search
main
0

Сценарий

Окончание. Начало в # 7

Антон.

Видна. Всем скопом, как одна,

Девчата подадутся в топ-модели…

Анюта. (Мечтательно)

Что в нашей жизни ни бывало…

Наташа.

Да-а! Но повис один ответ:

Есть среди нас, пусть даже

захудалый,

Из недр класса вышедший поэт?

Парни. (В унисон)

Есть!

Девушки.

Мы на слово не верим.

Виктор. (Ошарашенно)

А-а, к-как, эт-то, стихи писать без

слов?

На пальцах, что ли?.. Словом

и проверим. (Саше)

Надеюсь ты готов?

Саша.

Готов.

Антон.

И я готов.

Виктор.

Так вот, в лицее, как известно,

Профессором Кошанский был.

Преподавал изящную словесность

И как-то раз лукаво предложил:

“Опробуем-ка перья, господа.

В стихах мне розу опишите…”

Задание понятно это?

Все.

Да-а!

Виктор.

Листки хватайте и творите…

? 4 СОРЕВНОВАНИЕ

(сценка-шутка)

(Парни разбирают лежащие на столике листы бумаги. Почти не задумываясь, первым начинает Георгий. Номер может идти в музыкальном сопровождении, близком аккомпанементу куплетам или частушкам. Девушки заинтересованно окружают их, аплодируя каждому выходу. Наташа зажигает третью свечу).

Георгий.

Встал поэт бездарный в позу:

“Рифмы к слову роза – воз!

Лоза, грезы, грозы, слезы”,

Рифмы есть, но мало роз. (Отходит и снова пишет)

Виктор.

Написать “Морозы – розы”

Сможет каждый идиот.

Выставь розу на морозы,

Обязательно умрет. (Сразу же отходит писать дальше)

Антон.

Расцветали в парке розы…

Все.

Ну-у!

Антон.

Не находятся слова.

В парке этом три березы

Распилили на дрова.

Саша.

Подошел учитель к розам,

Приценился: “Вот так влип!”

На зарплату “Смех и слезы”

Купит он от розы шип.

Георгий.

Ни стихов у нас, ни прозы,

Рифма тоже не нова.

Лепестки увядшей розы

Скажут больше, чем слова.

Все девушки.

Нет, не все, а самое начало.

Поэтический аванс.

Анюта.

Нам стихов о розе мало.

Спойте, мальчики, романс.

(Номер исполняют соло или дуэт).

Произнесенные слова,

Они порой обидеть могут,

Я возношу молитву Богу,

Пусть пощадит тебя молва.

Все сказанное смысл теряет.

Я замолчать себе велю,

Но исступленно повторяю

Три слова – я тебя люблю.

Произнесенные слова,

Они всегда так мало значат.

Но как сказать тебе иначе,

Что ты, не веря, не права.

Все сказанное смысл теряет.

Я замолчать себе велю,

Но исступленно повторяю

Три слова – я тебя люблю.

? 5 О НАС И НАШЕМ ЯЗЫКЕ

(интермедия и сцена)

(Наташа зажигает четвертую свечу, сразу же после того как “поэты” принимаются за работу и присоединяются к болельщикам).

Георгий.

Сю-сю, сю-сю. Все эти стансы

Принять сегодня нелегко.

Ушел от сладеньких романсов

Наш зритель ох как далеко.

Саша.

А что прикажешь, клип втереть им?

Про “зайку – тазик – глазик” петь?

Георгий.

Ну, Пушкин тоже ошибался.

Писал, к примеру, что хотел,

Но с фактом часто не считался

И даже обойти умел.

Саша.

О чем ты?

Георгий.

“Моцарт и Сальери”.

Про то, что Пушкин написал,

Весь мир давно уже не верит.

Ведь Моцарта никто не убивал.

Убило время, может быть, холера.

Вам мало этого примера?

Как с ядом умысла дурного, –

Никто сегодня не винит

Царя Бориса Годунова.

Не им царевич в Угличе убит…

Саша. (Перебивая)

Искусство не истории учебник,

Не цифр и формул непролазь.

Оно для всех духовный требник,

Оно, как шоковый лечебник, –

Вначале к чувствам и сердцам,

А уж потом и в разум к нам…

Виктор.

Проблемы: “Время и художник,

Тиран – правитель и народ”.

Кто ищет правды, кто безбожник

И кто кого в костер пошлет.

Саша.

От пробуждения эмоций до экстаза,

В запутанной интриге всей

Финала ключевая фраза –

“Народ безмолвствует” – важней.

Антон.

Мы не безмолвствуем.

Мы не молчим!..

Виктор.

Не Пушкин убивал.

Его убили, как известно,

Но он успел и главное сказал,

Что “Гений и злодейство

несовместны”.

Георгий.

Да брось ты…Зритель нас рассудит,

Кого поддержит – поглядим.

Анюта.

И завуч долго мудрствовать не будет

И нам за все, что говорим,

А главное, за наш язык

Устроит втык.

Настя.

Мы говорим не “втык”, а “влом”.

Антон.

Не все равно, что в лоб, что по лбу,

А наш язык

Давно пора засунуть в колбу.

Анюта.

В какую?

Саша.

С серной кислотой.

Георгий.

Ну вот вам – гений, только злой.

Наташа.

Что – мы! В правительстве и в Думе,

Где все для нас пока во мгле,

Словесных ляпов в общей сумме,

Как тараканов в голове.

Все эти “Начать и углубить,

Доложить, принять, если взять

Да микрофоном усугубить”,

Так на ногах не устоять.

Виктор.

Жуют как “Сперминт Ригли” жвачку:

“Культуры нет! Культуру бьют!”,

А сами в русском, однозначно,

Нисколько “фишку не секут”.

Анюта.

Послушать ближних предков наших,

О деле вроде говорят,

А разобраться в этой каше…

Настя.

Друг друга дяди матерят…

Антон.

Сегодня скромности не в моде.

Писатель в школу завернул,

И нам, при всем честном народе,

Свою визитку протянул.

По краю – золотой обрез!

Посмотришь – ну, тяжеловес!

“Лауреат и депутат,

Кум королю и черту брат;

И крупной вязью – Кандидат

В какую-то полунауку…”

Виктор.

В райцентре тиснул как-то раз

Не им написанный рассказ

О тонкостях посадки лука…

Саша.

А Пушкин?.. Копия визитки,

С которой в гости ездил он:

Ни глянца, ни рисунка. Вся открытка –

В пять сантиметров простенький

картон.

Про знатный род ни завитушки.

Какое там – “Боярин, дворянин!”

Ни имени, ни отчества. Один

Стремительный, короткий росчерк:

“Пушкин”.

Но знали все, пришел поэт,

Кому в России ровни нет.

Георгий.

Такое время. С каждым часом

Все больше любим, что пестро.

Любые цацки-прибамбасы

Куда важнее, чем нутро.

Не черный фрак, идя в салон,

Прикид свой клевый надеваем.

Настя.

А дискотека под музон

“Полтавский бой” напоминает…

? 6 НАШИ ТАНЦЫ

(вводная интермедия и сцена)

(Все, кроме Наташи и Александра, надевают “крутые” куртки с клепками и шипами. Звучат несколько тактов вальса (Свиридов – из муз. к повести Пушкина “Метель” или “Пушкинский вальс” Прокофьева”). Наташа зажигает пятую свечу и делает с Сашей несколько туров).

Наташа. (После танца, но на фоне музыки)

Взлюбили бабки чарльстон,

Охотно танго танцевали,

А просто вальс и вальс-бостон,

На фокс меняя, забывали.

Саша.

Подошвы стерты до дыры.

Кидает рок внучат и вертит.

Поэты пушкинской поры

Решили бы: “Их жарят черти!”

Наташа.

Забыты буги, шейк и твист.

Мы пляшем рэпы и хип-хопы.

Бродвейский рэйв и техно – свист

Гремит от Штатов до Европы.

Саша.

Мы против них?

Наташа.

Да никогда!

Была б охота и сноровка.

И не от танцев нам беда.

Гораздо хуже танцев – обстановка.

(Как бы открывают второй невидимый занавес, привлекая наше внимание к танцующей группе. Желательна постановка сцены “Наши танцы” таким образом, чтобы тексты дуэтов произносились во время краткого пребывания пары в центре. До начала диалога с Сашей Георгий нагло, как в подворотне, берет за руку Наташу и отшвыривает ее в сторону танцоров. Весь его текст – явный вызов на драку, но начинает противостояние Александр).

Саша.

“Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ли в многолюдный храм…”

Все реже вижу лица умных,

Все чаще рядом новый хам.

Георгий.

Подхлестнули – “Н-но, кобыла!”

В бога, в душу, в дышло!

Жизнь направо закрутила,

Да налево вышла.

Саша.

Сколько нехристей крещеных,

Осенив себя крестом,

В роли новообращенных,

Машут спрятанным хвостом.

Георгий.

Шило сменено на мыло,

Мыло сплыло, шило в бок.

Все на свете этом было,

Да не впрок пошел урок.

Вы в героях на минуту…

Саша.

Вы в подонках навсегда.

И пошел ты, Жора!..

Георгий.

Круто.

Ну да я покруче. На!..

(Неожиданно обнажив из рукава нож, всаживает его в Сашу). В мгновенно наступившей тишине Саша замирает и начинает медленно оседать. Георгий вырывает нож и, бросив его, резко повернувшись, как после решающего удара на ринге, отходит к дальней кулисе. К Александру бросается только Наташа. Она подхватывает его, в то время как остальные кто закрывает рот, кто уши, а кто глаза, оставаясь на месте).

Наташа.

Да что же это?! Подойдите!

Не розыгрыш на сцене. Здесь беда.

Глаза откройте, помогите!..

Да подойдите же сюда!..

(Саше)

– Ну как ты?

Саша.

Скучно, тошно, душно…

Наташа.

Пожалуйста, чуть-чуть

приподнимись.

Саша.

Зачем? Так много равнодушных.

Кончена жизнь…

(Все, кроме ушедшего в кулисы Георгия, выбегают вперед, перекрывая Наташу и Александра, но так, чтобы мы успели увидеть погашенные на столике свечи).

? 7 ТРУДНЕЙ ВСЕГО

БОРЬБА С СОБОЙ…

(интермедия и эпилог)

Анюта.

Большой и маленький поэт

Проходят рядом с нами,

Настя.

А нам до них и дела нет,

Считаем чудаками.

Виктор.

Идут, как на заклание,

И молят нас – “Поверьте!”

Для них непонимание

Страшнее лютой смерти.

Антон.

Меж дураком и умником границу

Отметить с ходу многим не дано.

Однажды умный может ошибиться,

А дурень поступить хоть раз умно.

Виктор.

Проверим это. Школьник и учитель,

Вот четкий тест на глупость или ум.

Кто умный – руку правую тяните,

А левую поднимет тугодум.

Анюта.

Ну что же вы? Решайте, поднимайте!

Трудна самооценка вам, никак?

Настя.

Да вы своих соседей поспрошайте.

Они подскажут (игра правой и левой руками)

Так вы, или – так…

Антон.

Вот видите, как путь решений зыбок,

Без колебаний и не проторить.

Виктор.

Умен не тот, кто не свершал в пути

ошибок,

А тот, кто их сумел не повторить.

Анюта.

Чужой нам опыт вряд ли пригодится.

Свою дорогу каждому искать.

Настя.

Так стоит ли чему-нибудь учиться

И стоит ли кого-то поучать.

(Справа и слева к группе присоединяются Георгий, Наташа и Саша).

Георгий.

А мы не учим и не поучаем

И никому советов не даем.

Саша.

Мы в зале выступаем, понимая,

Что в это время попросту живем.

Наташа.

Живем. И в нас, живущих ныне,

Все прошлое живет, не умерев.

Саша.

Отца отцов, все предки живы в сыне,

Георгий.

Все матери – в любой из наших дев.

Наташа.

Забыв кого-то, напрочь обрываем

Истории своей живую нить.

И смолоду по капле умираем,

Диктуя детям – тоже не дожить.

Георгий.

Задумаемся в этот юбилей.

Двадцатое столетье было грозным,

Саша.

Но век грядущий может быть

грозней,

Придется подготовиться серьезно.

Антон. (На музыке)

Трудней всего борьба с собой.

Не каждый может быть героем.

Но если поиск – это бой,

Придется быть в разведке боем.

Виктор.

И если нам не устоять,

Пусть наши дети, наши внуки

За нас, шальных, сумеют взять

Всю эту землю на поруки.

Анюта.

Пока стоит наш мирный дом

И не иссякли жизни соки,

Настя.

Как высший гимн себе возьмем

Святые пушкинские строки!

Все. (Негромко)

“Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!”

(Выносят шандал и зажигают все свечи).

Все.

Пока горит свеча,

Стихов поэта пламя,

Как острие меча,

Раздвинет тьму над нами.

Свечу легко задуть,

Но если сделать это,

То станет на чуть-чуть

На свете меньше света.

Поэтов голоса

Как колокол набатный.

Их слышат небеса

Над миром необъятным.

Пока горит свеча,

Стихов поэта пламя,

Как острие меча,

Раздвинет тьму над нами.

Занавес. Конец.

Петр ГААЗ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте