Цели: дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, о факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний.
Задачи: – формировать навыки контроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;- научить управлять своим эмоциональным состоянием и поведением;- дать понятие о гигиене мыслей и чувств. Ожидаемый результат: ученики должны иметь четкие представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.Методы обучения: РКМЧП, частично-поисковый, метод контроля и самоконтроля. Оборудование: пиктограммы, иллюстрации, таблица Луизы Хей «Аффирмации, несущие исцеления», тест «Как вы выражаете свой гнев?», фрагменты текста «Я злюсь» Элизабет Крейри, памятка «Как быть здоровым и счастливым». Ход занятия1. ВызовУчитель: Мы много говорим о здоровье, но часто лишь о физической его стороне, а ведь немаловажно и психическое здоровье. Психическое здоровье – это основа успешного развития личности. Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью. Наша Вселенная заполнена энергией. Искренние и добрые эмоции, посылаемые человеком в мир, позитивное мышление возвращаются к нему, повышая его жизненную энергию и формируя хорошие события в жизни. Негативные мысли, гнев, ненависть, зависть, жалость к себе, обиды также возвращаются и разрушают наш энергетический запас, формируя соответствующие события – болезни, ссоры, нищету, катастрофы и т. д., поэтому уместно поговорить сегодня о гигиене мыслей и чувств.Что такое эмоции? Как вы понимаете это слово? Ответы детей.Учитель: Слово «эмоции» в переводе с латинского значит «потрясаю волну».Эмоции – это субъективные реакции человека и высших животных на любые внешние и внутренние раздражители. Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха, беспокойства, тревоги, гнева – это такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей жизни, как и радость, восхищение, удивление, печаль. Почему так важно уметь определять свое эмоциональное состояние или состояние другого человека? По каким внешним признакам можно определить самочувствие человека?2. Работа с пиктограммами: определите эмоции 3. Работа по историческим картинам: определите чувства, которые испытывают герои картин. С какими историческими событиями связаны эти сюжеты? Суриков В.И. «Боярыня Морозова»;Репин И.Е. «Иван Грозный убивает сына»; Суриков В.И. «Меншиков в Березове»;Флавицкий К.Д. «Княжна Тараканова»; Перов В.Г. «Сцена на железной дороге». Как эмоции влияют на здоровье человека? Человечеству давно известно, что эмоции имеют прямое воздействие на здоровье, о чем свидетельствуют поговорки: «Все болезни от нервов», «Здоровье не купишь – его разум дарит», «Радость молодит, горе старит», «Ржа ест железо, а печаль – сердце».4. Работа с таблицей Луизы Хей «Аффирмации, несущие исцеления» (приложение №1)Очевидно, что подавление и отрицание негативных эмоций ведет к проблемам со здоровьем, непосредственное же выплескивание таких чувств, как гнев, раздражение, часто ведет к конфликтам и не приносит удовлетворения. Эмоции выражать можно и нужно, но надо делать это грамотно, без ущерба себе и окружающим. 5. Проведем небольшой тест Вы выражаете свой гнев правильно, если можете ответить «да» на следующие вопросы:- Применяете ли вы тактичные формы общения, выражая словами сострадание и сочувствие своему собеседнику?- Стараетесь ли вы понять точку зрения других?- Испытываете ли вы желание помочь человеку, который вызывает у вас чувство гнева?- Фокусируете ли вы свое внимание прежде всего на собственных ошибках?- Являетесь ли вы человеком гибким и готовым к сотрудничеству?- Легко ли вы прощаете несправедливость?Вы выражаете свой гнев в неприемлемой форме, если можете ответить «да» на следующие вопросы:- Применяете ли вы неуважительные формы общения и обвинительные выражения?- Думаете ли вы только о своей точке зрения?- Испытываете ли вы желание наказать того, кто держит на вас зло?- Фокусируете ли вы все свое внимание на ошибках других?- Являетесь ли вы агрессивным, жестким человеком?- Храните ли вы в своем сердце обиды на несправедливость?Сделайте выводы.Важно научиться распознавать разницу между чувствами и поступками. Чувства не могут быть ни хорошими, ни плохими. Скажем, чувствовать злость не хорошо и не плохо. Однако давать волю рукам – это уже агрессия, проявления которой недопустимы. 6. Физкультминутка Учитель: Не устали ли вы сидеть? Встанем, немного разомнемся, а заодно научимся некоторым методам саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения. «Возьми себя в руки» Если ты чувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека. Выполняем упражнение (учитель демонстрирует).«Врасти в землю» Попробуйте сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожмите в кулаки, крепко сцепите зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека. Выполняем.«Ты лев!»Закройте глаза, представьте льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного, в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты! Молодцы! Присядем и продолжим наш разговор. 7. Работа с текстом Элизабет Крейри «Я злюсь» (приложение №2)Учитель: Каждый человек имеет право на проявление своих эмоций. Но есть приемы и способы, помогающие владеть своими чувствами. Хотите им научиться? Обратимся к тексту «Я злюсь», автор Элизабет Крейри. Каждый из вас получил свой отрывок из текста (9 ситуаций). Внимательно изучив текст, вы должны сделать следующие пометки:Y – я знаю,+ – новое для меня,- – думал(а) иначе,? – непонятно, надо разобраться.Все готовы начать обсуждение? Итак, какие же приемы и способы овладения своими чувствами предлагает нам автор? Выступаем по очереди и все по возможности поддерживаем выступающего (топаем ногами, «месим тесто», «надуваем шарик»). Эпизод №1 – потопать ногами;эпизод №2 – попросить помощи;эпизод №3 – замесить тесто понарошку;эпизод №4 – надуть злостью шарики;эпизод №5 – сплясать буйный танец;эпизод №6 – придумать что-нибудь веселое;эпизод №7 – высказать свои чувства.Ребята, а какие способы вы знаете и используете, чтобы справиться со своим гневом? Ответы детей.8. РефлексияУчитель: Что вы узнали сегодня нового? Чему научились? Что запомнилось, понравилось? Какие можете сделать выводы?Напоследок я хочу подарить вам памятку – советы мудрых о том, как быть здоровым и счастливым. Чтобы сохранить энергию, так необходимую каждому, важно помнить простые правила.Правило первое: Не зацикливайтесь на плохом, подводя итоги дня, считайте только удачи!Правило второе: Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются совсем маленькие дети.Правило третье: Каждый день начинайте жизнь с нового листа. В реку жизни, как в вашу ближайшую речку, нельзя войти дважды. Все течет, все изменяется.Правило четвертое: В учебной деятельности стремитесь к сотрудничеству. Постоянно проявляйте дружелюбность.Правило пятое: Помните восточную мудрость: «Трудись не перенапрягаясь. В работе не ленись, но и не доводи себя до истощения сил».Правило шестое: Осознайте высшую самоценность жизни. В ней суть счастья! Мы счастливы оттого, что живем. Можем любить и быть любимыми. Если хочешь быть здоровым и счастливым – будь им! Прим. ред. Приложения №1 и 2 опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/778 Татьяна ШЕПЕЛЕВА, учитель истории внутрибольничной школы при ГДБ №1 (педчасть) города Тольятти Самарской области, победитель XVI Всероссийского конкурса «Сто друзей»
Комментарии