Тема «Понятие брака. Права и обязанности супругов». Старшие классы. Два академических часа.
Цели
Учащиеся получают представление о ценности семьи для каждого человека, о ее назначении в жизни общества, о нормах нравственного порядка в отношениях между супругами и важности законодательного регулирования самостийных отношений.
Основные понятия
Семья, брак, брачный договор, личные и имущественные права и обязанности супругов, регистрация и расторжение брака.
Ход урока
Вариант 1. Учащиеся заранее получили задание обсудить тему: «Зачем человеку семья?» Как вы понимаете выражение «счастливая семья», «крепкая семья»?» (Дает возможность использовать межпредметные связи с литературой. Написание эссе).
Вариант 2. Перед началом урока вывешиваются плакаты или дается раздаточный материал с афоризмами по темам: 1) «Счастье», 2) «Семья и брак». Можно вывесить их на специальном стенде за неделю до этого. Перед аудиторией ставятся вопросы: «Что семья дает государству?», «Что семья дает человеку?». Результаты обсуждения записываются на доске в виде таблицы.
Учащиеся приходят к выводу о необходимости и важности семьи в жизни каждого, дают оценку тем преимуществам, которые обеспечивает семья, и видят заинтересованность государства в защите семьи, так как она дает ему граждан, налогоплательщиков и т. д.
Основная часть
После этого ставится задача: попытаться понять, как происходит рождение новой семьи и каким образом следует вести себя в различных жизненных ситуация, связанных с семейными правоотношениями. Здесь уместно вспомнить, что такое «правоотношения», их признаки (из темы «Как возникают правовые отношения?»), и что любое правоотношение возникает на основании юридического факта. Учащимся предлагается назвать такой факт для возникновения семейных правоотношений, чтобы подвести их к выводу о том, что государство охраняет и защищает семью и ее отдельных членов с помощью закона на основании юридического факта заключения брака.
Далее следует беседа о выборе спутника жизни, о поведении людей в моменты добрачных отношений (проявляют самые хорошие черты своего характера и т. п.). Учащимся предлагают назвать 5 черт характера, которые они хотели бы видеть в спутнике жизни (отдельно для юношей и девушек), и объяснить, почему. Результаты записываются на доске.
Следующий этап может выглядеть, например, как небольшой театрализованный фрагмент обычаев сватовства и помолвки, существовавших на Руси и отошедших в прошлое (использовать кукол или учащихся). Или, возможно, использовать подготовленные ребятами (учителем) небольшие сообщения о традициях заключения брака у разных народов мира, которые позволяют увидеть существующие различия, например, в возрастных рамках, наличии приданого или, напротив, выкупа и т. п. Эти различные интересные детали оживляют эмоциональный фон урока.
Далее переходим к условиям заключенного брака в современный период. Используя текст учебника или Семейного кодекса, выделяем условия, обязательные для вступления в брак, и обстоятельства, препятствующие этому. После чего предлагается определить, возможен ли брак в следующих случаях:
1) Гражданин Котов подал губернатору жалобу на отдел загса, указав в ней, что сотрудники этого учреждения отказались принять у него заявление, чтобы зарегистрировать его брак с гражданкой Семеновой, которая прислала в загс письменное согласие на брак, заверенное у нотариуса. Прав ли он?
2) Людмила и Олег заключили брак по просьбе их родителей. В органы загса они пришли добровольно. Спустя три месяца жена потребовала признать брак недействительным в силу принуждения ее к его заключению. Права ли она?
3) Друг и любимый человек Татьяны, у которой недавно погибли родители, уезжает после окончания института в длительную заграничную командировку и предлагает ей вступить с ним в законный брак. Таня была бы счастлива стать женой Володи, но уверена, что их «не распишут», ибо она не достигла еще совершеннолетия. Права ли Таня? Аргументируйте свой ответ.
Здесь же можно продемонстрировать видеоматериал (например, фрагмент из к/ф «Брак по-итальянски», где брак был признан недействительным с соответствующим пояснением). Отказ от регистрации брака по каким бы то ни было иным основаниям: в связи с расовыми, национальным, религиозными, социальными и иными различиями – запрещен и рассматривается как грубое нарушение прав человека. (Это утверждение можно сопроводить графическим изображением статьи 16 «Всеобщей декларации прав человека»).
Далее следует рассказ о процедуре заключения брака и о том, что понимают под «гражданским браком». Можно предложить учащимся высказаться о следующих полярных точках зрения на брак (раздаточный материал № 1 ):
Или учащимся предлагается найти правовые ошибки в юмористическом тексте (раздаточный материал №2).
Можно поставить перед подростками вопрос: «Каким должен быть, по их мнению, срок между подачей заявления в органы загса и свадьбой? Почему?»
Следующее понятие, которое вводится на уроке, это личные и имущественные права и обязанности супругов. Можно сопроводить готовой таблицей или попросить учащихся поработать над такой таблицей в группах, сравнив результаты. Очень важно обратить их внимание на то, что личные права предельно насыщены нормами нравственного порядка, они не имеют денежного эквивалента, не могут быть предметом каких бы то ни было сделок. А вот имущественные права могут. Юридическое соглашение между женихом и невестой или мужем и женой, касающееся имущественных отношений, – это брачный договор. Учащимся раздается примерный образец такого договора (В домашнем задании предлагается составить свой собственный, исходя из условного списка имущества жениха и невесты).
Затем объясняется отличие «законного режима имущества супругов» от «договорного режима имущества супругов». Учащимся предлагается выбрать, какой режим успешнее решает проблему раздела имущества при расторжении брака и подумать, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи – героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. После этого возможна работа в группах или даже парами с раздаточным материалом и заданием произвести раздел имущества супругов, которые решили развестись. (Варианты прилагаются).
Заключительная часть урока включает рассмотрение вопроса о причинах развода (в прошлом и настоящем) и описание процедуры расторжения брака. Здесь уместно использовать дополнительный материал о социально одобряемых причинах развода в прошлом и настоящем. Попросить учащихся высказать свое мнение о причинах, по которым, по их мнению, брак лучше расторгнуть. Результаты можно отобразить на доске в виде таблицы.
После описания процедуры развода учащихся следует сориентировать на позитивный выход. С этой целью можно дать, например, задание по Д. Карнеги.
Окончание
С целью закрепления проводится блиц-опрос по основным введенным понятиям:
1. Что такое брак?
2. Каковы условия вступления в брак?
3. Разъясните договорной и законный режим имущества супругов.
4. Каков порядок расторжения брака?
Домашнее задание: 1) Составить брачный договор. 2) Рассчитать семейный бюджет.
Тема «Понятие брака. Права и обязанности супругов». 8-й класс
Наступило самое прекрасное время в вашей жизни – юность. Вы уже многое знаете, многое умеете, вы чувствуете себя взрослыми. Но это и самое сложное время в вашей жизни. Время выбора. Вы должны решить, чем заниматься в будущем, как устраивать свою жизнь. Пройдет еще несколько лет, и кто-то из ваших друзей пригласит вас на свадьбу. А через некоторое время уже вы будете приглашать друзей на свою. У вас появится своя семья.
Институт семьи зародился в обществе много веков назад. Истории известны многочисленные формы семьи. Считается, что самой первой была патриархальная семья, в некоторых случаях количество ее членов доходило до двухсот человек. Прошли столетия, но институт семьи сохранился. Задумайтесь: почему? Зачем человеку семья? А что семья дает государству? Вне всякого сомнения, вы уже знаете о том, что представляют собой семейные отношения. Давайте попытаемся понять, как же происходит рождение семьи и каким образом следует вести себя в различных жизненных ситуациях. Мы уже пришли к выводу, что семья важна для государства, поэтому она находится под его защитой. Это предусмотрено Конституцией РФ. Конституционный принцип, по которому семья, материнство, детство находятся под защитой государства, развивается во многих законодательных актах, основным из которых является Семейный кодекс РФ. Семейный кодекс отвечает на вопрос, с чего начинается семья. Любое правоотношение возникает на основании юридического факта. Таким фактом в семейном праве является брак.
К выбору своего спутника жизни следует отнестись серьезно. Интерес партнеров друг к другу может изменяться, поэтому не следует особо спешить с заключением брака. Отношения, возникшие в первое время после знакомства, можно расценивать, как наивысший пик потенциальных чувств. Принято считать, что в дальнейшей совместной жизни спутник жизни никогда не сможет проявить себя лучше, чем в момент добрачных отношений. Те отрицательные черты характера, продемонстрированные партнером до брака, вероятнее всего, усилятся в период совместной жизни. Хотя подобное утверждение спорное, и, безусловно, люди меняются с течением времени при взаимном влиянии друг на друга. Обычно за месяц до предполагаемой свадьбы жених и невеста подают заявление в государственный орган загса на территории России, причем необязательно в тот, который находится по месту их жительства. Если один из желающих вступить в брак не может прийти с другим в загс и подать совместное заявление, можно представить отдельные заявления, причем, подпись неявившегося должна быть нотариально удостоверена.
Регистрация брака, как правило, совершается в торжественной форме. Сотрудник загса произносит торжественную речь, спрашивает жениха и невесту о согласии заключить брак. Звучит музыка, все поздравляют молодых. В последние годы в России многие молодые пары сопровождают брачные церемонии обрядом венчания, который осуществляется после регистрации брака. Венчание само по себе не порождает никаких юридических последствий. Чтобы союз мужчины и женщины был действительным, закон требует соблюдать определенный порядок и условия заключения брака. Если предусмотренные законом порядок или условия заключения брака будут нарушены, а также, если мужчина и женщина заключают брак без намерения создать семью, брак будет признан недействительным. Отказ от регистрации брака по каким бы то ни было основаниям: в связи с расовыми, национальными, социальными и иными различиями – запрещен и рассматривается как грубое нарушение прав человека.
В загсе устанавливается день и час регистрации брака. Присутствие жениха и невесты обязательно. После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные – неимущественные и имущественные. В реализации своих личных неимущественных прав и обязанностей муж и жена равноправны. Обязанности супругов сводятся к тому, чтобы строить свои отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. К личным относятся права и обязанности супруга, затрагивающие его личные интересы. Они, по идее, свободны от всяческого расчета. Их основу составляют желательные, одобряемые государством действия и поступки, касающиеся личной жизни мужа и жены как участников семейных отношений. Они теснейшим образом связаны с правами, предусмотренными ст. 23 Конституции РФ (на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени). Но эта связь имеет довольно сложный характер, поскольку предполагается, что прочность семьи во многом зависит от наличия или отсутствия добрых чувств друг к другу, взаимного доверия. Поэтому так называемые личные тайны одного из супругов могут считаться само собой разумеющимися, в других – могут породить конфликты, способные привести к разводу (если один из супругов скрыл от другого венерическую болезнь или ВИЧ-инфекцию, можно обратиться в суд с требованием признать брак недействительным). Но несомненно, что супруги вправе совершать действия, направленные на соблюдение неприкосновенности их частной жизни, с пониманием относиться к личной тайне другого, защищать не только свою честь, доброе имя, но и честь, доброе имя мужа или жены. Число перечисленных Семейным кодексом личных прав супругов сравнительно невелико. Причина тому – специфика этих прав: их трудно подчинить прямому воздействию закона, поскольку качество их выполнения во многом зависит от душевного мира человека, его отношения к таким понятиям, как долг, ответственность перед семьей и т.п. Вот почему личные права предельно насыщены нормами нравственного порядка.
Например, согласно п.1 ст.31 Семейного кодекса, каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессий, мест пребывания и жительства. В Семейном кодексе имеется в виду, что согласие или несогласие супруга на профессию другого правового значения не имеет. В худшем случае, разногласия на этот счет могут привести к серьезным конфликтам в семье и расторжению брака.
Подобного рода правила служат своеобразным ориентиром, одобряемой государством моделью поведения в семье участников семейных отношений. Призывая содействовать благополучию и укреплению семьи, Семейный кодекс имеет в виду не только ее материальную обеспеченность, но и здоровый семейный микроклимат. Личные права не имеют денежного эквивалента, не могут быть предметом каких бы то ни было сделок. А вот имущественные права могут. Большинство юристов советуют молодоженам заключить брачные договоры, ибо они помогут избежать конфликтов при разделе имущества. В него можно включать любые условия, касающиеся имущественных отношений супругов. Тем не менее закон защищает интересы людей и запрещает предусматривать в брачном договоре условия, унижающие кого-либо из супругов. Тот, кто не решился составлять, брачный договор и определять имущественные отношения друг с другом на основе взаимосогласованных правил, руководствуется юридическими нормами. При законном режиме имущества супругов все имущество, которое было у мужа и жены, остается их личным имуществом. Личным имуществом становятся и приобретенные в браке вещи индивидуального пользования (одежда и т.п.). Исключение: предметы роскоши – общая собственность. Личным считается и то имущество, которое один из супругов получил по наследству или в дар. Все остальное имущество, приобретенное супругами в браке, будет считаться их общей совместной собственностью. Супруги могут разделить совместно нажитое имущество, может быть, при этом доли каждого из них равны независимо от того, что кто-то из них работал, а кто-то занимался домашним хозяйством. Если добровольно разделить имущество невозможно по каким-то причинам, то супруги должны обратиться в суд. Суд произведет раздел имущества во время брака, во время его расторжения или в течение трех лет после его расторжения.
Каковы же причины расторжения брака? Существует мнение, что в странах христианской культуры еще несколько веков назад разводы были запрещены или допускались лишь в порядке редчайшего исключения. На самом деле это было достаточно типичным явлением. Можно даже назвать некоторые социально одобряемые причины развода, существовавшие в прошлом. Православная церковь считала основанием для развода неверность. В ХIХ веке в законодательстве Российской империи существовало немало оснований для развода: осуждение мужа или жены к «лишению всех прав состояния», его (или ее) «неспособность к брачному сожитию», «безвестное отсутствие» кого-то из супругов свыше 5 лет, «доказанное прелюбодеяние».
А вот мусульмане или евреи признают такую причину для развода, как невозможность иметь детей. В некоторых обществах неверные супруги наказывались тюремным заключением или даже смертью. Но обычно к нарушителям брачного договора применялись менее жесткие, но достаточно строгие меры. Так во многих обществах считалось, что они – люди аморальные и не должны воспитывать детей, которых оставляли другому, невиновному супругу (по этой причине была разлучена с сыном и Анна Каренина). По существу, развод рассматривался как кара за преступление, и разведенные осуждались общественным мнением.
В настоящее время все чаще встречаются такие причины развода, которые нельзя доказать перед судом. Это отсутствие общих взглядов и интересов, утрата любви, сексуальная неудовлетворенность. Суд уже не выясняет, кто из супругов виновен в распаде семьи. Вместо этого нужно лишь доказать сам факт прекращения супружеских отношений.
Расторжение брака осуществляют органы загса или суды вне зависимости от различных обстоятельств. В органах загса брак расторгается, если у супругов нет несовершеннолетних детей и оба они согласны на расторжение брака.
Приложение
Афоризмы из книги
Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. – М., 1990 г.
Все люди стремятся к счастью – из этого правила нет исключений; способы у всех разные, но цель одна…
Счастье – побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься.
Б. Паскаль
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
Л.Н.Толстой
Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать.
К. Гельвеций
Один алчный сказал: «Лучше мне иметь каплю счастья, чем бочонок ума», а философ ответил: «А мне бы каплю разума, чтобы достичь полноты счастья».
У дурака и счастье глупое.
Китайская пословица
…То, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.
А. Шопенгауэр
На счастье нет закона.
Русская пословица
Человек, посвятивший себя погоне за полным счастьем, будет несчастнейшим из людей.
А. Сталь
Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
К. Ушинский
Бояться несчастья – и счастья не видать.
Пока горя не увидел, счастья не поймешь.
Армянская пословица
Двумя обыкновенными причинами несчастья являются, с одной стороны, незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми, а с другой – мнимые потребности и безграничные желания.
Глупо, конечно, чувствовать себя несчастным из-за того, что когда-нибудь станешь несчастным.
Сенека
Счастью не верь, а беды не пугайся.
Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу.
Д. Юм
Брак – слишком совершенное состояние для несовершенного человека.
Н. Шамфор
Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе.
Л. Толстой
В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам.
В. Ключевский
То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.
М. Монтень
Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, Сократ ответил: «Делай, что хочешь, – все равно раскаешься».
Если к сорока годам комната человека не наполняется детскими голосами, то она наполняется кошмарами.
Ш. Сент-Бев
Раздаточный материал №1
Прочитайте две разнополярные точки зрения на брак и сделайте собственные выводы:
«В гражданском браке, то есть незарегистрированном, есть много плюсов. Здесь нет угроз наказания, человек чист перед собственной совестью. Это брак по любви. Сейчас много разводов. Такие процедуры травмируют. Сама по себе запись еще не удержала в браке никого. Незарегистрированные отношения могут быть длительными и прочными. Регистрируются брачные аферисты. Можно быть бессовестным и безответственным и в зарегистрированном браке.
Наши брачные формальности надо упростить, чтобы люди жили по зову сердца, любви и взаимному уважению». (А. Егидес, профессор университета).
«Отрицательная сторона гражданского брака – отсутствие корней. Люди не могут отметить ритуально его годовщину. В гражданском браке нет стабильности. История любви и совместной жизни Екатерины II с графом Орловым закончилась печально. Гражданские браки основаны на страстных эмоциях и потому недолговечны.
У сожителей всегда отрицательные моменты при общении с другими людьми. Отрицательно влияет и общественное осуждение. Общество гражданский брак не принимает».
Раздаточный материал №2
Найдите правовые ошибки в юмористическом тексте:
Возможно, это знают не все, но традиция надевать во время свадьбы супругу кольцо на палец идет из Древнего Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы показать: теперь он лишен свободы и стал собственностью господина.
Обряд-то, конечно, красивый. Он надевает кольцо ей… И делает своей собственностью. Она надевает кольцо ему… И делает его своей собственностью.
Раздаточный материал № 3
Автор получивших широкую известность книг «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», «Как перестать беспокоиться и начать жить» Д. Карнеги выделил семь правил, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:
1) Не ворчите.
2) Не старайтесь перевоспитать своего супруга.
3) Не критикуйте.
4) Искренне восхищайтесь достоинствами.
5) Уделяйте внимание супруге.
6) Будьте вежливы.
Что бы вы исключили из этого списка и что добавили?
Ксения МАЛОВА, преподаватель энерготехникума
Владивосток
Комментарии