За многие годы в нашей стране сложилось устойчивое мнение о том, что пенсионные проблемы могут волновать лишь очень пожилых людей. Хотя на Западе, например, пенсионный вопрос волнует граждан едва ли не с младенческого возраста. С момента поступления на работу каждый лично отслеживает порядок учета своего трудового стажа, влияющий на размер пенсии. Более того, система учета стажа, размеры и условия пенсионных отчислений являются важнейшими после зарплаты составляющими любого трудового контракта и соглашения. А степень гарантированности получения пенсии в старости является даже в богатых высокоразвитых странах едва ли не решающим фактором при выборе карьеры и места работы. Молодым же и даже гражданам среднего возраста (скажем, до 50 лет) о пенсии можно не беспокоиться, поскольку пенсия каждому гражданину гарантирована Конституцией Российской Федерации 1993 г. в ст. 39. Но какой будет ее размер – это уже другой и более сложный вопрос. Ведь если вообще не работать (т.е. не представлять в органы социальной защиты трудовую книжку), то сумма пенсии будет, мягко говоря, весьма скромной. Однако теперь действующее российское законодательство позволяет заработать трудовую пенсию средних размеров даже за последние перед наступлением пенсионного возраста годы.
Если же учесть, что разница между минимальным и максимальным размерами пенсии едва достигает 1,7 раза вместо положенных по закону 3 раз в соответствии с Законом РФ “О государственных пенсиях”, а максимальный ее размер по отношению к среднему составляет всего 115-118%, становится понятно, что копить трудовой пенсионный стаж до сих пор было практически бессмысленно.
С принятием Федерального закона “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ, вступившего в силу с 1 февраля 1998 г. и изменившего существующий долгие годы в стране порядок исчисления размера пенсий, у простых обывателей, не обладающих юридическими знаниями, возникло много вопросов. Этот нормативный акт установил зависимость размера пенсии от трудового вклада. Раньше трудовой стаж включал в себя периоды, когда человек фактически не работал (учеба, отпуск по уходу за ребенком и т. п.).
Учитывая большое значение нового закона для исчисления размера пенсии, рассмотрим содержащийся в нем новый порядок. В частности, законом вводится индивидуальный коэффициент, который вычисляется для каждого пенсионера персонально.
В соответствии со ст. 1 Закона индивидуальный коэффициент пенсионера определяется как величина пенсии, полагающейся лицу в зависимости от продолжительности трудового стажа (в процентах), умножается на отношение среднемесячного заработка пенсионера за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Для наглядности отобразим это в виде формулы:
ИКП = П * СЗП/СЗС, где
ИКП – индивидуальный коэффициент пенсионера;
П – пенсия, полагающаяся лицу в зависимости от его трудового стажа (%);
СЗП – среднемесячная заработная плата пенсионера за определенный период;
СЗС – среднемесячная заработная плата в стране за тот же период.
Размер пенсии в рублях вычисляется исходя из размера среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал и величины индивидуального коэффициента пенсионера. Формула выглядит следующим образом:
П = ИКП * СЗК, где
П – пенсия (руб.);
ИКП – индивидуальный коэффициент пенсионера;
СЗК – средняя величина заработной платы в стране за прошедший квартал (на момент выплат, которые исчисляются Министерством труда и Госкомстатом ежеквартально).
В предлагаемой формуле основная пенсия, которая полагается с учетом трудового стажа, учитывается, исходя из количества отработанных лет: за 25 лет трудового стажа положено 55 %, за каждый год сверх этого – еще по 1 %.
При определении индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с законом учитываются календарно периоды работы, военной и приравненной к ней службы, предусмотренные статьями 89, 90 и пунктом “ж” статьи 92, а также периоды, включаемые в трудовой стаж на основании пунктов “а” и “е” статьи 92 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. При этом часть вторая статьи 16 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” не применяется. Т.е. в трудовой стаж засчитываются периоды военной службы, периоды безработицы и нахождения на инвалидности вследствие профзаболевания и другие случаи, перечисленные законом, но не засчитываются периоды, связанные с учебой, уходом за ребенком, сопровождения мужей женами офицеров и дипломатов, не учитывается также льготное исчисление трудового стажа (работникам Севера, военным и другим категориям граждан, как это было раньше). Учитываются лишь периоды, когда лицо выплачивало соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Это объективно обусловлено тем, что каждая выплата пенсионерам может и должна производиться из того источника, который был ими сформирован.
Еще одним из новшеств, установленных законом, является жесткая связь учета размера зарплаты с уровнем оплаты труда в стране за тот же период времени. Это соотношение используется в приведенной нами формуле (средняя величина зарплаты пенсионера за период, выбранный им для исчисления пенсии, делится на величину средней зарплаты по стране за тот же период).
Закон также отменил формальное ограничение максимального размера пенсии, который не может быть больше, чем в 3 раза. Это вызывало наибольшее число нареканий со стороны высокооплачиваемых категорий наемных работников.
При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране будет учитываться в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии (в первое время, с 1 февраля до 31 декабря 1998 г., действует максимальный показатель 0,7) (ст. 2 Закона). В дальнейшем величина данного коэффициента, период и сроки его действия устанавливаются исходя из финансовых ресурсов бюджета Пенсионного фонда и федерального бюджета на каждый конкретный плановый период специальным федеральным законом, разрабатываемым Правительством РФ одновременно с бюджетом Пенсионного фонда России и федеральным бюджетом на очередной финансовый год. Указом Президента РФ от 15 апреля 2000 г. N 680 в целях повышения уровня пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации и впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона установлено, что с 1 мая 2000 г. при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 0,8. А другим Указом Президента РФ от 10 июля 2000 г. N 1272 установлено, что с 1 августа 2000 г. при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера соотношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 0,95.
В законе также сохранена государственная гарантия поддержания минимального уровня пенсии. Ее размер, исчисленный с учетом применения индивидуального коэффициента, не может быть ниже минимального размера пенсии, установленного законом.
Принципиально изменяется порядок повышения (индексации) пенсий в соответствии с ростом стоимости жизни. Вместо действующего в настоящее время правила, согласно которому пенсии не реже одного раза в квартал подлежат индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни (заметим, что в течение последних лет выполнять намеченное не удалось, и индексация проводилась нерегулярно), в рамках нового закона индексация должна будет проводиться исходя из темпов роста заработной платы. Причем не только для тех, кто перешел на новый метод, связанный с индивидуальным коэффициентом, но и для остальных пенсионеров. Повышение пенсий планируется осуществлять ежеквартально, исходя из роста средней зарплаты по стране (последняя определяется статистическими органами и утверждается Правительством РФ).
Закон также установил, что работающий пенсионер не приобретает права на получение пенсии по новому методу начисления. Однако за ним полностью сохраняются все права на пенсию в соответствии со старым законом. По сути это означает, что на период выполнения пенсионером оплачиваемой работы размер индивидуального коэффициента замораживается.
Особенно важно каждому пенсионеру уяснить, что переход к начислению пенсии на основе индивидуального коэффициента необязателен, и если размер пенсии при перерасчете снижается, то пенсионер может отказаться от такого перерасчета. При этом повышение его пенсии будет осуществляться ежеквартально, исходя также из индекса роста зарплаты, сохранится и компенсационная выплата. А для той категории пенсионеров, которой размер пенсии вычисляется с учетом ИКП, компенсационная выплата не выплачивается.
В законе устанавливаются еще и дополнительные ограничения. Одно из ограничений – если гражданин имеет право на получение двух пенсий, их сумма не должна превышать 1,2 среднемесячной зарплаты по стране. Безусловно, это ущемит интересы данной категории пенсионеров.
Все перечисленные особенности нового порядка исчисления пенсий с учетом упомянутых и иных ограничений должны привести к росту средней величины пенсии. Прирост новых назначенных пенсий по сравнению с пенсиями, начисленными в соответствии с прежними правилами, будет значительный. Но к общей сумме пенсии, выплачиваемой по старым правилам, надо прибавить компенсационную выплату. Оба варианта не предусматривают дополнительного увеличения пенсий в связи с ростом заработной платы.
Устанавливается также, что расходы на выплату пенсий, назначаемых по Закону РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, в части, определяемой включением в трудовой стаж, дающий право на пенсию, периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, финансируются за счет ассигнований из Федерального бюджета.
Хотя одно из положений Закона, установившее, что пенсионеру, выполняющему оплачиваемую работу, исчисление и увеличение пенсии будет производиться с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер прекратил выполнение указанной работы, трудно выполнимо на практике. Органы социальной защиты не располагают данными о реальной занятости пенсионеров.
Конечно, можно надеяться, что каждый заинтересованный пенсионер сам произведет соответствующие вычисления и в случае получения коэффициента малой величины не станет беспокоить работников органов социальной защиты. Тем более что в законе нет прямого указания об обязательном перерасчете всех пенсионных дел и закреплении за каждым пенсионером собственного индивидуального коэффициента. Более того, в законе вообще ничего не сказано об этом.
Основной целью Федерального закона “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” является изменение действующего порядка исчисления и повышения пенсий. Будут усовершенствованы применяемые сейчас методы индексации пенсий (вместо роста индекса цен и стоимости жизни будет учитываться фактический рост уровня заработной платы).
Это чрезвычайно актуально для совершенствования всей системы пенсионного обеспечения, поскольку действующий порядок назначения и перерасчета пенсий содержит ряд нерешенных проблем.
Однако, несмотря на всестороннюю критику отечественной пенсионной системы и предлагаемый государством невысокий уровень обязательных пенсионных выплат, еще неизвестно ни одного случая отказа даже самых состоятельных наших сограждан от регулярного получения государственного пенсионного обеспечения.
Татьяна БАЦАНОВА,
юрист
Комментарии