Вера ДИДЕНКО, учитель года-2018 Томской области, не называет то, что делает, работой. Она просто идет в школу – приносит сюда свои знания и умения и многое получает взамен.
– Видимо, мне не хватило 11 лет учебы, поэтому я продолжаю ходить в школу и учиться, – смеется Вера Валентиновна, учитель математики Итатской средней школы. – Ощущаю себя на своем месте отлично, чувствую себя полезной и нужной в своей школе. Мою профессию со мной разделяет и мой любимый человек, супруг, а «наши» дети – ученики школы – вдохновляют на педагогические открытия и бесконечное самообразование. Мне есть у кого и чему учиться. Уже много лет дарят свое сердце детям мои коллеги, виртуозы, по моему мнению, замечательные, опытные и мудрые люди, которые с удовольствием делятся своим опытом. Я счастливый учитель! Потому что «счастье – то, что чувствует любой человек, совпавший со своим предназначением».
Счастливый человек Вера Диденко в 2018 году стала самым молодым победителем конкурса «Учитель года» за всю его историю в Томской области, ее стаж всего на тот момент был 6 лет. Но каких лет!
О существовании маленькой Итатской школы за 60 километров от Томска, в которой сейчас учатся 272 ученика из двух поселков, она не знала до 2012 года, когда после переезда из Казахстана окончила магистратуру Томского педагогического университета. Подрабатывала репетитором, искали с мужем жилье, и тут выяснилось, что в Итатке, где нужны математик и физик, его предоставляют. В сельской школе сразу поразила масса новейшего оборудования: маленькая Итатка – лидер по внедрению цифровых образовательных технологий. Опасалась, конечно, не была уверена, что все получится. Но коллектив быстро стал второй семьей, директор Геннадий Дубок – родным человеком, а заслуженный учитель РФ Татьяна Дубок – настоящим наставником. Семья Диденко проложила дорогу в Итатскую школу молодым, теперь их здесь уже 10. «Семейственность» школе только помогает: интеграция географии с химией, истории с русским, физкультуры с английским, математики с физикой идет куда энергичнее, когда учителя обсуждают совместную работу еще и дома.
Уже в первый год работы Веры Валентиновны в школу прибыли сотрудники компании Wellcom, чтобы показать технические возможности модели обучения «1 ученик: 1 компьютер», школа начала внедрять ее одной из первых в области. На базе 33 нетбуков в сотрудничестве с международным проектом Intel «Обучение для будущего» был собран мобильный компьютерный класс, а школе присвоен статус экспериментальной площадки кафедры информационных технологий физико-математического факультета ТГПУ по направлению «Цифровая школа: педагогическое проектирование информационно-образовательной среды в условиях сельской школы».
– Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации, как двигаться дальше, – говорит Вера Валентиновна. – Технология электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер» с использованием персональных компьютеров учеников предоставляет педагогу возможность организовать такой урок с учетом требований ФГОС. Можно использовать нетбуки, когда работу одного ученика надо показать всему классу. Мне понравилось использовать эту функцию при анализе контрольных или самостоятельных работ, проверке домашнего задания. Можно направить веб-камеру на тетрадь, и на экранах всех учащихся мгновенно появится это изображение. Кроме того, программа позволяет контролировать действия учеников, так как все экраны учащихся учитель видит на своем компьютере, может управлять компьютерами и действиями учеников со своего места. Достоинств у такой модели обучения, при которой у каждого учащегося на столе свой персональный компьютер, достаточно много. При использовании таких устройств ребенок попадает в знакомую ему на сегодняшний день виртуальную среду, а через нее гораздо проще найти подход и заинтересовать своих подопечных, их мотивация неуклонно растет, а вместе с ней и качество знаний, через такую технологию обучения мы готовим школьников к работе в современном мире. Сложность на начальном этапе заключалась в том, что при подготовке урока по модели обучения «1:1» приходилось готовить и запасной вариант событий на случай, если сеть даст сбой. Нужно быть морально готовым к тому, что придется на ходу перестраивать урок.
Впрочем, по мнению Веры Валентиновны, главное – не лениться: учителя не имеют никакого права на это, всегда должны совершенствоваться и учить этому детей:
– Мой девиз не только в профессии, но и в жизни: «Невозможное возможно, нужно лишь приложить достаточно усилий». Этому я хочу научить своих ребят. По-другому я назвала бы это трудолюбием. Если мои ученики научатся трудиться и верить при этом в свои силы, то они смогут добиться всего, чего пожелают.
Как же сложно было научить 11‑й класс записывать точный ответ к задаче! Вроде решение правильное, а ответ не записан или записаны все найденные величины. И она нашла решение. Научилась делать интерактивные электронные тесты, теперь все контрольные в них и пишут. Очень удобно: ответ принимает только в виде десятичной дроби, можно ограничить время на выполнение заданий, и оценка сразу же после окончания выполнения работы. Один из плюсов тестовой технологии – полная объективность, так как компьютер самостоятельно ставит оценку по схеме, которую указал учитель. Никаких обид на педагога в случае низкого балла не возникает. Ребята стали признавать, что плохая оценка – это их вина. Кроме того, 11‑й класс сравнил тесты с ЕГЭ – записывать ответ так же страшно, ведь от правильности записи зависит оценка, компьютер оценивает только конечный результат. А привыкнув к электронным тестам, они стали не так бояться «великого и страшного» экзамена.
Труд и усилия дают результат – это то, о чем она беседует с родителями учеников, у которых ведет уроки. Не нужно обвинять учителя, шумного одноклассника или плохую погоду в своих неудачах, нужно искать пути решения проблем. Тем более что в этом всегда помогут Интернет и учитель.
– Использование информационных технологий способствует переходу на более осознанное и самостоятельное обучение, обучение в течение всей жизни, – считает Вера Диденко. – Это одна из тенденций развития сегодняшнего образования. Но компьютер не заменит учителя. Компьютер не сможет вдохновить на обучение, не добавит уверенности. Говоря словами профессора Патрика Саппса: «Доверьте компьютеру выполнять самую монотонную работу по обучению, и вы освободите учителю руки для творчества». Я часто сталкиваюсь с такими ситуациями, когда нужно именно заставить поверить в свои силы, а дальше пазл в отношениях с математикой складывается отлично. В каждом классе находится пара ребят, которые говорят, что они гуманитарии и им «не дана» математика. Нет, математика доступна всем без исключения, это я стараюсь показывать ребятам на своих уроках. Здесь важно переломить позицию «мне не дано». Для этого нужно лишь, чтобы наш нелюбитель, пусть даже под чутким руководством, пришел к первому самостоятельному решению. В этот момент наступает инсайт, ребенок изумляется: «Надо же, я смог!» Получилось раз, другой, третий – и постепенно математика увлекает, ребенок начинает чувствовать свою состоятельность и уверенность.
А вдохновляет учеников Диденко на изучение математики ее ежедневное применение в жизни. Обучая детей, она старается решать одну из важнейших проблем математического образования – оторванность знаний от жизни. Для этого они с детьми рассматривают прикладные задачи на уроках, проводят встречи с людьми различных профессий и выясняют, где им пригодились знания математики, в качестве домашних заданий через возможности «облачных» технологий создают ментальные карты «Математика +», где каждый прибавляет свое применение изученного на уроке материала. Наибольший интерес у детей вызывают задачи, в основе которых лежат их собственные вопросы. Причем иногда эти вопросы напрямую математики не касаются. Например, пятиклассники, обсуждая сказку «Курочка Ряба» на перемене, пошутили, что вот если бы у них появилось золотое яйцо, то их родителям можно было бы и не работать. Вера Валентиновна подхватила, в итоге ребята всерьез выполнили необходимые расчеты и представили свое исследование. Оказалось, кстати, что яйцо на наши деньги стоило бы всего 70 тысяч рублей. Так же, говоря о жизни, они пришли к исследовательским работам по темам «Что выгоднее: одноразовые подгузники или ежедневная стирка?», «Выбор посуды для школьной столовой: стекло или пластик?», «Как увеличить семейный бюджет во время кризиса?».
– Для меня важно, что такие практические задачи дают учащимся представление о возможностях использования математики для решения проблем, поставленных другими областями знаний. В практических задачах соединены достоверность описываемой ситуации и доступность ее математического разрешения средствами курса школьной математики. Кроме того, исследовательская задача на приложение математики – это учебная задача, и прежде всего она способствует обучению математике.
Исследования школьников, в основе которых лежат детские вопросы, самые яркие, потому что сама постановка задачи интересна школьнику. При этом они с удовольствием приобретают исследовательские навыки, проходят все этапы исследования: постановка проблемы, исследование, получение новых знаний. Изучают литературные источники, работают со справочниками, учатся анализировать и обрабатывать информацию, представлять результаты своей работы и отвечать за них самостоятельно. Интеграция знаний, полученная при таком подходе, делает их знания математики универсальными, подходящими под решение задач из любой области. Это то, что согласно исследованиям, которые проводили разработчики Атласа новых профессий, ждет нас в недалеком будущем, – знания на стыке наук. Но есть и простой секрет счастья в профессии, обретенный Диденко:
Комментарии