В гостях у феи Здравствуй
Разработка для начальной школы
1. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем здоровья. Сегодня мы вновь отправляемся в гости к фее Здравствуй (девочка в красивом розовом платье, выполняющая роль феи, читает стихотворение В.Солоухина “Здравствуйте”).
– Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали.
Хоть были совсем незнакомы.
– Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь
мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь?
(Дети здороваются с феей).
– Можете вы ответить на вопросы поэта? Послушайте, я их повторю еще раз.
2. Игра “Цветик- семицветик”.
Фея Здравствуй предлагает нам игру “Цветик-семицветик” (на доске прикреплены лепестки цветка. Ученики по одному выходят к доске, “срывают” лепесток, вслух читают слова приветствия: доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, здравствуйте, рад тебя видеть, добро пожаловать и т.д. – и объясняют, когда употребляется это слово).
– Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием феи.
3. Игра “Вежливые прятки”.
– Ребята, давайте вспомним, как мы называем человека, который никогда не забывает о внимательном, сердечном отношении к окружающим?
– Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня мы и поговорим о вежливости. И, как всегда, вместе с нами будут учиться наши добрые знакомые – три Гномыча.
(Проводится игра “Вежливые прятки”. Как и в обыкновенных прятках, играющие сначала считаются, чтобы узнать, кто должен водить. Водящий закрывает глаза. По сигналу учителя кто-то из ребят произносит вежливое слово. Водящий по голосу должен узнать, кто сказал).
4. Чтение учителем главы из сказки Л.Васильевой-Гангнус “Невероятные превращения”.
(После чтения проводится беседа по содержанию сказки).
– Почему тебе не понравился волшебник Группи-Группи-Ян?
– Какие злые поступки совершил Алеша? Почему он вдруг превратился в дракона?
– Волшебник Группи-Группи-Ян плохой или хороший друг? Ты хочешь с ним дружить? Нет? Почему?
– С кем из героев сказки ты бы хотел дружить? И почему?
5. Чтение “письма” Юлики-Юлы.
– Скажите, ребята, как вы думаете, вежливый человек может быть злым?
– Верно, ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением к другому. Мы с вами учимся этому. А если что-то пока не получается, будем стараться в следующий раз сделать лучше. А стараться нам надо обязательно, потому что, только умея быть внимательным, мы сможем помогать другим.
От нас уже требуется помощь, нам прислала письмо Юлика-Юла, которая просит помочь.
“Дорогие ребята!
У нас беда! В стране захватил власть злой волшебник Группи-Группи-Ян. Он замуровал в стенку все добрые слова, веселые песни, смех и музыкальные звуки. Сделал своими приближенными жадность, зависть, сплетни, а главным помощником – страх.
Теперь у нас хмуро даже днем, все дерутся и обижают друг друга, сплетничают. Помогите нам! Вы, наверное, знаете волшебные слова, волшебство, которое помогает вам быть доброжелательными, вежливыми, веселыми, заботиться друг о друге”.
– Что будем делать, ребята? Давайте попробуем сначала превратить плохие слова, ожившие в стране и захватившие власть, в их противоположные значения. Я уверена, что у нас получится это волшебство, потому что мы вместе и давно стараемся избавиться от грубых слов. Попробуем?
Слова записаны на доске:
грубость – нежность, ласка, вежливость
сплетня – правдивость, похвала
жадность – щедрость
зависть – доброжелательность, добродушие
дерзость – внимательность, предупредительность, снисходительность
жестокость – жалость, сочувствие.
– Мы с вами сумели избавиться от грубых слов. Фея Здравствуй принесла нам копилку добрых слов. Давайте соберем ее и будем бережно хранить в классе.
(Дети на карточках пишут добрые слова, произносят их вслух, а затем карточку опускают в “копилку”).
– Вот и рассеялись злодеяния грубых, жестоких слов. Остались только добрые, а с ними ожили и смех, и веселые песни. Я знаю, что вы не боитесь злых волшебников, ведь все сказки кончаются по-доброму. И в нашей сказке победят добрые герои. Впрочем, не будем забегать вперед. Пусть сказка движется своей дорогой… Неторопливо. Чтобы вы за это время успели подумать над тем, что происходит в ней. И научились бы за этот срок кое-чему полезному и нужному. А что касается волшебников… Между прочим, они живут не только в сказках!
Каждый человек, который добр, который честно, старательно, с любовью выполняет свою работу, чуть-чуточку волшебник! Разве не волшебство – на пустыре, на голом месте, построить прекрасный дом? С окошками, в которое глядится солнце? Или вырастить сад, который по весне стоит в своем бело-розовом одеянии? А пчелы жужжат в цветочной гуще. А вести ледокол к полюсу! Через айсберги и ледяные торосы? И при этом, конечно же, не забывать вежливо здороваться с каждым белым медведем или встречным пингвином…
Вокруг нас очень много несказочных волшебников, только внимательней нужно присмотреться ко всем знакомым и незнакомым людям. Это и ваши искусницы мамы, и смелые и добрые папы. Да и вы сами. На свете много чудесных дел для вас. И я верю в то, что вы не поленитесь и постараетесь каждый день совершать хоть одно доброе чудо.
А фея Здравствуй приготовила вам упражнения для добрых волшебников. Потренируйтесь, а на следующем занятии расскажете, что у вас получилось.
(Фея Здравствуй раздает карточки с упражнениями).
– Попрощаемся друг с другом и с героями сказок.
Упражнения для добрых волшебников
Упражнение 1. Попроси маму дать тебе небольшой таз. Налей в него немного теплой воды. Найди тряпку, которой мама обычно моет пол. Окуни ее в таз с водой. Затем аккуратно выжми ее. И старательно протри влажной тряпкой пол на кухне. При этом тряпку нужно несколько раз окунуть в воду и отжать, пока ты не протрешь весь пол. Не оставляй невымытыми углы и часть пола под столом и стульями. Закончив дело, пожалуйста, не забудь выжать и повесить сушить тряпку.
Упражнение 2. Вместе со взрослыми насобирайте в лесу сухих и достаточно толстых прутьев. Сделайте из них палочки примерно одинаковой длины. Из этих палочек смастерите изгородь вокруг знакомого вам муравейника. Теперь этот муравейник будет хорошо заметен всем прохожим. И кто-нибудь нечаянно на него не наступит.
Упражнение 3. (Игра-соревнование). Расстелите на полу в коридоре две-три газеты, поставьте две-три пары обуви (по числу участвующих в соревновании). Дайте каждому игроку чистую влажную тряпку, обувную щетку и обувной крем нужного цвета.
Кто-нибудь из взрослых пусть скомандует: “Старт!” И соревнующиеся начинают чистить каждый свою пару обуви. Победитель – тот, кто проделает работу быстрее и лучше других.
Галина АНТОНОВА
Белгородская область
Комментарии