к экзамену, под диктовку записывала со своими учениками ответы к ним, а потом еще и сама оценивала уровень знаний своих детей, то есть сама себе ставила отметку. Сколько было трагедий! Когда учительница ведет детей с пятого класса, Танечка заглядывает к ней в рот, у нее рука не поднимется поставить ей тройку, она ставит ей четверку, а то и пятерку. Танечка поступает в вуз, и оказывается, что ее уровень подготовки Танечки не соответствует оценке. А Ванечка, который этой Марь Иване покоя не давал на уроках, а она ему больше тройки не ставила, проходит, получив высший балл, выясняется, что он умный парень… А мешал он вести занятие, потому что ему было неинтересно. ЕГЭ разрушил эти стереотипы. Сегодня учитель понимает, что от того, как он работает, как он готовит своих выпускников, зависит оценка, которую ему и его детям дадут другие люди. Эти люди не знают, кто работает в классе, написавшем экзаменационную работу. Они проверяют, но не знают кого. А часть оценки вообще дает машина, совершенно объективно – совпал ответ или нет.

К нашему разговору подключается Вероника Костромцова, директор Регионального центра обработки информации (РЦОИ) Челябинского института подготовки и повышения квалификации работников образования, который занимается организационно-техническим сопровождением ЕГЭ в области: «Единый экзамен – это прекрасная возможность для учителя повысить свою квалификацию. Ведь контрольно-измерительные материалы идут из центра. И педагог, которому пока недоступен интернет или нет возможности исследовать образовательные сайты, знает, к чему стремиться».

Плюсы для администраторов и управленцев

Результаты каждого года эксперимента по ЕГЭ в Челябинской области тщательно анализируются. Причем не только в целом по области, но и по отдельным школам и даже учителям. Эти материалы затем используются при оценке школ, которые претендуют на грант Президента РФ и губернатора Челябинской области, при оценке учителей, претендующих на денежное поощрение. Однако надо заметить, что цифрами этими пользуются осторожно. Рейтинг школ, например, только для внутреннего пользования, специалисты Министерства образования региона понимают – нельзя выстраивать этот рейтинг только по результатам ЕГЭ. У разных муниципалитетов, образовательных учреждений разные социально-экономические, информационные условия, разное оборудование в школах, обеспеченность образовательного процесса. Татьяна Абрамова убеждена: «Этот рейтинг нужен для служебного пользования, он помогает нам работать с муниципальными начальниками управлений образования. Берем те школы, которые в конце списка, и начинаем выяснять причины, почему у них плохо. Может быть, у преподавателя не было возможности выполнить практическую, экспериментальную часть образовательной программы по физике или химии – химреактивов не закупили. Или, может быть, учитель давно не проходил курсы повышения квалификации. Тогда надо его направить. Или у педагога нет доступа в интернет, не хватает информации. Мы подробно анализируем причины».

Кстати, подводя итоги в первые годы эксперимента по ЕГЭ, областные управленцы боялись, что единый государственный экзамен повлияет на количество медалистов. Ведь челябинцы подошли к этому вопросу строже, чем другие регионы, где первое время, чтобы смягчить условия эксперимента, медали выдавали даже тем, кто не справился с ЕГЭ. В Челябинской области ребенок, получивший на ЕГЭ тройку, серебряной медали, уже не говоря о золотой, лишался. А если выходила четверка, то выпускник соответственно упускал «золото». К чести региональных претендентов на медали, такие случаи происходят очень редко. Количество школьников, имеющих золотые и серебряные медали, уже много лет колеблется на уровне четырех процентов.

Анализируют в Челябинской области и уровень подготовки по каждому предмету школьной программы, выпускают книжки с аналитическими материалами, касающимися уровня подготовки выпускников каждого муниципального района, отдельных школ. Это большая, кропотливая работа для методистов. Но как она полезна! Если известно, что большинство школьников плохо изучили ту или иную тему, полдела сделано, и дальше надо искать причину. Что или кто не срабатывает? Учитель или учебник, по которому обучаются дети? Именно челябинцы первые в России уловили зависимость уровня подготовки выпускников и учебно-методического комплекса, по которому работают ученики. Татьяна Абрамова рассказывает: «Такой анализ у нас есть по каждому учебному предмету. Мы знаем, какие УМК дают наиболее высокий уровень подготовки выпускников по математике, русскому языку, истории, обществознанию, химии, физике, биологии. И закупаем именно их. Кроме того, мы пересмотрели программы курсов повышения квалификации, ведь качество преподавания зависит и от того, какими методиками пользуется учитель. Мы изменили эти программы, улучшили их».

ЕГЭ с челябинским акцентом

В ходе эксперимента челябинские учителя, министерские чиновники столкнулись с проблемой. Казалось бы, литературой, посвященной ЕГЭ, наводнены книжные магазины. Все издательства издают контрольно-измерительные материалы. Но в большинстве учебных пособий авторы заботятся лишь о натаскивании школьников: вот вам задачки – решайте, вот вам вопросы и ответы – учите наизусть. Между тем нужны книги, которые помогут учителю и ученику систематизировать знания, то есть привести в систему все умения, навыки, компетенции, которыми овладел ребенок на протяжении всего обучения в школе. «И тогда родилась идея создания своих учебно-методических комплексов и учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену, – объясняет Татьяна Абрамова. – У нас есть учебные пособия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, математике, физике, обществознанию, по химии. У нас замечательные, талантливые авторы, часто учителя, не только городские, но и сельские. Их книги пользуются спросом не только в Челябинской области, но по всей России. Сейчас мы готовим такие же пособия для учителей и выпускников девятых классов, чтобы они могли качественно подготовится к экзамену за основную школу. Опять-таки не просто КИМы, а именно учебные пособия, которые помогают систематизировать материал, выявить пробелы в знаниях. Ученик это может сделать самостоятельно или с помощью учителя, построить программу подготовки».

Одно из популярных учебных пособий, которое помогает челябинским одиннадцатиклассникам ежегодно сдавать ЕГЭ по физике лучше, чем в среднем по России (см. таблицу), – «Единый государственный экзамен. Физика: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутыми ответами». Авторы – преподаватели кафедры физики физико-математического лицея №31 Челябинска Василий Баланов, Анна Козлова, Михаил Трифонов, Андрей Фокин, Иван Иоголевич – кстати, учитель года России-2005. В авторском коллективе также Валентина Шахматова, методист лаборатории методики преподавания учебных предметов образовательной области «Естествознание» Института дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогических работников города Челябинска. Команда солидная, к тому же большая ее часть – практики, которые апробировали в родном лицее все материалы пособия и тщательно изучили итоги ЕГЭ по физике 2003 года (книга выпущена в 2004-м). Они предлагают ученикам школ, абитуриентам, учителям не просто 225 заданий с выбором ответа, более 90 заданий повышенного и высокого уровня, снабженные ответами и решениями, но полноценный интенсивный учебно-тренировочный процесс. Структура пособия – это алгоритм процесса. Сначала предлагается выполнить вводный тест, по результатам которого учитель может провести всестороннюю диагностику. Затем даны тренировочные тематические тесты, причем каждый раздел начинается со справочных материалов. Любопытно, что некоторые задания, предложенные юным челябинцам, с явным местным «колоритом». Такая задачка: «Из-за вращения Земли вес различен в разных точках ее поверхности. Вес будет наименьшим:

А) на полюсе;

Б) в Челябинске;

В) в Сиднее (Австралия);

Г) на экваторе».

И последний шаг алгоритма – «Итоговый контрольный тест». Подробно расписано, сколько времени должен потратить ребенок на задания части А, В и С, какие баллы выставляются за какое задание, и дана шкала перевода баллов в оценки.

11-й, 9-й, 4-й…

Эксперимент по ЕГЭ для выпускников средней школы, конечно, был непростым. Не хватало сил, ресурсов, элементарно – в первое время учителя работали на энтузиазме и при обычной зарплате, это сейчас гранты Президента России, губернатора Челябинской области, муниципальных властей – компенсация стараний… Тем не менее на ЕГЭ челябинцы не намерены останавливаться. Следующая ступенька – оценка уровня подготовки девятиклассников. Челябинская область участвует в федеральном эксперименте по новой оценке уровня подготовки выпускников девятых классов. Более того, уже есть планы чуть ли не в будущем году проверить, что задержалось в головах выпускников начальной школы после общения с первыми учительницами.

Татьяна Абрамова вспоминает: «А началось с того, что мы вошли в эксперимент по профильной школе, по профильной подготовке девятиклассников. Для того чтобы набрать детей в 10-е профильные классы, нужна была независимая оценка уровня подготовки. Так появилась идея экзамена в новой форме, когда ученика оценивает не сам учитель, который вел у него тот или иной предмет, и даже не школа, а муниципальная комиссия. Мы создали межрайонные комиссии, где дети сдавали устные экзамены по единым экзаменационным материалам. А потом поняли – неправильно, опять люди принимают, экзамены-то устные. Нужна письменная работа по образцу ЕГЭ. Ребенок сидит в своей школе на своем рабочем месте, делает задания, свой вариант, а оценивает его независимая комиссия.

В этом эксперименте принимает участие вся область. Сдают экзамены по девяти предметам: алгебра, русский, литература, история, обществознание, биология, химия, физика, география. Два обязательные и два по выбору.

Я думаю, что со временем мы посмотрим уровень подготовки выпускников начальной школы. Это тоже очень важный момент. Сегодня существуют критерии, которые позволяют понять, может ли ребенок учиться в среднем звене. Независимый экзамен, кроме того, позволит выявить пробелы в начальной школе. А значит, улучшить качество образования в целом».

Дух захватывает от планов регионального Министерства образования. У челябинских педагогов появляется уникальная возможность сделать образование по-настоящему личностно-ориентированным. Ведь индивидуальный подход невозможен без тщательного анализа уровня подготовки ученика за начальную и основную школу. Если такая оценка произойдет в 4-м классе, на ступени начальной школы, у преподавателей средней школы, например, математика, физика, филолога, будет возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию того или иного ученика. А педагогический консилиум рассмотрит индивидуальную образовательную траекторию выпускника начальной школы по всем предметам на протяжении предстоящих двух-трех лет. Такой анализ каждая школа может делать по каждому своему выпускнику, исходя из него выстраивать методическую работу. «У единого государственного экзамена, новой формы аттестации после девятого класса, еще столько возможностей, столько скрытых резервов!» – убеждена Татьяна Владимировна.

ИКТ-независимость

В тот день, когда я пришла на интервью в кабинет начальника Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования Челябинской области, к Татьяне Владимировне Абрамовой пришла с отчетом Вероника Костромцова. Вероника Владимировна ездила перенимать опыт в Санкт-Петербург, где используется система автоматизированной обработки результатов экзаменов для выпускников 9-х классов. Татьяна Абрамова в предвкушении нового этапа эксперимента: «Мы хотели бы ее апробировать на трех районах города Челябинска и Челябинской области и сравнить результаты. Существует ли разница в оценивании: автоматизированная обработка, которую проводит региональная комиссия, или традиционная обработка, которой занимаются муниципальные комиссии? Мы берем те районы, которые у нас первыми начали участвовать в эксперименте по профильной школе, по предпрофильной подготовке девятиклассников. И добавляем к ним сельские районы».

Вероника Костромцова рассказала: «Петербург берет только два экзамена – алгебру и русский. Я смотрела, как работает региональная предметная комиссия по алгебре. И девятиклассники как раз по математике писали работу. Прошла автоматизированная обработка, а задания части «Б» были вынесены на оценку экспертов. Они не смогли внести в компьютер варианты ответов, там степень использовалась, дроби. Кстати, математику и русский язык сложнее всего переделать для автоматизированной системы, потому что в русском десять тестовых вопросов и два открытых, а в математике 16 тестовых и пять открытых. Все остальные предметы легко ложатся на автоматизированную обработку».

Использование ИКТ в обработке результатов ЕГЭ и экзамена для выпускников 9-х классов сделает аттестацию еще более независимой от лоббирования, субъективизма и других помех. Для Челябинской области, одного из пилотных регионов проекта «Информатизация системы образования», объединение аттестации и информационных технологий не пугает, а становится логическим звеном в цепи. Однако ИСО – это уже другая история, которую мы расскажем на следующих страницах.

Ссылка по теме:

http://www.ipk74.ru/ – сайт Челябинского института повышения квалификации, раздел «ЕГЭ»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте