Московские художники, выпускники института им. Сурикова при Академии художеств России и Академии живописи, ваяния и зодчества, создали фонд «Новые передвижники. XXI век». Их объединяет общая приверженность традициям европейского реалистического искусства. Собственно говоря, трудно, наверное, найти человека, который ничего бы не слышал о русских передвижниках.
Творческая концепция новых передвижников очень проста: отстаивать традиции, отчитаться перед зрителями и уверить их в верности своего художественного вкуса и мастерства. Уже на первых экспозициях стало ясно, что и отечественный и зарубежный зритель проявляет интерес к тому, что в последние годы называли «академизмом», «реализмом», «классикой». Зритель (он же заказчик) увидел, что новые передвижники – за эксперимент, за новацию. Они позволяют сравнивать и ничего не навязывают.
– Если берешься критиковать старое, потрудись предложить нечто новое, лучшее, – говорит Валентин Новиков, президент фонда «Новые передвижники. XXI век». – Сегодня мы плывем между Сциллой «авангарда», который раньше боролся с официозом, а сейчас со своей бездарностью, и Харибдой «вялотекущего реализма». Собираясь в те далекие годы, русские художники, наши сверстники, всего лишь хотели «с документальной правдивостью отразить… быт современной России» и, посылая выставки в самые глухие углы, приблизить искусство к народу. И, как ни странно, самим опять вернуться из столичной суеты в народ, из которого они вышли в учебные классы московских и петербургских академий, где потом началось их противостояние с чиновниками академий художеств, исповедовавших высокий стиль античных мастеров. Передвижники победили, так как исторически оказались правы в том, что «организация передвижных выставок, начинания глубоко общественного в своей основе, не могла быть осуществлена методами бюрократического руководства».
У передвижников имелись предшественники в лице Санкт-Петербургской артели художников, хотя те и строили свой жизненный уклад по принципу коммуны, исповедуя модные в те годы социалистические идеи. Они поставили себе задачей выполнение казенных заказов «во-первых, чтобы соединенными трудами упрочить свое материальное положение и дать возможность сбывать свои произведения публике и, во-вторых, чтобы открыть прием художественных заказов по всем отраслям искусства». Однако чистая коммерция всегда порождает злое соперничество, поощряя тщеславие и эгоизм, за которыми идет бесплодный раздор. Наверное, задача художника – вовремя разобраться, прежде всего, в своих мотивациях к творчеству и перестать лицемерить и двоедушничать. Особенно сейчас, когда вновь стала появляться новая конъюнктура – православно-патриотическая. Порой смотришь: вроде бы верующий художник ведет себя хуже безбожника, а ведь ему красотой спасать мир…
Новый союз задуман как особый инструмент в руках художника. Такой же инструмент, как кисть и мастехин. Он должен объединить вкусы заказчиков, меценатов, попечителей, любителей искусства и самих художников – для того чтобы показать на выставках все то, что умеют новые передвижники.
Комментарии