Неизвестно, станет ли «самоизоляция» словом года, но все шансы у него точно есть. На это слово у нас самый разный эмоциональный отклик, в том числе негативный, особенно если мы родители и часть учебного года провели практически взаперти с детьми. Не случайно Совет молодых педагогов при ЦС Общероссийского Профсоюза образования и клуб «Наставник» организовали акцию #СПАСИБОРОДИТЕЛЯМ. Учителя прекрасно понимают, что мамы, папы, бабушки и дедушки много времени провели за учебниками и у экранов гаджетов – помогая детям, контролируя их. Советы, которые вы прочитаете в этой статье, конечно, пригодятся не только для сложного нынешнего периода. И не только родителям, но и педагогам. Они касаются очень важной темы – общения с детьми!
Вопрос: зачем общаться?Исследование, проведенное во время всероссийского пребывания в четырех стенах, показало – 50% детей почувствовали, что стали ближе к своим родителям.Об этом рассказала на вебинаре «Правила эффективной коммуникации: как общаться с ребенком, чтобы помочь ему в обучении» руководитель направления по работе с учителями платформы Учи.ру, лауреат конкурса «Учитель года России»-2010 Екатерина Латыпова.Екатерина уверена: «Самоизоляция – период, когда мы с вами можем выстроить максимально эффективные, теплые взаимоотношения с нашими детьми». И это совсем не парадокс. Любой родитель скажет, что нынешней весной преодолеть главную сложность – помочь ребенку учиться дистанционно – можно было только при наличии нормальных, дружественных, деловых взаимоотношений со своими дочками и сыночками, без стрессов и конфликтов.Еще один спикер вебинара, доктор психологии, автор первой в России запатентованной методики развития эмоционального интеллекта у детей, автор книги для подростков «Коммуникация» Виктория Шиманская уверена: «Мы, родители, можем помочь детям как в развитии предметных навыков, так и тех навыков, которые сейчас считаются основными, чтобы успешно и счастливо жить в современном мире. Очень важен момент коммуникации, причем в первую очередь с самим собой, понимание своих эмоций, своих целей. Конечно, важна коммуникация родителей с детьми. Навык коммуникации важно поддержать и развить, потому что нашим детям предстоит общаться с учителями, сверстниками, а в будущем – с работодателями».«Мы заботимся о том, чтобы наши дети были успешны, чтобы они адаптировались к меняющемуся миру, – добавляет Екатерина. – С 60‑х годов спрос на выполнение рутинных повторяющихся задач, которые требуют ручного труда, только снижается. Все заменяется автоматизацией, роботами. Динамично растет спрос на умение решать задачи, требующие совместной работы».Вопрос: как общаться?Виктория Шиманская предложила родителям и педагогам семь правил, уточнив, что их, конечно, намного больше. Эти правила вы видите на слайде. Виктория пояснила некоторые из них:- Почему важно переформулировать задачу? Мы говорим с нашими детьми в режиме одного вида коммуникации – произносим слова, если ребенок не слышит – произносим громче, кричим. Это приводит к непониманию, скандалам, тупикам.- О целях. Дети учатся не только для того, чтобы получать пятерки, есть более важные задачи обучения. Как научиться говорить на языке интересов? Нам кажется, что дети ничего не хотят. Но на самом деле они хотят учиться, хотят быть успешными.- Все боятся ситуации: а если ребенок не сдаст экзамены? Об этом ниже.- У каждого ребенка есть выбор и индивидуальная траектория развития.Самая большая проблема: более 80% детей хотят учиться в школе хорошо, но менее 30% идут в школу с удовольствием и обучаются с удовольствием. Дети не понимают: зачем учиться? Сегодня сдают тест – завтра забывают материал, который зубрили.Лайфхак: сказка «Репка» и высшая математикаЗадание от психолога: расскажите ребенку сказку «Репка», чтобы он ее запомнил. Посыпались варианты, Виктория и Екатерина добавили свои, получился такой список – инсценировать, пропеть, прочитать, сделать комикс, посчитать героев, подготовить пантомиму, слепить героев, показать кукольный театр, посадить реальную репку и наблюдать, как будет расти.«Даже высшую математику можно рассказывать теми же способами, – считает Виктория Шиманская. – Есть дети, которые хорошо понимают язык схем, а есть дети, которым нужно показать видеоролик. Замечательно, когда одни ребята объясняют другим сложную тему.Эти практики могут использовать и родители, и учителя, да и сами школьники. Прочитать параграф учебника – только один вариант, есть еще минимум четыре. Вариант для современных подростков – создать инстаграм Наташи Ростовой, ведь аналог инстраграма тогда существовал – альбом светской барышни.