search
main
0

Считаем играя. Обучение с увлечением

​Как много посвящено хвалебных од царице всех наук – математике! Иоганн Песталоцци отмечал: «Счет и вычисления – основа порядка в голове», а Галилео Галилей считал, что «Великая книга природы написана математическими символами». Нас окружает мир цифр: в номерах телефонов и автомобилей, на циферблате часов, в памятных датах самых ярких событий в нашей жизни.

Мозг человека, так же как и его мышцы, нуждается в постоянной тренировке. Многие родители думают, что в два года малышу еще рано уметь считать, а пятилетний дошкольник еще не дорос до решения задач. Но дело в том, что если способность к познанию не развивать с детства, то ребенок никогда не будет интересоваться цифрами и окружающие будут считать, что у него нет способности к точным наукам. Как только малышу исполняется два года, рекомендуется начинать формировать у него математические представления. На прогулке, дома и в транспорте родители употребляют слова «один» и «много», «большой-маленький», «круглый-квадратный», «легкий-тяжелый». Ребенок взрослеет и начинает считать деревья и котят, узнавать номера домов и автобусов. И тогда мир чисел становится для него интересным, ярким, предметным.Но так ли важно уметь считать? И почему нередко изучение математики вызывает трудности у подрастающего поколения, в частности, у особых детей? Чем родители могут помочь своим малышам? И какими действенными технологиями обучения вооружены сегодняшние педагоги, чтобы сделать занятия по обучению счету радостной и увлекательной игрой, посильной каждому? Мы позволили себе дать читателям несколько универсальных советов, которые будут актуальны при обучении детей любого возраста, и особенно дошкольников. Первый совет. Занятие счетом должно быть легким и необременительным. Посчитайте с ребенком по дороге все необычные машины, встречные светофоры, пробегающих мимо собак и кошек. Назовите их цвет и размер. Это интересная игра, а не скучная обязаловка!Второй совет. Регулярно возвращайтесь к уже освоенному материалу, закрепляйте появившиеся умения. Сегодня считали только вывески магазинов, а завтра – вывески и проходящих людей, а затем сравнивали: кого/чего больше?Третий совет. Развивайте не только навык счета, но и умение внимательно слушать, смотреть и запоминать информацию. Просите ребенка вспомнить, что вы видели час назад, какие предметы считали вчера, сравнивайте их. Подберите ряд рифмовок со счетом и учите их наизусть. Например: «Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!»Четвертый совет. Никогда не настаивайте, чтобы дошкольник делал что-либо через «не хочу». Если нет желания считать сейчас – отложите, когда будет настроение.Пятый совет. Выберите для иллюстрации счета яркие природные материалы или приобретите готовое многофункциональное пособие, которое можно использовать при изучении любой математической темы, и не только…Сегодня мы предлагаем вам знакомство с пособием Numicon («Нумикон») для обучения математическим навыкам детей дошкольного и школьного возраста, в котором применяется мультисенсорный подход, и специальные наборы наглядно-практического материала, используемые при занятиях с детьми в ряде территориальных отделений Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы (территориальные отделения «Северное», «Кузьминки», «Тверское», «Чертаново», «Новопеределкино», «Сокол»). В соответствии с современным образовательным законодательством в отечественной педагогике все больше говорят и склоняются к индивидуальному проектированию образовательного маршрута для ребенка. В связи с этим понятие «ребенок, не способный к математике» должно потерять смысл и исчезнуть из лексикона учителей, родителей, школьников и общества.Учащиеся с низкими академическими результатами, с накапливающимся незнанием из социально незащищенных семей, с ограниченными возможностями здоровья, пропустившие занятия по болезни должны быть обеспечены постоянной поддержкой, которая позволит им вернуться в основной поток. Это важно как для повышения гарантированного минимума математической компетентности в обществе, так и для повышения эффективности обучения основной группы учащихся в столичном мегаполисе. Поэтому данное пособие, включенное в методическую канву занятия, позволяет восполнить имеющиеся пробелы, закрепить сложные темы, а главное – привить к математике отношение как к увлекательному процессу, а не как к скучному и нелюбимому учебному предмету. Так в чем же особенность «Нумикона»? На начальном этапе формирования предпосылок к усвоению счетных операций (дочисловой период) пособие позволяет формировать представление о цвете, форме, величине, длине. И весь этот процесс проходит в игровой форме с максимально задействованными сенсорными (чувственными) анализаторами: зрительным, тактильным, слуховым. Все формы в наборе можно рассмотреть, потрогать, попробовать на зуб (предусмотрено, что ребенок не может проглотить случайно детали пособия), придумать различные названия. На следующем этапе (числовой период) дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания. С помощью данного методического приема у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях. «Нумикон» помогает наглядно усвоить сложение и вычитание, поразрядное образование чисел, приблизительное оценивание, деление, умножение и многое другое.Технология обучения счетным операциям с помощью мультисенсорного пособия «Нумикон» подходит как для детей с нормативным психофизическим развитием, так и для детей, имеющих трудности в усвоении счетных операций. Данное пособие универсально, и в руках опытного педагога оно дает великолепные результаты при работе с детьми разных возрастных категорий и стартовых возможностей. С 4 лет дети с удовольствием занимаются с использованием мультисенсорного пособия, а еще раньше – просто играют в него. В начальных классах при изучении ряда тем «Нумикон» настоящая палочка-выручалочка. Например, разрядное строение числа, неравенства, переход через десяток, четные-нечетные числа. И, конечно, использование данного пособия позволяет индивидуализировать процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями, максимально задействовав сохранные анализаторы получения информации и выстраивая прохождение материала с учетом возможностей ребенка и зоной его ближайшего развития. «Нумикон» рекомендован к использованию при обучении детей с нарушениями интеллекта, слуха и речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с РАС. Главное – помнить, что какой бы уникальной ни была выбранная технология, не стоит ждать сиюминутных результатов и сравнивать своего подопечного с другими детьми. У каждого ребенка своя скорость роста и свои неповторимые особенности в усвоении нового. И для каждого важна ситуация успеха, личного достижения, возможности сделать завтра то, что не сумел сегодня. И тогда математика будет любимым предметом вашего будущего ученика!Мнение экспертаМультисенсорное пособие Numicon универсально, и его использование охватывает широкий спектр решения выявленных проблем. Для всех детей: расширение практического опыта решения математических задач, качественное усвоение математических терминов, формирование стойких зрительных образов о числах, развитие навыков планирования и контроля, умение работать в парах и группах. Для особых детей: возможность усвоения сложных математических действий в наглядно-практическом плане, наглядность самопроверки, поиск правильного решения экспериментальным путем, расширение спектра сенсорных эталонов, необходимая визуальная и практическая основа абстрактных математических терминов и действий.Ольга ЕГУПОВА,руководитель лаборатории инклюзивных практик Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы, сертифицированный эксперт по технологии Numicon

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте