Пятнадцать лет прошло с того времени, как тогдашний министр образования провозгласил: воспитанием должны заниматься не школы, а семьи. С тех пор классными руководителями никто не занимался. Шло время, менялась страна, менялись дети, не менялись (во всяком случае официально) стиль и методы работы классных наставников. Их никто не учил, их никто не переподготавливал, каждый трудился на воспитательной ниве так, как подсказывали ему совесть, ум, опыт. Национальный проект в образовании, предусматривающий доплату в 1000 рублей каждому классному руководителю, сделал проблему качества его работы чрезвычайно актуальной. Какие планы строят по этому поводу руководители системы повышения квалификации?
Людмила ОЛИФЕРЕНКО, доктор педагогических наук, профессор, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки кадров, Московская область: Воспитанием должен заниматься каждый учитель
В армии педагогов работают миллионы, эта профессия массовая, так вот все ли были призваны в профессию по совести и таланту? Давайте вспомним прошлые годы, когда в педвузы не было конкурса, когда туда шли те, кто больше никуда не мог устроиться. Когда я провожу конкурс «Учитель года Московской области», то вижу: есть талантливые учителя, а детей не любят, на детях самоутверждаются. Классные руководители работают с ребятами по-разному в зависимости от того, как они относятся к своей работе, как они к ней подготовлены. С одной стороны, сегодня никаких проблем нет – по тысяче доплатят каждому классному руководителю. С другой стороны, возникает вопрос – доплачивать будут за ту же самую работу?
На самом деле проблема есть. Дело в том, что в школах как таковой должности классного руководителя в перечне должностей нет. У нас существует учитель, на него в дополнение к преподавательской работе, возлагают обязанности по классному руководству. До 1992 года действовал устав школы, утвержденный правительством, в котором был пункт, согласно которому администрация школы назначала классных руководителей из числа лучших учителей. Когда в 1992 году был принят Закон РФ «Об образовании» и появилось Типовое положение о школе, о классном руководителе не было нигде сказано ни слова. Однако осталась традиция назначать классного руководителя и возлагать на него те обязанности, которые считала нужным администрация школы. Классным руководителем при этом мог быть учитель, которого никто, никогда, ничему (ни в училище, ни в вузе) относящемуся к воспитательной работе не учил, который знал лишь содержание предмета и методику его преподавания. О методике воспитательной работы ему могли немного рассказать в общем курсе педагогики.
Если мы возьмем некоторые программы школьного воспитания, то увидим: вся работа – 12 направлений деятельности – вынесена во внеурочное время, и всем этим классный руководитель должен заниматься во второй половине дня. Раньше это было возможно, теперь, в соответствии с законодательством об образовании, ребенка можно задержать в школе после уроков только тогда, когда это записано в расписании. То есть если учитель проводит классный час, а его в расписании, естественно, нет, то по закону ребенок может на него не остаться. Тогда для меня, как для человека, который всю жизнь занимается воспитанием и имеет стаж 47 лет, возникает вопрос: кто же все-таки должен заниматься воспитанием как целенаправленным и системным процессом? Я глубоко убеждена, что этим должен заниматься каждый учитель, потому что обучение обязательно для каждого и, следовательно, в процессе обучения решаются все вопросы – нравственные, духовные, поведенческие, коммуникативные и так далее. Стало быть, каждый педагог силами своего предмета должен воспитывать своих учеников. А если мы говорим о внеурочной работе с классом за пределами учебной деятельности и хотим, чтобы этим тоже занимался учитель не только как предметник, а в статусе классного руководителя, то нужно внятно сказать, что же сейчас мы от него хотим получить. Мы хотим от классного руководителя, чтобы он создавал классный коллектив, установил некие правила, нормы, чтобы каждому ребенку было в этом коллективе комфортно и безопасно. Так вот, если выстроить приоритетные задачи, без решения которых не могут жить ни школа, ни классы, то их набирается очень много, и все – главные. Коллектив создается не словами, а в деятельности. Эту деятельность нужно организовать. Нужно ли за это доплачивать? Конечно. Но сначала все-таки необходимо, на мой взгляд, сесть вместе со специалистами по воспитательной работе, экономистами и серьезно разобраться: за что мы хотим доплачивать. Хотим заплатить за то, что учитель уже делает в рамках классного руководства, или дать тысячу и добавить ему работы? Никто этого вопроса не задает, а потому на него никто и не отвечает. Методические указания, которые подготовлены, говорят о том, что работы прибавится и она, может быть, даже превысит объем преподавания предмета.