Итак, если ребенок нас не понял, мы пытаемся это спеть, инсценировать, находим интересный ролик, представляем информацию в виде схемы или рисуем. Это касается и воспитательных моментов. Уверена, что таким образом ваша коммуникация с ребенком наладится. Но самое главное – он сам научится, прочитав параграф в учебнике, переформулировать его. Это важное умение, на экзамене в том числе».Вопрос: что делать, если у ребенка есть интерес, но он не хочет прикладывать усилия?Виктория Шиманская: «Возможно, цель кажется слишком далекой мечтой. Например, ваш сын хочет стать врачом, но не хочет лишний раз заниматься биологией.Скорее всего, препятствием, когда есть интерес, являются два момента. Задача кажется слишком большой, сложной, и ребенок не знает, как к ней подступиться. Второе – интерес сформулирован не тем способом. И тут мы расширяем эти возможности (исследуем карту профессий, советуемся со знакомыми и так далее). Найдите способ, который этот интерес переведет на следующий шаг. Самое главное – не давить. Принцип маленьких шагов работает. Смотрим, что у ребенка хорошо получается, хватаемся за эту возможность и начинаем ее раскручивать.Когда мы начинаем говорить на языке глубинных желаний, это может привести к тому, что ваш ребенок не будет отличником. Но поверьте, отличник – это часто большая трагедия. Многие взрослые это подтвердят. Если школьник получает только пятерки – это вырабатывает на уровне нейрофизиологии навык получения отличных оценок. И этот навык затмевает собственные желания. Я научился делать на пятерку, потому что должен. А что меня на самом деле радует? На работе такие люди хорошие исполнители, но они не могут реализовать себя в жизни».Вопрос: что делать, если ребенок совсем не хочет учиться?Екатерина Латыпова: «Отсутствие интереса к познанию, наверное, маркер стресса. Не может быть, чтобы ничего не было интересно. Может быть неинтересна сама учебная деятельность – хождение в школу, одноклассники, сидение за партой, звонки, учителя. Скорее всего, проблема в коммуникации. Сложно представить, что ребенку неинтересно смотреть мультики или фильмы, где познавательная составляющая присутствует, или играть в обучающие компьютерные игры, например».Виктория Шиманская: «Думаю, что каждый человек хоть раз в жизни испытывал это состояние – ничего не хочется! Мы находимся в состоянии информационного давления, усталости, стресса и перегрузки. Надо снизить напряжение. Нужно не бояться делать перерывы, отказываться от дополнительных активностей. Ребенку нужен спорт, но не спорт достижений, а физическая активность. Что касается познания – выберите отдельные сферы или даже одну из них. Попробуйте форму учебного процесса отделить от содержания. Что важно? Чтобы ребенок окончил школу, научившись познавать, чтобы он умел работать с разными видами материалов.Часто у школьника что-то не получается из-за слишком высокого темпа, который ему задают извне. Особенно призываю обратить на это внимание родителей детей младших классов и старшей школы. Найдите темп вашего ребенка, он индивидуальный у каждого человека».Лайфхак: не живите иллюзиямиПсихолог Виктория Шиманская понимает – приближается один из самых стрессовых моментов – сдача ЕГЭ, многие боятся экзаменов. К сожалению, именно от родителей и зачастую педагогов идет давление: «Ты должен обо всем забыть, в жизни есть только экзамены!»Виктория на полном серьезе предложила: «Прямо сейчас представьте – ваши дети не сдали экзамены и стали… счастливыми курьерами. Я сейчас не шучу. Прорвитесь через этот ваш страх. Тогда вы поймете, что в этой ситуации вы будете так же любить ваших детей, пусть они даже год поработают курьерами, а затем найдут свое прекрасное предназначение. Мы живем в иллюзиях. Есть иллюзия, что есть профессии, которые дают стабильность. Есть иллюзия, что есть вузы, куда надо обязательно поступать. Уйти от иллюзий и не давить на детей очень важно».Лайфхак: метод «помидора»«Когда дети находятся вместе с родителями, они легче переживают стресс. В этом смысле мы можем сказать большое спасибо ситуации самоизоляции, – уверена Виктория Шиманская. – Вы можете увидеть таланты вашего ребенка, а он научится переформулировать задачу, по-другому посмотрит на тайм-менеджмент».И Виктория тут же предложила чудесный метод «помидора»: «Были такие таймеры на кухнях в виде помидорок, отсюда и название… Это потрясающий способ мышления. (См. схему). Он позволяет фиксировать в себе внутреннее время. Примерно 25 минут – хороший период для осознания. Я планирую сделать два примера. Сделал полтора. Не страшно. Переносим на следующий период. Постепенно дети учатся чувствовать, какие задачи в разных предметных материалах и за какое время они решают. Это навык, которому, к сожалению, не учат в школе, но он очень пригодится вам и вашим детям».
Комментарии