Есть такой тип конкурсантов, немногочисленное, но крайне необходимое на соревновании племя, ≈ “солнышки”. Их улыбка поселяет оптимизм в души дающих конкурсные уроки, их песни топят лед соперничества.
Андрей Семке, физик из Краснодарского края, начал открытые уроки 4 октября очень необычно ≈ ровно в 8.20 собрал вокруг себя девятиклассников московской 1016-й средней школы и спел им песенку:
Розовые ушки, синий хоботок,
Хвостик завитушкой, на спине
цветок.
Ребята заулыбались, напряжение спало, даже жюри перестало казаться таким уж страшным. А между прочим, первый урок давал не сам Андрей Иванович, а его конкурентка. Но этот термин ≈ не из словаря физика Семке. У него в жизни не конкуренты, а друзья, коллеги, детки. Что же касается 11-й школы города Ейска, которую Андрей возглавляет уже четыре года, она вне конкуренции, несмотря на то, что школа не городская, а поселковая и учатся в ней вместо 125 ребят, на которых она рассчитана, 380. Пришлось даже конюшню под помещение для младшей школы переоборудовать. Уж очень много желающих попасть туда, где на двоечников не ругаются, где цветы в горшочках на всех подоконниках и горячий чай с булочкой на переменах. Где примут любую твою идею, внимательно ее рассмотрят и разрешат! Выпускать газету, например. С такой просьбой ребята однажды подошли к своему директору. “Что для этого нужно? – спросил Андрей Иванович. – Компьютер и немного времени”. Сейчас газета выходит на нескольких полосах и с двумя приложениями. Потом был открыт кружок брейк-данса ≈ тоже по инициативе ребят. Между прочим, все призы на городском конкурсе были их.
Любопытно, почему это ейским детям все время что-нибудь нужно? Жили бы себе спокойно… А потому что директор у них неугомонный, и коллектив вокруг себя такой же собрал. С некоторыми из коллег, конечно, пришлось расстаться, были и скандалы, на второй год директорства Андрей Иванович даже заявление об уходе подал. Но все миновало. И теперь Андрей уже с улыбкой вспоминает, как впервые увидел свое “сокровище”: “Подъезжаем к школе. Ни одной асфальтированной дорожки, грязина страшная. Мы кое-как по камушкам доползли до дверей. Собрали учителей, завели меня в кабинет. Смотрю – я самый молодой из всех. Сначала меня восприняли примерно так – мальчик, ты скоро отсюда уйдешь. Но решили неделю подождать, получится или нет”. Ни будущие верные соратники, ни дети не знали, с кем они связались! Андрея Семке меньше всего волновали разница в возрасте и тот факт, что его стаж на тот момент был всего четыре года. В первое же лето новый директор полностью перекрасил мрачные школьные стены, “выбил” спортивный зал ≈ под него совхоз отдал овощехранилище, отремонтировал крышу, провел в школу хорошую воду, посадил с ребятней цветы. Потом дело дошло до кабинетов. И все увидели, как хорошо работать и учиться в чистой, красивой школе.
Конечно, приятно осознавать, что на тебе держится отлаженный механизм школьной жизни. Правда, и работать приходится практически круглосуточно, без выходных. Такая нагрузка заставляет пересмотреть традиционную систему ценностей, представления о том, что такое хорошее образование и хороший ученик. Андрей рассуждает: “Традиционные критерии хорошей школы – сколько ребят на олимпиадах позанимали места, сколько с золотыми медалями, сколько с серебряными, сколько в вузы поступило. А я, например, горжусь мальчиком, который до девятого класса был середнячком – тройки, четверки. А потом сел на трактор и за первый год работы заработал вымпел лучшего тракториста совхоза. Так чем гордиться: золотой медалью или тем, что ребенок на своем тракторе перевыполняет нормы, опережает опытных работников?”
Андрей Семке – удачливый человек, счастливый директор. Для полного счастья ему, вернее его школе, не хватает только компьютерного класса и астрономического городка. Так это дело наживное!
Оксана ПТИЧКИНА
Комментарии