Роберт Диджграаф, герой статьи «Коллаборация науки и искусства: изменение перспективы», опубликованной в журнале Nature, говорит: «Если бы я не занимался в художественной школе, вряд ли я бы стал ученым».
Наука решает проблемы человечества, но вопросы эстетики и этики обычно остаются искусству. Сегодня области взаимодействия науки и искусства становятся все обширнее. На фестивале Rukami, проходившем на ВДНХ, целая секция была посвящена Science-art. Были представлены, например, такие работы, как сердце, которое загорается лишь тогда, когда стоящие под ним люди обнимаются, и робот, который переводит текст современных журналистских статей на язык Достоевского. Вопросы этичного использования научных достижений становятся все более актуальными, и человеку необходимо осмыслить свое место в новом мире технологий.
Результат проектной работы Science-art – произведение искусства, использующее технологии и апеллирующее к чувству прекрасного. Например, работа над устройством, известным как абсурдная машина, или машина Голдберга, развивает инженерное мышление и при этом позволяет изобразить сюжет литературного произведения, выразить эмоции или рассказать любую историю. Популярно кинетическое искусство – механизмы, подобные часовым, которые могут выполнять полезное или бесполезное действие, а также объекты с элементами электроники и датчиками.
Интересно ли учащимся делать такие проекты? Если да, то как заниматься этим направлением в школе и в чем его преимущества?
Любая проектная работа – это сложная творческая деятельность, направленная на решение задачи, которую поставил перед собой ученик. Часто учитель сталкивается с тем, что у ученика не хватает знаний и умений для решения поставленной задачи, и ученик рискует оказаться в ситуации неуспеха. Исследование состоит из решения следующих задач: постановка проблемы, нахождение способов ее решения, реализация предложенных способов, уточнение идеи. На этапе обучения проектной деятельности учитель может сам предлагать проблему, помочь найти способ ее решения и оставить детям лишь самостоятельно реализовать этот способ. Таким образом, в процессе обучения дети реализуют маленькие проекты, которые со временем превращаются в большие и настоящие, повышают собственную компетентность и уверенность в своих силах.
Проекты Science-art представляют собой промежуточную стадию между проектом, выполняемым под полным руководством учителя, и проектом, реализуемым самостоятельно. С одной стороны, у детей есть возможность использовать уже сформированные навыки, но с другой – использовать их творчески.
При выполнении такого проекта у детей есть право на ошибку, что очень важно на этапе обучения. В серьезной науке ошибка может стоит человеческих жизней, но пока мы учимся, возможность ошибиться нам необходима.
Проекты Science-art – это возможность соединить разные предметы: физику и технологию, физику и информатику, физику и биологию. Так, увлеченные электроникой ученицы создают украшения и необычную одежду. Например, лампочки загораются, когда человек счастлив или сердится. На фото прототип такого головного украшения.
Мы также создаем машины Голдберга, с помощью которых оживляем механизмы. Главный секрет в создании такой машины – расположить объекты в положениях неустойчивого равновесия, чтобы выведение из строя одного элемента приводило к движению всех остальных. Это иллюстрирует, например, хрупкость экологической системы. Если использовать для этих машин ненужные коробки и бутылки, то экологический характер становится очевидным. Мы наладили взаимодействие с учителями технологии, для того чтобы собранные нами машины работали без перебоев.
На мой взгляд, проекты Science-art очень важны, так как воспитывают не только разум, но и чувство прекрасного.
Арсения БУРКОВА, учитель физики школы №625
Комментарии