С юридической точки зрения, на мой взгляд, нужно заключить дополнительное соглашение с учителем (договор по основной трудовой деятельности у него уже есть) и прописать в нем: сколько платит само учебное заведение за классное руководство, сколько – 1000 рублей – доплачивает федеральный уровень и что от него за эти деньги хотят получить. Тогда мы будем готовы заново обучить классных руководителей, чтобы они все это могли выполнить. Мне кажется неправильным считать, что дали деньги только потому, что зарплата мала. Думаю, все же это сделано для того, чтобы люди работали лучше, если им платят больше. Но при этом им нужно объяснить, что такое лучше, что в работе должно быть обязательным, а что – второстепенным. Кроме того, сегодня в разных регионах за классное руководство доплаты разные. Во-первых, их устанавливают сами учреждения, во-вторых, по России есть целый спектр этих процентов, кто-то платит 20, а кто-то и 5-7 и так далее. На себя это берет не школа, а муниципальная администрация, которая теперь постарается снять свои доплаты под предлогом того, что нет денег в местных бюджетах. Поэтому в разных территориях классный руководитель опять будет получать разные деньги. Встанет вопрос: кто, где, сколько и за что получает. Иначе говоря, за какую работу и за какой результат.
В каждой школе есть свои особенности работы классного руководителя, которые зависят от того, какой это класс, какая эта школа, в каком районе и в каком городе расположено это учебное заведение. Это вносит свои коррективы в работу классного руководителя, а еще у него есть работа с подопечными, группами риска, стоящими на учете в милиции, с родителями, профилактика вредных привычек, приобщение к физкультуре и спорту, укрепление здоровья детей, работа с семьями и микрорайоном. Может так получиться, что учитель (живой ведь человек!), у которого полторы-две ставки, предпрофиль и профиль, ЕГЭ, углубленное изучение, индивидуальная работа и факультативы, начав отрабатывать доплату и заниматься серьезно воспитательной работой, снизит качество обучения. Поэтому было бы ошибкой заставлять его заниматься всем сразу. Не может быть одинаковых советов, рекомендаций и методик, не может быть универсальных программ повышения квалификации. В то же время получить учителя-предметника на переподготовку в объеме 500 часов по классному руководству и воспитанию нереально, хотя и очень полезно. Поэтому мы завели порядок: всем предметникам, которые приезжают к нам на повышение квалификации, читаем обязательный курс по воспитанию как классным руководителям, априори предполагая, что они ими или являются, или станут. Теперь мы должны будем определиться с проблемами, стоящими перед системой образования, потом выявить задачи, затем исполнителей, которые будут их решать, наконец, определить, чему их нужно учить. Например, определить, какой объем психологических знаний дать классному руководителю, чтобы он, малограмотный в психологии, мог заниматься личностью ученика. Нельзя дать 12 часов психологии, нужно давать последовательно несколько курсов по мотивации, особенностям личности, конфликтологии. Однако та же конфликтология предусматривает курс в 72 часа, предположим, можно сократить его вдвое, но меньше нельзя давать, ведь учитель должен чаще всего уметь предотвращать конфликт. Вообще на классного руководителя возложат ответственность за качество воспитательной работы, значит, нужно хорошо его обучить, и тут появляются совсем иные задачи у системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Думаю, во многом помог бы переход на штатно-окладную систему оплаты труда учителя, при которой четко определятся объем предметной нагрузки и объем воспитательной работы. Так работает вся Европа, и не резон нам от нее отставать, если хотим, чтобы учитель работал качественно не только на уроках, но и как классный руководитель.
Комментарии