search
main
0

Сценарии нездешней жизни

Исправительная колония на Луне и технологии сведения с ума

Литература – удел одиночек. Ведь для того, чтобы написать небольшую юмореску, рассказ и уж тем более роман, нужны не только внимательность, сосредоточенность, терпение и самокритичность, но и одиночество, пускай и временное. Ты остаешься один на один с листом бумаги или экраном ноутбука, собираешься с силами и начинаешь, по выражению Хемингуэя, «истекать кровью». И создаешь такую историю, которую захотят прочитать многие.

Сергей ШАРГУНОВ рассказал о том, как важно отдавать долги наставникам
Фото с сайта finrussia.ru

Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction-2023, которая теперь проходит не раз, а уже дважды в году, собрала в одном месте – Манеже – десятки издательств, как крупных, так и нишевых, чтобы те смогли порадовать российского читателя и посоревноваться, у кого в редакционном портфеле самые интересные истории, в которых порой косвенно, а порой напрямую обыгрываются сюжеты, связанные с днем сегодняшним.

В первые дни Non/fiction-2023 были представлены детективный роман Шамиля Идиатуллина с привлекающим внимание названием «До февраля», сборники стихотворений Александра Пелевина и Анны Ревякиной «Под музыку Вагнера» и «Великий Блокпост. Антология донбасской поэзии 2014-2022 гг. 2‑е изд.», книга публициста Семена Уралова «Украинская трагедия. Технологии сведения с ума» и многое другое. Появление таких книг, осмысливающих в различных жанрах, художественных или нехудожественных, мировые и локальные социально-политические кризисы, говорит о наших попытках найти определенность в окружающей нас реальности, от которой, однако, порой надо отвлекаться, чему могут помочь фантастические романы. Способы погружения в некоторые из них, кстати, могли бы показаться фантазией еще одно или два поколения назад: ты занимаешься каким-то делом и параллельно слушаешь историю через наушники. Да, речь идет об аудио­кни­гах, которые в последнее время стало довольно модно называть аудиосериалами. В частности, в рамках одной из встреч, проходивших на ярмарке, прозаик Ислам Ханипаев рассказал о своем новом произведении, написанном специально для аудио­фор­ма­та, – «Луна 84», в котором рассказывается об исправительной колонии на Луне, ставшей пристанищем для запертых в четырех стенах изгоев. В свою очередь знаменитый писатель-фантаст Вадим Панов представил свою новую серию книг для детей и подростков «Непревзойденные», а о сборнике фантастических рассказов «Новое будущее», составленном Сергеем Шикаревым, соучредителем и членом оргкомитета премии «Новые горизонты», поведали тринадцать авторов: Владимир Березин, Алексей Сальников, Эдуард Веркин и многие другие.

Большой интерес у посетителей вызвали и издания, связанные с кинематографом, можно сказать, что ярмарка стала той самой площадкой, где соединились два совсем разных вида искусства. В частности, любопытно было обратить внимание на книгу заместителя председателя Госкино СССР, главного редактора журнала «Искусство кино», президента кинофестиваля «Окно в Европу» Армена Медведева, не так давно покинувшего наш мир, а также на «сборник текстов для подвальных театров или сценариев нездешнего кино», составленный молодым, но уже состоявшимся режиссером Романом Михайловым. Кроме того, прошел круглый стол «Книги о Тарковском: как и зачем писать о кино?», модератором которого был Станислав Дединский, историк кино, издатель, главный редактор киноведческой артели «1895.io».

В некоторых русскоязычных СМИ заявлялось, что на выставке практически отсутствовали современные переводные художественные произведения. Самой значимой новинкой часто называли новый роман американской писательницы гавайского происхождения Ханьи Янагихары «До самого рая», хотя не так просто дать ответ на вопрос, в чем именно выражается его значимость – в художественных достоинствах или грамотно разработанной рекламной стратегии. Но тем не менее мы увидели множество любопытных произведений, написанных иностранными авторами. В частности, в ходе тех четырех дней, что проходило мероприятие, состоялись презентации романа американского писателя Ричарда Пауэрса «Замешательство», классического, для своего времени ставшего экспериментальным произведением японского писателя Юмэно Кюсаку «Догра Магра», продолжения знаменитого романа испанского прозаика Фернандо Арамбуру «Родина», которое называется «Стрижи», и даже биографии Наполеона Бонапарта, написанной Эндрю Робертсом.

Важно отметить, что ярмарка стала местом не только для презентаций новых литературных произведений и их публичных обсуждений, но и для презентации новых литературных проектов. В частности, 6 апреля в рамках мероприятия был объявлен конкурс коротких рассказов «Доживем до понедельника», организатором которого выступили «Российская газета», портал «ГодЛитературы.РФ», а соорганизатором – Ассоциация писателей и издателей России. О своевременности и важности такого литературного конкурса, ненадолго возвращающего нас в школьные годы и помогающего вспомнить своих наставников, учителей, рассказал председатель ассоциации, депутат Государственной Думы Сергей Шаргунов: «Мы в долгу у наших наставников, а долги нужно отдавать. Мне хотелось бы, чтобы большая часть заявок была посвящена школьным и университетским учителям. Я и сам бы с удовольствием рассказал о своей первой учительнице. Ведь наши учителя недополучают должного внимания, остаются в тени, а это повод хотя бы так отблагодарить их».

И действительно, хочется от всей души поблагодарить своих учителей, научивших любить и понимать книгу. Ее важность в жизни, созидательную силу, объединяющую людей и помогающую им справиться со всеми горестями и неприятностями. Силу, которая чувствуешь каждый раз, когда приходишь в Манеж, смотришь на посетителей, издателей и писателей, видишь коллег, знакомых и друзей, пожимаешь руки, обмениваешься новостями, рассматриваешь книги на стендах и понимаешь – ты не один. Ты дома. В теплом углу. С книгой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте